Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион. «Мученичество как свидетельство: о новомучениках и современных гонениях на христиан»

Каждое посещение Киева для меня является особой радостью. Я не первый раз принимаю участие в Успенских чтениях и благодарен организаторам этой конференции за приглашение на авторитетный международный научный форум.

Церковь — организм богочеловеческий, она пребывает «в мире», но как явление Царства Христова — «не от мира сего».

Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. Господь Иисус Христос говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Нужно помнить, что Сам Христос призвал своих учеников, то есть всех нас, быть Его свидетелями.

Языческие писатели и христианские апологеты говорят, что появление и распространение христианства было встречено со стороны населения Римской империи единодушной ненавистью — со стороны как низших слоев общества, так и образованного класса. «Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев, тех, которые следуют слову Божию?» — вопрошал Тертуллиан. «Сколько раз враждебная к нам чернь, — говорит тот же христианский писатель третьего века, — нападала на нас, бросала камни и сжигала наши дома. Не щадят христиан даже мертвых, вытаскивают трупы из гробов, чтобы над ними надругаться, чтобы растерзать их на куски» [1]. Ненависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время общественных бедствий.

В некотором смысле события повторялись из века в век: психология толпы, если она охвачена истерией, не меняется от того, к какой религии принадлежат те, кто ее составляет. Толпе нужен враг, на котором можно сорвать злобу, и инаковость христиан вызывала ненависть «мира сего».

В первые века истории Церкви христиан преследовали по той причине, что христианство оказалось в противоречии с основными законами Рима, касающимися религиозной жизни его граждан. Сложившийся гораздо ранее появления христианства правовой порядок империи предъявлял исповедникам такие требования, которых последние не могли выполнить, оставаясь христианами.

Эпоха раннего христианства дала множество святых, пострадавших за Христа, которых мы называем мучени. Греческое слово «мартис» (μάρτυς – мученик) означает «свидетель». Русское слово «мученик» не совсем верно передает смысл греческого слова «мартис». Есть это слово и в современном греческом языке: μάρτυς — это, например, свидетель в суде. Древние христианские писатели, говоря о мучениках, называют их свидетелями Христовыми. В русском переводе акцент сделан на мучении, перенесении страданий. Неточный перевод слова здесь обусловлен иным пониманием самой сути мученичества. В Римской империи истязанию в известных случаях подвергался всякий преступник, будь то язычник или христианин. Пытки в римском судопроизводстве являлись законным и часто применяемым средством дознания и не воспринимались как недопустимое деяние. Таким образом, подлинной ценностью были не страдания, а готовность христиан претерпеть боль и саму смерть ради Христа. Мученики для ранних христиан — это, прежде всего, исповедники веры, более того — борцы (αθληται) за веру. Их истязания и смерть — это подвиг с оттенком торжественности, а μαρτυs — не пассивный страдалец, а проповедник Евангелия, продолжатель дела апостолов.

В отличие от подвига, который совершается одномоментно, мученичество — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе. Свидетельство своими словами и делами, свидетельство во всех жизненных обстоятельствах. Поэтому мученичество — не столько акт, сколько процесс.

Для христиан смерть — встреча со Христом, начало новой жизни, гораздо более полной и радостной, нежели земное существование. Общее стремление христиан в этом смысле выражено в словах апостола Павла: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. …Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:21-23). Отнимая у мучеников земную жизнь, палачи открывали им врата в Небо, а потому и смерть для них не была связана с ощущением безвозвратной потери.

Мученик делает выбор, решая, что ему дороже: Христос или он сам, его собственное земное существование. Тем самым он в высшей мере выполняет заповедь Христову: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25).

Подлинными продолжателями мучеников первых веков стали новомученики XX века. Прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, совершившееся на юбилейном Архиерейском Соборе 2000-го года, открывает нам путь к уразумению воли Божией. Миллионы православных верующих после революции 1917 года подверглись жесточайшим гонениям. Они явили мужество, твердость веры и величайшее смирение перед лицом постигших их и Церковь испытаний. Их подвиг, как и подвиг мучеников первых веков, заключался в свидетельстве о Христе, а не только в факте насильственной кончины: «Пусть скорбь твоя о злобе мира, — писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, — не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце… Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем Дух Кротости, Дух Любви» [2].

Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых  остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам.

Сегодня мы переживаем новую волну гонений на христианство. Акты вандализма по отношению к христианским святыням в этом году, к сожалению, совершались и в России, и в Украине. Вспомним спиленные недавно безбожниками поклонные кресты в Киеве и в Архангельске, оскорбительную для миллионов верующих выходку в Храме Христа Спасителя. Эти случаи — дерзкий вызов против христианской веры и Церкви. Но во многих уголках планеты не просто нарушаются права христиан и наносятся оскорбления их чувствам: христиане изгоняются из своих домов, лишаются своих храмов и проливают кровь за право свободно жить по заповедям Божиим, именоваться последователями Христа.

«Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу», — говорит Господь в Евангелии (Ин. 16:2). Исполнение этих пророческих слов мы видим сегодня. В мире распространилась идеология, которая не только оправдывает, но и предписывает убийства христиан как акт служения Богу. Я имею в виду, прежде всего, экстремизм под исламскими лозунгами.

Христиане сегодня становятся заложниками большой политической игры, связанной с геостратегическим переделом Ближнего Востока и Африки. Радикальный ислам экспортируется в страны, для которых он никогда не был характерен. Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами, присваивают себе право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Идеологи радикальных организаций призывают к тотальному истреблению всех христиан. В лучшем случае им, согласно воззрениям экстремистов, позволят жить на положении людей третьего сорта.

На мой взгляд, радикализм порождается невежеством. Когда люди плохо знают свою веру и еще хуже веру своих соседей, это дает почву для агрессии против представителей других вероисповеданий. Люди имеют греховную природу, они подвержены влиянию агрессивного начала, которое высвобождается иногда и под влиянием псевдорелигиозных лозунгов. Традиционный ислам указывает своим последователям на необходимость борьбы с агрессивными эмоциями, однако радикальный исламизм находится в полном противоречии с традиционным исламом. К сожалению, исламское сообщество пока не нашло способ эффективной борьбы с распространением религиозного экстремизма.

Однако неправильно было бы возлагать ответственность за происходящее только лишь на темных, невежественных фанатиков-экстремистов, действующих стихийно, неорганизованно, чуть ли не в одиночку. Часто за спинами погромщиков стоят силы, основной целью которых является получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи. Успех таких людей оплачен кровью. Другим политическим фактором, ухудшающим положение христиан, является вмешательство в дела региона со стороны стран Запада.

Из 60 тысяч христиан Ливии (в основном они проживали в городах Тобрук и Бенгази) во время гражданской войны более половины покинули страну. В прошлом году более 100 тысяч христиан уехали из Египта, и в этом году происходит рост численности вынужденных эмигрантов-христиан. В Ираке, где еще недавно проживало полтора миллиона христиан, в настоящее время осталась лишь одна десятая от этого числа: остальные бежали или были убиты, а те, которые остались, ежедневно опасаются за свою жизнь. В Тунисе — стране, где первой расцвела «арабская весна», — участились поджоги храмов, а в июле в Интернет попало видео: мусульманину, перешедшему в христианство, исламские фанатики отрезают голову. После этого треть из 25 тысяч тунисских христиан заявили в телеопросе, что не видят в Тунисе своего будущего. Недавно в сети Интернет была размещена фотография человека, который за переход из ислама в христианство был распят в одном из городов Йемена. Надо отметить, что Йемен (по данным правозащитной организации Open Doors) сегодня входит в шестерку стран, в которых христиане подвергаются наиболее сильным гонениям.

Десятки тысяч христиан стали жертвами религиозной нетерпимости в охваченной войной Сирии. Из Хомса под давлением суннитских радикалов вынуждены были бежать не менее 50 тысяч христиан. По данным СМИ,  90 % христиан из Хомса были насильно выселены, их дома и имущество распределены между суннитскими семьями. После нападения исламистских повстанческих группировок на Эль-Кусайр около 30 тысяч христиан бежали из этого города в западной части центральной Сирии.

Наиболее трагическим для христиан Сирии за все время конфликта стал август 2012 г. В конце августа в Алеппо  повстанцами была разгромлена резиденция греко-католического архиепископа Иоанна-Климента Жарбара, который после этого вместе с несколькими священниками бежал из Сирии в соседний Ливан. В Алеппо уничтожены многие христианские учреждения, в числе которых — музей христианской культуры византийского обряда. На прошлой неделе боевики так называемой «Армии освобождения Сирии» сожгли католический храм в Алеппо. Христиане продают свои квартиры, но их никто не покупает. «Зачем? — вопрошают их ненавистники. — Очень скоро мы получим их даром». По данным СМИ, 200 тысяч христиан покинули Сирию; массовый исход продолжается. В июле группировка «Лива-аль-ислам» («Бригада ислама») уничтожила христианскую семью в Баб Туме. Боевики заблокировали автомобиль христианина Набила Зореба, государственного служащего. Ему, его жене Виолетте и двум сыновьям, Джорджу и Джимми, было приказано выйти из автомобиля, после чего все они были убиты.

Если в Сирии идет гражданская война, которая порождает жестокость, то в такой стране, как Пакистан, войны нет. Однако именно в этой стране происходят наиболее жестокие расправы и изощренные издевательства над христианами. И порождаются они, в первую очередь, бездействием властей, безнаказанностью. Несколько недель назад Католическая служба новостей «Fides» опубликовала список наиболее громких случаев насилия по отношению к детям и подросткам из христианских семей, имевших место в Пакистане. Вот лишь два из них. 13-летняя девочка-христианка была изнасилована группой экстремистов, а члены ее семьи были жестоко избиты. Полиция отказалась от поисков виновных. 14-летний мальчик Сунээль Масих был зверски убит в городе Фейсалабад (провинция Пенджаб). 21 августа этого года полицией было найдено изуродованное до неузнаваемости тело юного христианина в изолированном районе города. Комиссия по защите прав человека в Пакистане сообщает о росте числа похищений девушек с целью их насильственного обращения в ислам. В прошлом году было зарегистрировано около 1 800 случаев похищений христианских и индуистских девушек. За последние годы наблюдается тревожный рост числа подобных преступлений.

17 августа в районе Мехрабад пакистанской столицы по обвинению в осквернении Корана, согласно закону о «богохульстве», была арестована 11-летняя Масих Римша. По стране прокатилась волна антихристианских выступлений. Однако позже выяснилось, что страницы Корана были подброшены в сумку девочки имамом местной мечети. Этот факт подтвердили несколько свидетелей. Закон и раньше использовался для сведения счетов с христианами и по мотивам личной неприязни. Эксперты считают, что абсолютное большинство осужденных по этому закону, а это более 1000 человек, были наказаны по ложным обвинениям.

Можно приводить и другие примеры насилия и притеснения христиан в различных регионах мира, что я не раз делал в своих докладах и выступлениях.

Для каждого из нас проблема преследований по религиозному признаку не является предметом кабинетных размышлений и переживаний, но настоящей болью, которая побуждает нас бороться с этим злом.

Сегодня необходимо использовать все возможные способы для улучшения положения христиан. В качестве примера хотел бы привести судьбу пастора Юсефа Надархани, приговоренного в 2010 году иранским судом к смертной казни за распространение христианства среди мусульман. Русская Православная Церковь предприняла усилия, направленные на спасение 34-летнего отца двоих детей. В сентябре 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к аятолле Хаменеи с просьбой помиловать пастора; письмо с аналогичной просьбой я тогда же направил президенту Исламской Республики Иран М. Ахмадинежаду. 26 июня 2012 года во время встречи с генеральным секретарем Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов аятоллой Мохаммадом Али Тасхири, прибывшим в Москву для участия в заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам», мной  еще раз был поднят вопрос о судьбе пастора Юсефа Надерхани. В ответном слове аятолла М. Тасхири заверил меня, что по приезду в Иран доведет просьбу Русской Православной Церкви до аятоллы Хаменеи. Голос нашей Церкви был услышан, и 8 сентября пастор был освобожден. Думается, что одной из причин понимания нашей позиции в Иране стал тот факт, что Русская Церковь вот уже пятнадцать лет ведет регулярный диалог с богословами Ирана, у истоков которого стоял митрополит, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодня на всех нас лежит огромная историческая ответственность за судьбу братьев и сестер на Ближнем Востоке. До настоящего времени наши усилия, в основном, были направлены на то, чтобы привлечь внимание к проблеме, которая часто замалчивается в СМИ. Было принято несколько заявлений Священного Синода в связи с разрастанием проблемы преследования христиан в ряде стран. В ноябре-декабре 2011 года в Москве состоялась масштабная международная конференция, посвященная преследованию христиан в мире. В 2013 г. планируется организовать подобную конференцию с привлечением высоких представителей разных религиозных конфессий. Церковь своими силами не может в полной мере оказать страдающим христианам необходимую им помощь, поэтому перед нами стоит задача через существующие общественные организации, осуществляющие связи с Ближним Востоком, старейшей из которых является Императорское Православное Палестинское общество, находить пути поддержки страдающих христиан. Необходимо активно обращаться к руководству наших государств с просьбой учитывать тему дискриминации христиан в отношениях с теми странами, где такая дискриминация имеет место.

Обращаясь к исповедникам христианства, апостол Петр говорил: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:13). Помня эти слова, мы единодушно желаем, чтобы Всемилостивый Господь подал скорбящим и притесняемым отраду и утешение, чтобы они, чувствуя помощь и сострадание своих далеких географически, но близких по вере братьев и сестер, благодатью Божией нашли в себе силы и далее идти по пути твердого стояния в вере.

_____________________________________________________________

[1] Цит. по: Поснов М.Э. История Христианской Церкви. М., 2002. С. 52.

[2] Дамаскин (Орловский), игумен.  Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4. Тверь, «Булат», 2000, с. 252.