ОДЕССА. Епископ Белгород-Днестровский Алексей:Подвиг жертвенной любви – 20 лет служения Митрополита Агафангела на одесской земле
В жизни каждого человека случаются встречи, которые определяют его дальнейшую судьбу, оказывая влияние на формирование мировоззрения и мироощущения, встречи, которые становятся знаковыми вехами на его жизненном пути и во многом определяют вектор развития самого человека. Для меня такой знаковой встала встреча с моим Наставником и Аввой, Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Владыкой Митрополитом Агафангелом.
Впервые Владыку Митрополита я увидел в Свято — Успенском кафедральном соборе во время богослужения в канун празднования Касперовской иконы Божией Матери 12 июля 1992 года.. Это было первое богослужение которое Владыка Митрополит совершил после своего назначения на Одесскую кафедру. Многочисленное духовенство, которое прибыло в собор встреть своего архипастыря, огромное стечение верующего народа, пришедшего разделить радость молитвы со своим архиереем, – все это придавала богослужению атмосферу настоящего церковного торжества, особо знаменательного после достаточно продолжительного периода отсутствия правящего архиерея на Одесской кафедре.
Затем, жизнь сложилась таким образом, что среди воспитанников Одесской Духовной семинарии, которые находились в стенах духовной школы на летнем послушании, было отобрано несколько человек, назначенные иподиаконами Владыки Митрополита, в число которых попал и я. И с того периода времени началось мое послушание рядом с Владыкой. Это были интересные годы, насыщенные огромным количеством встреч и богослужений, которые Владыка совершал как в пределах Одесской епархии, так и совершая поездки по территории Украинской Православной Церкви, сослужа Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Особой трожественностью были наполненные праздничные богослужения, посвященные прославлению в лике святых новых подвижников благочестия, которые были канонизированы Церковью по представлению Высокопреосвященнейшего Владыки Митрополита Агафангела, в числе которых преподобный Кукша Одесский, Гавриил Афонский и множество других святых, составляющих Собор Одесских святых и являющихся небесными молитвенниками о нас и нашей земле.
Владыка Митрополит с первых дней своего пребывания на Одесской кафедре занялся обустройством и водворением мира в епархии, поскольку одесская паства была разобщена после событий, связанных с так называемым «Филаретовским расколом». Эти нестроения достаточно тяжело сказался как на самой одесской пастве так и на всем духовном обустройстве Одесской Митрополии. Среди верующих людей образовались какие-то неприязненные взаимоотношения друг с другом. Эта конфронтация продолжалась на протяжении нескольких месяцев. Владыке Митрополиту понадобилось очень много сил затратить, чтобы в сердцах верующих людей воцарился мир Христов.
А затем начались годы плодотворного и кропотливого труда по созиданию храмов и обителей. Владыка Митрополит начал открывать огромное количество приходов в Одесской епархии. Я помню, когда Владыка Митрополит принимал кафедру, то она насчитывала всего 85 приходов, из них в самой Одессе около семи, а сейчас это более 560, боле 45 в самом кафедральном городе. Количество храмов резко возросло, начали вновь образовываться мужские и женские монастыри. По представлению Владыки Митрополита были открыты Архангело–Михайловский женский монастырь, Свято–Иверский мужской монастырь, Свято–Пантелеимоновский, Свято–Ильинский мужские монастыри в городе Одессе, Свято–Константино–Еленинский мужской монастырь и Свято–Никольский мужской монастырь в Измаиле, Свято-Покровский Феодосиевский монастырь в Балте, а также Свято–Воскресенский женский монастырь в городе Теплодаре, и в честь иконы «Всех скорбящих радостей» в селе Белка.
Так что это был огромный творческий период, когда Владыка Митрополит раскрыл все свои таланты, полученные от Бога, и проявил себя как многогранный человек. Это неутомимый труженик, строитель, пастырь, духовник. Нужно было не только созидать храмы, но и созидать человеческие души, нужно было привлечь огромное количество верующих людей в Православные храмы, потому что само по себе строительство храма еще ничего не значит. Храм начинает быть тогда храмом, когда его посещают верующие люди, когда в нем совершается молитва, теплится лампада, когда изо дня в день совершается богослужение. Для этого необходимо было подготовить, научить и рукоположить новых священнослужителей, которые бы могли совершать достойно свое пастырское служение в этих храмах.
В этот период времени значительно возрастает роль Одесской духовной Семинарии и резко увеличивается количество ее воспитанников. Достаточно вспомнить выпускников, которые стали впоследствии святителями, и несут свое архиерейское послушание на различных кафедрах Русской Православнй Церкви и окормляют многотысячную паству. Все они являются воспитанниками Владыки Митрополита, который долгие годы возглавлял Семинарию в качестве ректора и сейчас является ее добрым Ангелом-Хранителем, ежедневно вникая в различные аспекты административной и учебной деятельности.
И конечно же кульминационным моментом многогранной и разнообразной деятельности Владыки Митрополита стало закладка первого камня в основание Спасо–Преображенского Одесского кафедрального собора, его поэтапное возведение и великое освящение во время посещения Одессы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом этого величественного храма-мученика, восставшего благодаря трудам Владыки из пепла.
Несмотря на свою безмерную занятость церковным служением и обществено-социальной деятельностью, огромное внимание владыка митрополит уделяет и нашей Свято–Успенской Патриаршей обители, которая занимает особое место в его святительском сердце. Проходя по территории монастыря, можно увидеть, как он преобразился за двадцатилетний период святительского служения Владыки Митрополита на Одесской кафедре. За это время его трудами были построены новая колокольня с надвратным храмом в честь благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, величественный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижним храмом преподобного Кукши Одесского, отреставрированы Свято–Успенский и Свято–Никольский храмы; произведен ремонт и реконструкция Патриаршей резиденции и благоустроена территория Патриаршего парка, построена шестиэтажная гостиница для паломников и архиерейская гостиница – все это труды и заботы Владыки Митрополита, который ежедневно и каждочастно печется о монастыре, священноархимандритом которого является.
Вся эта разносторонняя и многогранная деятельность Владыки является проявлением его глубокой искренней веры и особого молитвенного настроения, той молитвенной стихии, которая наполняет его архипастырское сердце. Мне посчастливилось в течении большого периода времени сослужить Владыке Митрополиту и это были самые интересные годы моего пастырского служения. Все богослужения, совершаемые Владыкой, всегда отличаются особой торжественностью и всегда заметно, что их совершает человек глубокой веры. Это в первую очередь сказывается на всем строении богослужения и находит свое выражение в особом молитвенном настроении, которое передается сослужащим священнослужителям и пастве. Этот единый порыв окрыляет человека и возносит его вверх, подобно пламени свечи. И центром, смысловым стержнем такого богослужения, несомненно является фигура архипастыря, в момент Литургии олицетворяющая Самого Великого Архиерея и являющегося живой иконой Христовой.
Невозможно зажечь сердце верующего человека молитвой, если ты сам не горишь этим пламенем веры и молитвы, который передается от верующего сердца к сердцу другого человека. Если человек будет подобно Неопалимой купине, виденной Моисеем, гореть во время богослужения, то это конечно заметно для верующего человека. И, вглядываясь в личность Владыки, молясь вместе с ним, соучаствуя в его общественной молитве, начинаешь понимать, что он как бы растворяется в богослужении, потому что крылья молитвы Его возносят на такую высоту, на которую с трудом можем дотянуться мы, священнослужители, но пытаемся это сделать мы вместе со своим архипастырем.
А в обыкновенной жизни он простой общедоступный человек, который с легкостью вступает в общение без исключения со всеми людьми, Он находит общий язык и с президентами и простыми людьми, которые посещают Его. Он одинаково говорит правду и людям, которые обладают государственной властью, и обычному прихожанину, пришедшему испросить его святительского совета и благословения. Он пытается достучаться до человеческого сердца и никогда не лукавит. Это видно по его глазам, потому что во время беседы Владыка как мудрый и любящий Отец пытается постоянно наладить невидимую связь со своим собеседником, вглядываясь в его глаза.
И чувствуя этот взгляд, который направлен в первую очередь на твоего внутреннего человека, ты понимаешь, что Господь сподобил тебя общаться с человеком, вся жизнь которого – безраздельное жертвенное служение любви Христовой.
Епископ Белгород-Днестровский АЛЕКСИЙ (Гроха),
викарий Одесской епархии,
Наместник Свято-Успенского Одесского
Патриаршего мужского монастыря
ЗАПОРОЖЬЕ. «Жить с Богом в душе – это значит жить в гармонии с миром и людьми»
МИКОЛАЇВ. Митрополит Пітирим звершив освячення церкви у мікрорайоні Варварівка