СОФИЯ. Памяти Болгарского Патриарха Максима
Ранним утром 6 ноября в больнице Софии скончался Предстоятель Болгарской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Болгарский и митрополит Софийский Максим. Утром на колокольне кафедрального храма-памятника св. блгв. кн. Александра Невского в Софии было вывешено черное полотно в знак скорби о любимом и глубокопочитаемом Предстоятеле, посвятившем Болгарской Православной Церкви практически 86 лет своей долгой и сложной жизни…
Неделей ранее, 29 октября, Болгарская Православная Церковь отметила 98-й день рождения Патриарха Максима, совместив этот личный праздник со всецерковным празднованием 130-летия заложения фундамента и 100-летия освящения патриаршего кафедрального храма-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского — главного православного собора как болгарской столицы, так и всей Болгарии и Болгарской Православной Церкви. В торжественных мероприятиях приняли участие представители Поместных Православных Церквей, а с Афона был принесен специально выполненный к юбилею список чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» — дар собору святогорского братства. Икона была положена в храме для поклонения верующих, но на краткое время её привезли в больницу, чтобы к ней смог приложиться и Патриарх Максим, который по рекомендации врачей не участвовал в юбилейных торжествах и в молебне о своем здравии.
Его Святейшество Максим прожил 98 лет — из них 41 год он был Патриархом, 71 год был монахом и молитвенником за Болгарскую Православную Церковь и болгарский народ. За время его жизни не раз менялся государственный строй в стране, происходили важные изменения в Болгарской Церкви, в том числе признание её автокефалии Константинопольским Патриархатом, кардинально менялся мир, прошла целая эпоха… Подобно своим современникам Патриархам Московскому и всея Руси Алексию, Сербскому Павлу, Румынскому Феоктисту — Патриарх Максим окормлял вверенную ему болгарскую паству в годы тяжелых потрясений и глобальных изменений, содействовал сохранению и возрастанию Болгарской Церкви.
Еще в 12 лет подросток из бедной болгарской семьи Марин Минков ушел в расположенный рядом с его родным селом Троянский монастырь и стал послушником. Впереди его ждали годы учебы в высших духовных заведениях и — 13 декабря 1941 г., во время второй мировой войны, монашеский постриг с наречением имени в честь великого свидетеля и защитника Христианства — прп. Максима Исповедника.
В 1950-1955 гг. уже архимандрит Максим был настоятелем Болгарского церковного подворья в Москве и способствовал как развитию недавно открытого подворья, так и возрождению и укреплению духовных связей двух сестринских Православных Церквей. Укреплению духовных связей он способствовал и уже будучи Патриархом, когда посетил почти все Православные Поместные Церкви и поддержал ряд церковных, культурных и научных церковных проектов. Во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которая состоялась 27 апреля 2012 г. в Софии, Патриарх Максим вновь подчеркнул важность укрепления духовных отношений с Русской Православной Церковью. «Крепкая основа наших братских взаимоотношений — не просто воспоминание прошлого, но и поныне живой и действенный завет, который мы, наследники святого Киприана Московского и всех достопамятных болгарских и русских иерархов далекого и близкого прошлого, свято храним и, которому неуклонно следуем в своей жизни и своих действиях», — сказал тогда Патриарх.
Вернувшись на родину, он был секретарем Синода Болгарской Церкви и председателем Редакционной коллегии Синодального издательства и, несмотря на цензуру и всевозможные ограничения со стороны властей, курировал издание газеты «Церковный вестник» и журнала «Духовная культура», единственных православных изданий в коммунистической Болгарии. Осенью 1960 г. он возглавил кафедру родной Ловечской епархии, и, несмотря на сложное политическое и экономическое состояние страны, восстановил несколько храмов. Он получил звание honoris causa Софийской и Московской Духовных академий, главным сочинением патриарха Максима стал трехтомный сборник проповедей «На ниве Господней».
25 июня 1971 г. на Церковно-народном соборе митрополит Ловечский Максим был избран Патриархом Болгарской Православной Церкви. В болгарском обществе долгие годы было распространено убеждение, что он был агентом болгарских спецслужб, и его избрание Патриархом было «продиктовано» властями. В 90-е года ХХ в. это убеждение стало основанием раскола в Болгарской Церкви, когда в сменившихся политических условиях ряд иерархов потребовали отставки Патриарха Максима и проведения выборов нового Предстоятеля Церкви. В результате в Болгарии возникла параллельная церковная структура с новым раскольническим патриархом во главе, которому подчинились многие митрополиты и священнослужители. Но благодаря мудрому управлению Патриарха Максима и поддержке Поместных Православных Церквей масштабы раскола удалось значительно сократить и вернуть большинство митрополитов и священнослужителей под омофор канонического Предстоятеля.
Неоднократно в болгарских СМИ появлялись слухи о тяжелом состоянии здоровья Патриарха, но каждый раз врачи заверяли, что Его Святейшество, хотя и страдает много лет диабетом, проходит не лечение, а курс интенсивной терапии.
Выражая благодарность за поздравления с 98-летием Патриарх Максим обратился ко всем со словом, которое отличалось от ранних выступлений как краткостью, так и глубокой эмоциональностью и словно выражало предчувствие скорого перехода в мир иной. Но, читая это слово, может кто и подумал, но мало кто мог поверить, что оно действительно станет последним обращением Болгарского Предстоятеля к своей любимой пастве…
«Смиренно прославляю Бога, Который благословил и в 98-годовщину моего рождения благоговейно поклониться пред списком чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть».
В памяти всплывают события прошедших дней — с благодарностью к Богу и восклицанием слов св. пророка и царя Давида: «Господи, прости все мои грехи!» (Пс. 24.18). В жизни и служении я не искал почестей и не стремился к славе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу о милости Твоей и истине Твоей» (Пс. 113.9). С Божией помощью я сделал то, что смог и что должен был сделать (Лк. 17.10). Я лишь заботился с чистой совестью, чтобы по мере возможностей служение мое было благоприятно Богу, плодоносно Церкви и полезно для народа. Старался быть в единстве, согласии, единомыслии и мире, как советовал св. апостол Петр: «Будьте все единомыслены» (1 Петр. 3.8)…
«Слава Богу за все!» С трепетным волнением и сердечной искренностью говорю эти бессмертные слова и сегодня, в день 98-летия моего рождения. Скажу словами царя Давида: «Господь меня строго наказал, но смерти не предал меня» (Пс. 117.18). Времена и годы — в Божией власти. Я перешел в библейский возраст. Да будет Божья воля! «Господи Боже, упование мое с юности моей, не отвергни мою старость… Когда оскудеет крепость моя, не оставь меня» (Пс. 70.5.9).
Прошу вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и ради любви Духа, содействуйте мне в молитвах за меня к Богу (Рим. 15.30). Аминь».
Вечная память почившему Патриарху Болгарскому Максиму!