Академик Юрий Пивоваров. Должны ли православные ненавидеть Запад?
В последнее время в нашем обществе возникла тяга безоговорочно осуждать Запад, западную культуру, западный образ жизни. В чем-то такое стремление продиктовано реальными проблемами во взаимоотношениях России и всего того мира, который мы, крайне упрощая, называем словом «Запад», а в чем-то это попросту мода. Но в любом случае, на мой взгляд, такое огульное осуждение Запада — это плохо. И прежде всего, плохо с христианских позиций.
Начну с того, что Запад — это цивилизация, порожденная христианством. Пускай к этому христианству — католичеству и протестантизму — у нас, православных, множество претензий, но наш спор — это все равно внутрихристианский спор. В каком-то смысле — дело семейное. Может быть, когда-нибудь мы придем к согласию, а может быть, никогда не придем, тут уж все от Божией воли зависит — но отказывать Западу в христианском наследии уж точно не стоит.
Впрочем, ненавистники Запада именно в этом ему и отказывают, называя западную цивилизацию постхристианской. Здесь я вижу определенное лукавство, потому что с тем же успехом можно и современную Россию назвать постхристианской — делая упор на одни факты и игнорируя другие. Но ведь всякий человек, не понаслышке знакомый с жизнью Запада (а только такие и имеют моральное право участвовать в этой полемике) знает, что на Западе есть не только гей-парады, эвтаназия и доходящая до идиотизма политкорректность. Есть и множество христиан, которые не только вслух исповедуют свою веру, но и живут по ней. Сравните масштабы христианской благотворительности у нас и у них. Посмотрите, в какой мере на Западе христианские Церкви влияют на государственную политику — и в какой мере у нас. Сравните присутствие христианства в школьном образовании у них — и у нас. То есть кричать о том, что Запад (в отличии от нас) безбожный — это как минимум нечестно.
Ладно, когда это произносят люди, знающие о Западе только из отечественных СМИ — но куда хуже, если то же самое говорят те, кто регулярно бывает заграницей. Я не верю этим людям, которые кричат в телевизоре и в газетах о растленном влиянии Запада. Сами-то они очень любят туда ездить, очень ценят тамошний бытовой комфорт…
Я хочу подчеркнуть: Запад изначально, органически, вовсе не враждебен России.
Да, многие на Западе относятся к нам с нелюбовью, но кое в чем мы ее сами заслужили. Всегда ли поведение наших туристов или эмигрантов этически безупречно? На нас нередко смотрят сверху вниз? Да, но это говорит лишь о том, что идиоты есть везде, что везде есть духовные плебеи, которые сверху вниз смотрят на чужие культуры и цивилизации.
А разве если мы в себе пороемся, то не найдем в своем же народе пренебрежения к каким-то восточным культурам, к чернокожим?
Да, конечно, человек несовершенен, испорченность человеческой природы проявляется где угодно — и в Европе, и в Азии, и в Америке. Поэтому вовсе незачем идеализировать Запад (как делали это многие из нас на рубеже 80-90-х годов). В межгосударственных и межкультурных отношениях никогда не бывает благостности. Всегда есть конфликт интересов, а глубинная природа его — в человеческой греховности. Верующим людям незачем это подробно разъяснять.
Но тем более не стоит разжигать в себе эти темные страсти, незачем априори осуждать жителей западных стран только за то, что они — не мы. К тому же и с чисто практической точки зрения стоит учесть, что Россия сейчас одинока, что у нее нет союзников. И неплохо бы задуматься: в грядущих баталиях XXI века с кем будет наша страна: с Западом, с которым ее связывает основанная на христианстве культура, или с теми, кому глубоко чужды наши высшие духовные ценности? Не стоит забывать войну с гитлеровской Германией: при всех наших колоссальных расхождениях с Западом мы всё же выступили вместе против тоталитарного чудовища нацизма.
На это мне могут возразить: у нас, у России, свой особый путь, нам Запад слишком чужд, чтобы иметь с ним дело. Интересно, знают ли сторонники такого мнения, что в той же Германии (вот уж Запад в самом полном смысле слова!) вполне себе живут и здравствуют идеи, что Германия — это не Европа, что у немцев есть особый путь, некий «зондервег», что умом его не объять и аршином общим не измерить… Так думает, конечно, не большинство, но уже сам факт того, что подобные дискуссии будоражат общество, говорит о многом. И не только для Германии это характерно. То же самое было в Испании и Португалии.
Я как исследователь много занимался историей русской мысли XIX века, изучением полемики западников и славянофилов*. Так вот, будучи убежденным сторонником славянофилов, (но и к западникам отношусь с глубоким уважением), не премину заметить, что те вовсе не были ненавистниками Запада и вовсе не испытывали бездумных восторгов по поводу нравственного состояния современной им России. Нынешние же их «последователи» уверены, будто наш особый путь в том и заключается, чтобы обличать Запад и в упор не замечать собственных «свинцовых мерзостей». Напомню и цитату из Достоевского, слова Версилова из «Подростка»: «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была отечеством нашим, как и Россия. О, Боже! Нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусств, вся история их — мне милей, чем Россия. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим! У них теперь другие мысли и другие чувства, и они перестали дорожить старыми камнями… Там консерватор всего только борется за существование; да и петролейщик лезет лишь из-за права на кусок. Одна Россия живет не для себя, а для мысли».
А Федор Михайлович ведь не дурачок был, а пронзительнейший гений! И, кстати, идейный наследник славянофилов. Вслед за ним и я могу повторить, что, пожив и поработав на Западе и всю жизнь читая западную литературу, считаю Запад такой же моей культурной родиной, как Толстого, Достоевского, Бердяева. Европа — наш общий дом.
То, что в доме этом сейчас зачастую становится неуютно — это правда. То, что христианский импульс на Западе гаснет — тоже правда. Но, вернее сказать, это лишь часть правды. Если человек болен, даже тяжело болен — это еще не повод приравнивать его к его же болезням и не видеть в нем ничего, кроме отклонений. Помимо больного тела, в нем может быть и огромная душа.
И, кстати, если уж развивать это сравнение, то Запад в целом гораздо более здоров, чем Россия. Нам нужно не отворачиваться от него, но перенимать не болезни, а именно то здоровое, что там есть. И учет положения слабого, и действенная демократия, и отказ от «социального дарвинизма». Это же не что иное, как попытка Церкви и церковных людей как-то улучшить ситуацию в обществе. Вообще, если христианство хоть в какой-то степени себя реализовало в социальной сфере — так это в западной системе. Она в наименьшей степени противоречит евангельскому духу. Не говорю — в наибольшей степени соответствует, но именно что в наименьшей степени противоречит. И нам, русским, это вовсе не чуждо на самом деле, элементы всего этого были у нас и в XIX веке, и в начале двадцатого. И христиане западные — не чужие для нас люди, это все равно наши браться во Христе. А можно ли любить Бога, ненавидя брата своего?
Вновь повторю: Запад — вовсе не идеальное общество. Но не нам, пережившим страшный опыт тоталитарного коммунизма, не нам, проигравшим, по выражению А. И. Солженицына, двадцатый век, свысока поучать Запад. Давайте лучше исправим себя.
Foma.ru
КИЕВ. Похищение монахинь Покровского монастыря признали покушением на убийство