12.04.2012. ОДЕССА. Пасхальное Послание митрополита Агафангела
Пасхальное Послание митрополита Одесского И Измаильского Агафангела,
Постоянного члена Священного Синода
Украинской Православной Церкви
клиру, монашествующими боголюбивой пастве одесской митрополии
Святая Православная Церковь в своих богослужениях и в светозарную пасхальную ночь и в светоносные дни Пасхи Христовой с ликующей радостью, в священном восторге прославляет и величает Воскресшего из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и с любовью благовествует людям, что Воскресение Господа явилось торжеством жизни вечной.
«Утру глубоку» трепетно возрадовались благочестивые жены-мироносицы, увидев живого Господа Иисуса Христа, Которого со слезами искали между мертвыми. «Радуйтесь!», — услышали они первое слово от Воскресшего Спасителя (Мф. 28,9). Воскресший Христос в неоднократных Своих явлениях, в течение сорока дней, уверял и утверждал их в истине Своего Воскресения из мертвых и учил Царствию Божию (Мф. 28, 8-9).
Апостолы Христовы, по Вознесении своего Учителя и Господа получив благодатные дары Святого Духа в день Пятидесятницы, радуясь, с великой силой свидетельствовали миру и Христе Распятом и Воскресшем. Прославляя Господа, они с любовью возвещали о Его Божественном учении, о будущем всеобщем воскресении.
Апостол Павел, проповедуя о Воскресении Христовом, учит, что «во Христе все оживут… Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22, 20, 23). Наступит время, когда наша бессмертная душа соединится с Воскресшим Христом своим телом (Ин. 5, 25).
«Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившее добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскрешение осуждения».
Святой Иоанн Златоуст боговдохновенно поучает, что день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа есть вожделенный и спасительный праздник – залог мира, источник примирения, разрушение смерти, и что самая смерть теперь у нас называется не смертью, но успением, успокоением, сном.
И мир, воспринимая это небесное благовестие как явление великой славы Божией, как откровение спасительной тайны Нового Завета, исполняется радости, воспевая вместе с псалмопевцем «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь» (Пс. 117, 24). Этот день сотворен Господом для радости и веселия, потому что он приоткрывает врата будущего века, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21,4).
Предощущая уже здесь, на земле, эту великую радость, мы созерцаем Свет, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1,9), в сиянии Которого сокрушается мрак ненависти и отчаяния, исчезает безвозвратно тьма лжи и неверия. К этому Живоносному Свету, прекрасно воссиявшему от гроба, мы шествовали веселыми ногами, проходя поприще Святого и Великого Поста, преодолевая соблазны и искушения, для того, чтобы в эту «воистину священную и всепразднственную, спасительную и светозарную» ночь вновь услышать вечно новое и всегда живое приветствие:
Христос Воскресе!
В этом возгласе слышна радость всей вселенной, объединяющая все поколения людей, искупленных честной Кровию Христовой. Об этой радости красочно свидетельствует великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, восклицая: «О, духовное торжество! О, божественная Пасха, нисходящая с неба до земли, и восходящая обратно от земли на небо! О, новое празднество всего мира! О, радость всего, и честь, и пища, и наслаждение, от которых мрачная смерть уничтожилась, а жизнь распространилась на всех, небесные врата открылись, и Бог явился человеком, и человек восшел Богом, сокрушив врата адовы и расторгнув адамантовы узы!».
Ему от всего сердца, переполненного пасхальным ликованием ответствует Иосиф Вриенний, который пишет: «Пасха — переход от мрака к свету; Пасха — исхождение из ада на землю; Пасха — восхождение от земли к небесному; Пасха — переход от смерти к жизни; Пасха — воскресение падших смертных;
Пасха — воззвание изгнанных из Эдема; Пасха -освобождение плененных тлением; Пасха — подлинная жизнь верных; Пасха — наслаждение всего мира; Пасха — почитание Божественной Троицы».
И сегодня все мы, исповедующие догмат воскресения из мертвых, становимся свидетелями и соучастниками этого евангельского события, подарившему человечеству святой и нетленный свет вечной жизни, свет любви и прощения. И потому так радостно, с верой в Бога и упованием на Его великие и неизреченные милости, изливающиеся на все творение, все мы вновь и вновь приветствуем друг друга радостными словами благовестия:
Христос Воскресе!
В этих словах, с торжествующим пасхальным дерзновением озаряющих темноту ночи, каждый из нас обретает силу, шествуя за Господом по спасительному крестному пути к радости вечной Пасхи, к радости нашего совоскресения со Христом, свидетельствовать перед всем миром, всей вселенной о ликующем светлом и спасительном Христовом Воскресении.
Возлюбленные о Христе Воскресшем всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со святым и мироспасительным Праздником Пасхи Христовой!
Празднуя преславное Воскресение Христово, принесем Спасителю нашему Христу Жизнодавцу молитву благодарения и с чувством духовного восторга воспоем пасхальную песнь любви: «Воскресения день, просветимся торжеством и друг друга обымем» (стихира Пасхи).
Искренне желаю вам, вашим семьям, родным и близким здравия, благоденствия, радости, мира и неоскудевающей Божией помощи, укрепляющей нас на нашем жизненном пути, поддерживающей среди бурь и скорбей, вдохновляющей на новые благословенные свершения во славу Божию и Святой Церкви.
Воистину Воскресе Христос!
Митрополит Одесский и Измаильский,
Постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви
Пасха Христова,
2012 год
Град Одесса