Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ДНЕПРОПЕТРОВСК. В кафедральном соборе архипастырь совершил освящение антиминсов

4 августа, в день памяти святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, в Свято-Троицком кафедральном соборе города митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил чин освящения антиминсов. Накануне этого события, соборно была отслужена вечерня и утреня, за которой архипастырь молился в алтаре. К рядовой службе была присовокуплена еще одна – служба обновлению Храма в Иерусалиме, которая обязательна при освящении антиминсов.
Согласно чинопоследования, приготовленные платы перед началом Божественной литургии были возложены на Святой Престол. Под пение положенных молитвословий владыка Ириней в алтаре окропил приготовленные платы святой водой и запечатлел их Святым Миром. Затем в каждый плат была вложена частица мощей святых угодников. Всего тем утром было освящено 50 антиминсов для новых православных общин Днепропетровско-Павлоградской епархии, а также для замены ими уже обветшалых антиминсов.
После освящения правящий архиерей в сослужении соборного духовенства совершил Божественную литургию.
По уставу после освящения антиминсов положено в течение семи дней неукоснительно совершать Евхаристию, а вновь освященные антиминсы должны пребывать на Престоле. После чего они обязательно должны быть подписаны архиереем.

К СВЕДЕНИЮ:
Правило совершать Евхаристию на антиминсе восходит к раннехристианской практике совершения богослужений на гробницах мучеников. В настоящее время антиминс освящается архиереем по особому чину. Слово «антиминс» происходит от греческого «вместо» и латинского «стол» и переводится как «вместопрестолие», т.е. то, что может заменить собою Престол. Антиминс представляет собой шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя. С обратной стороны этого плата, на уровне изображения Креста, вшиваются частицы святых мощей. По краям делаются надписи о том, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. Антиминс обязательно освящается архиереем и присутствует на каждой Литургии, совершаемой в храме или, при необходимости, вне его. Без антиминса Литургия не может быть совершена.
Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия святых мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых. Епископ, приезжавший освятить храм, перед освящением Престола ставил на него ковчег, или ларец со святыми мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ними свою грамоту, и к ней прилагал частицу святых мощей. Это и стало называться антиминсом: вшитые с обратной стороны плата частицы мощей заменили ларец с мощами, а надписи по краям — это та же грамота, посылаемая архиереем в освящаемый храм. Антиминс является одной из главных святынь храма и служит свидетельством того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа Церкви.
Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основание в Священном Писании. В Откровении Апостола Иоанна Богослова говорится, что он видел на небесах алтарь и под алтарем – души избиенных за веру в Слово Божие и за свое свидетельство о Христе (Апок. 6:9). Кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее \»багряницею и виссом\», как поется в тропаре на освящение храма. Поэтому Литургия может совершаться только на святых мощах мучеников – на этом втором основании Церкви
В Русской Православной Церкви первоначально антиминс употреблялся только в храмах с неосвященным престолом, но по постановлению Московского Собора 1675 года антиминс должен находиться на всех престолах. Каждый антиминс предназначен для конкретного храма, о чем свидетельствует подпись архиерея на антиминсе. Наличие в храме подписанного антиминса означает разрешение совершать в нем Божественную Литургию.
Антиминс был введен в употребление и для того, чтобы удобнее сохранить святыню от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их. Для большей сохранности антиминсы завертываются в другой плат, называемый илитоном (от греческого «обвертка, повязка»). Он напоминает собою \»сударь\», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угрожает опасность, например, от кощунников или от пожара, то священник должен быстро вынести антиминс из храма и спасти святыню.
Антиминс удобен и тем, что позволяет совершать Литургию вне храма, в любом приличном для этого месте.

Пресс-служба Днепропетровской епархии