КИЕВ. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке
27 июля, в канун дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и в канун Дня Крещения Руси — государственного праздника России, Белоруссии и Украины, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Днем Крещения Руси, и с днем памяти Крестителя нашего — святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира. И у этого величественного памятника с дивным видом на Днепр невольно представляешь себе все величие подвига, который совершил благоверный и равноапостольный князь.
Крещению Руси предшествовали годы осмотрительного изучения всего того, что тогдашний мир предлагал с точки зрения религиозного выбора. И из всего многообразия этих предложений князь Владимир делает судьбоносный выбор, принимая веру православную. А поелику крещение князя не было только его личным делом, — ведь крестился глава народа, — то его выбор стал выбором всего народа.
Мы не можем даже представить себе, насколько трудным был этот шаг святого князя Владимира. Каждый из своего личного опыта знает, как сложно противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некую внешнюю культуру, выйти из которой означает совершить поступок мужественный, поступок, несомненно сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала человеческие инстинкты, она сопровождалась бурными застольями, как и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и некую видимую культуру; однако великий благоверный и равноапостольный князь делает решительный шаг в другую сторону.
Наверняка в то время были люди, которые говорили, что он делает неправильный выбор из всех имеющихся предложений. И знаем точно, что многие из народа не одобрили его выбора, потому что душой оставались язычниками. Им было трудно порвать со свободой языческих нравов и принять новые обязательства пред Богом, которые требовали духовного подвига, самоограничения, — то есть того, что было противно языческому образу жизни. Но, несмотря на эти трудности, совершилось историческое деяние: вместе с Крещением Русь сделала свой цивилизационный выбор и на протяжении веков сохраняла верность этому выбору.
В наше непростое время мы сталкиваемся с теми же искушениями, с которыми столкнулся равноапостольный князь Владимир. Кто-то говорит об ошибке великого князя, о том, что не в ту географическую сторону обратил он свой взор, что надо было сделать иной выбор, и тогда, мол, наша жизнь была бы лучше. Наверняка то же самое говорили древние киевляне: зачем он делает этот выбор? Зачем возлагает на нас новые бремена? Зачем требует от нас того, что не требовала старая вера? Но ведь и сегодня для многих, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым. Некоторым кажется, что она связывает их личную свободу, что она требует невозможного, что она мешает жить в свое удовольствие, по голосу плоти.
Действительно, христианство, в отличие от языческого образа жизни, — будь то в глубокой древности или в нынешнее время, — требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения горЕ. А идти вверх, как мы знаем, гораздо тяжелее, чем спускаться вниз. Вот это требование к каждому человеку и ко всему народу становиться лучше и лучше, духовно и нравственно укрепляться, многие и сегодня воспринимают как бремена неудобоносимые, повторяя ропот язычников-киевлян.
Но победил князь Владимир, определив цивилизационное развитие своего народа, включив через Таинство Крещения свой народ в великую традицию духовной и нравственной жизни, увенчанную и украшенную подвигом сонма святых и новомучеников. И сегодня мы верим, что, несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольного великого князя Владимира, мы будем идти вперед, будем стремиться горЕ, потому что человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле.
Я хотел бы от всего сердца пожелать всем нам, Украинской державе, народу Украины, всем народам исторической Святой Руси сохранять верность тому выбору, который совершил равноапостольный и благоверный великий князь Владимир.
Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто принял участие в этой символической и духовно напряженной молитве на этом особом святом месте, поблагодарить представителей всех братских Поместных Православных Церквей, которые прибыли в Киев, чтобы отпраздновать 20-летие пребывания на Киевском престоле Блаженнейшего владыки митрополита Владимира. Хотел бы также сердечно приветствовать постоянных и временных членов Священного Синода Русской Православной Церкви и выразить радость в связи с тем, что по установившейся традиции мы вчера имели возможность провести заседание Синода и принять важные и судьбоносные решения, касающиеся жизни нашей Церкви.
Еще раз, обращая свой мысленный и молитвенный взор к святому равноапостольному князю Владимиру, помолимся ему о приобщении новых и новых поколений людей к тому духовному выбору, который он совершил дерзновенно и мужественно, еще будучи язычником, но прозревая величие и красоту христианского бытия. Аминь. С праздником всех вас поздравляю!