ДНЕПРОПЕТРОВСК. «Общественники посетили колонии»
Исправительные учреждения пенитенциарной системы до недавнего времени считались закрытыми для общественности. Доступ посторонних лиц на территорию исправительной колонии был строго ограничен. Вследствие закрытости образ пенитенциарных учреждений обрастал надуманными фактами нарушения прав человека и иными негативными домыслами. В настоящее время подобные учреждения посещают многие общественные организации, которые к тому же осуществляют контроль за исполнением наказаний, участвуют в решении вопросов защиты прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов пенитенциарной службы, а также осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Чувствовать себя гражданами
Одна из таких организаций в регионе – общественный совет управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Днепропетровской области, в который входят представители различных общественных организаций и СМИ, а также священники Украинской Православной Церкви.
Очередное свое заседание члены общественного совета решили провести выездным.
Подобные рабочие поездки членов общественного совета в исправительные учреждения области – явление нередкое. Морально-психологическая обстановка в колонии, бытовые условия жизни осужденных, их просьбы, пожелания, замечания – все это волнует общественный совет областного управления ГПтСУ, который выступает как координатор взаимодействия с институтами гражданского общества.
…Подъехав к Игренскому исправительному центру, в котором содержатся мужчины, осужденные к ограничению свободы, мы увидели возле проходной ожидающего нас заместителя начальника по социально-воспитательной и психологической работе, майора внутренней службы Геннадия Зиневича. Как заботливый хозяин Геннадий Викторович провел нас в свой служебный кабинет, где к разговору присоединился исполняющий обязанности начальника исправительного центра, майор внутренней службы Алексей Баранецкий. Он рассказал, что в ИЦ постоянно находятся 450-470 осужденных, которые после отсидки большего срока в колониях идут на условно-досрочное освобождение. Для них созданы рабочие места на шести контрагентных объектах (предприятиях) областного центра. Это строительные организации, завод по производству бетона и другие. Приходится всячески зарабатывать средства – ведь центр находится на самообеспечении.
– Ежедневно 120-130 человек работают на производстве за территорией учреждения, – подчеркивает Алексей Болеславович. – Примечательно, что около половины из них после отбытия наказания остаются там работать и в дальнейшем.
Об освобождении своих подопечных администрация думает заблаговременно: в течение 2012 года 88 осужденным сделали паспорта. Практически все выходят на свободу с документами.
Говоря об известных проблемах заключенных – туберкулезе, ВИЧ, наркомании, мы зачастую забываем о проблемах людей, которые работают с ними. Главные трудности – это люди и финансирование. Коллектив центра небольшой 57 человек. Офицеры сетуют на то, что сняли льготную выслугу лет – раньше три года шли за четыре. Сейчас год за год. Да и на пенсию по выслуге лет (нужно было не менее 20) больше не уйдешь – нужно отработать полноценных 25 календарных лет. Вторая болевая точка – низкие зарплаты персонала. Молодой человек, 20-21 год, устраиваясь на должность младшего инспектора, получает до 1450 гривен!
После разговора с командованием центра члены общественного совета осмотрели территорию исправительного учреждения, ознакомились с условиями содержания осужденных в отрядных помещениях.
- Мы приехали сюда для того, чтобы помочь вам разрешить те вопросы и проблемы, которые не удается решить в обычном порядке, – обратилась к заключенным председатель общественного совета Ирина Герасимова. – Ни одно обращение не останется без внимания. Вы должны чувствовать себя гражданами.
Тюрьма – не клеймо
Последний пункт нашего вояжа – Павлоградская исправительная колония (№142), где содержится около 300 женщин. Она недавно создана на базе бывшей колонии для несовершеннолетних преступников.
Как и положено, вначале была радушная беседа с начальником колонии, майором внутренней службы Андреем Лысенко.
– Без дела наши подопечные не сидят. Они рады любой работе. Зарплата перечисляется осужденным на специальный счет, – рассказывает Андрей Лысенко.
Обходя отряды колонии, мы увидели спальные помещения, душевые, комнаты отдыха, где установлен телевизор. В каждом отряде есть специальная комната с вещевыми ячейками, где осужденные могут хранить то, что им приносят родственники. Шагая по отряду, со всех сторон слышишь громкое: «Здравствуйте!». Так здороваются с незнакомыми людьми ученики в сельских школах. Здесь же это создает несколько странный эффект. Ведь это не школа и не дети.
Одной из целей рабочей поездки был прием по личным вопросам. Записались трое осужденных. Мало, подумалось сначала. Но чуть позже стало понятно, что это не показательное мероприятие. На прием каждый пришел со своей историей, в которой есть место и боли, и горю, и вере, и надежде…
Осужденная К.И., статья 296, часть 1 – хулиганство – поначалу так сурово и сухо представилась первая арестантка. Ирина Герасимова, уже не первый раз общаясь с подопечными, хорошо знает, как избавиться от напряжения и официоза.
Молодая девушка с ясными чистыми глазами постепенно оттаивает, переходит на нормальную речь. Выясняется, что она жила и воспитывалась в интернате в Запорожской области. В мае по условно-досрочному освобождению должна выйти на свободу. Но идти ей некуда, где зарегистрироваться и найти работу, она не знает. Паспорт и трудовая у нее есть. Выслушав девушку, священник Валентин Дорощук, возглавляющий центр социальной адаптации «Преображение» (в общественном совете возглавляет комиссию по ресоциализации осужденных), записывает ее данные и обещает оказать посильную помощь.
Осужденная Е.В. лишена родительских прав, но хочет с помощью гражданского мужа (который не лишен прав) забрать пятилетнего сына-инвалида Даниила из Верхнеднепровского детского дома-интерната №1 и опять воспитывать, лечить его. Молодой женщине осталось два года до освобождения, но она все делает, чтобы заслужить УДО. Члены общественного совета пообещали узнать о сыне и в дальнейшем оказать ей посильную помощь.
– Права осужденных женщин заслуживают особого внимания. Я часто бываю в этом учреждении и вижу все положительные изменения, которые здесь происходят. Особое внимание уделяется охране здоровья. Я считаю этот вопрос очень важным, учитывая специфику режимного учреждения, – отметил руководитель отдела в делах пастырского попечения пенитенциарной системы Днепропетровской епархии УПЦ протоиерей Андрей Демидас.
С каждым осужденным Ирина Владимировна и ее коллеги побеседовали по душам. Ни к одному не отнеслись по-канцелярски. И это приятно. Они выйдут на свободу, должны будут вернуться к нормальной жизни, строить нормальные отношения. И выйти они должны не озлобленными, закрытыми, никому не нужными людьми. Тюрьма не должна стать для экс-арестантов клеймом на всю жизнь. Ведь, как говорится, если тюрьма не учит заключенного жить в обществе, она учит его жить в тюрьме.
По итогам поездки состоялось совместное совещание, где члены общественного совета дали оценку деятельности руководства колоний, совместно рассмотрели имеющиеся в учреждении проблемы и наметили пути их решения.
Наивно было бы полагать, что нечастые визиты журналистов и представителей общественных организаций кардинально изменят ситуацию в отечественной пенитенциарной системе. Но облегчить ее можно. Главное – привлечь внимание общественности к проблемам людей, которые скоро окажутся среди нас, и к тем, кто работает с ними.
Анатолий Будяшевский
(газета «Наше місто», 8 февраля 2013 г., № 14)
ДНЕПРОПЕТРОВСК. На базе учебно-реабилитационного центра пройдет Всеукраинский педагогический семинар