30.03.2012. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Митрополит Ириней: «Будем ответственными и милосердными»
Владыка Ириней, митрополит Днепропетровский и Павлоградский, философ, духовный, лидер многочисленной паствы. К нему приходят за советами и наставлениями, доверяют самое сокровенное. Он выслушал и помог найти выход из запутанных жизненных лабиринтов многим. Сегодня мудрые слова этой неординарной личности направлены деловым людям Днепропетровщины. Ищите в них советы – и обязательно найдете. А дельное слово, как известно, лишним не бывает.
— Мы живем в эпоху глобализации, быстрых перемен и новых технологий. На этом фоне духовные ценности, кажется, отступают на второй план. Ваше Высокопреосвященство, посоветуйте, как уберечься от непоправимых потерь?
— Глобализация – это большое испытание для человечества. Именно этот феномен существенно отличает современный мир от прошлых десятилетий. Взаимопроникновение национальных экономик, стремительное развитие информационных технологий, «виртуальной» реальности, коммерциализация мышления, хаотические миграционные потоки – такое наше настоящее. Господь послал изобилие земных благ, и человек все равно пытается добиться большего, обустроить «рай на земле», но в нем нет и не может быть Бога. И полезно ли это? Думаю, нет. Это еретическое по своей сути стремление противоречит христианскому мироощущению.
Лично меня очень волнуют попытки технически управлять человеком: кодификация, введение биометрических паспортов… Никто не может гарантировать, что электронная система контроля, и полная зависимость человека от нее не будет использоваться для воздействия на личность с целью духовного, идеологического, политического или экономического манипулирования. Апостол Павел говорил: «Все мне позволительно, но не все на пользу. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6,12). Законы демократического государства должны служить человеку, защищать его права и свободу, а не работать на уничтожение этих высших человеческих ценностей. Даже раба, закованного в кандалы, можно выкупить и вновь сделать свободным, а вот техническое подавление воли такой возможности уже не оставляет.
Многие европейские страны отказались от определенных рискованных новых внедрений, и украинский народ в этом плане тоже необходимо защитить. Во время глобальной апостасии Церковь не оставляет своих чад без заботы, и мы, архипастыри, обращались к Президенту Украины Виктору Януковичу, в Верховную Раду, чтобы они учли пожелания народа, создали некую альтернативу, чтобы люди, особенно старшего поколения, жили вне технологий, которые просто парализуют их мироощущение. Слава Богу, властные мужи идут навстречу: Президент ветировал Закон о биометрических паспортах, в налоговой службе Украины по поводу идентификационного номера тоже нашли компромисс. Общественность успокоилась, но все равно внимательно следит за развитием этих вопросов.
Достойным ответом тому вызову, который бросает нам современный мир, может быть лишь пример честной христианской жизни. При наличии всех технических возможностей необходимо кропотливо работать и, конечно, молиться. Ибо только молитва и ясность мышления помогут противостоять искушениям. Вспомните, нелегко было жить нашим предкам во время войн и голода, но люди реагировали спокойнее, сдержаннее, молились, делали все возможное, чтобы выжить. И были счастливы, потому что довольствовались малым, и Господь даровал им радость духовную, по сравнению с которой земные ценности ничего не стоят. Церковь же не прекратит своего существования, если она выжила в эпоху гонений, то и теперь продолжает и будет продолжать нести людям слово Божие о спасении.
— То есть бизнес – грех, а деньги – зло? Подобные утверждения имеют под собой основание? Как относится Церковь к коммерции вообще, ведь некоторые элементы коснулись и ее деятельности? Какую модель поведения необходимо выработать православному христианину, чтобы жить в этой сфере так, как говорится в слове Божием?
— Для начала расскажу одну притчу. Однажды фарисеи обратились к Иисусу Христу с вопросом: «Как Тебе кажется, стоит нам отдавать кесарю дань или нет? Давая эти подати, не делаемся мы из народа Божьего рабами язычников, не обижаем ли своей совести?» И показали Ему монету, с одной стороны которой было изображение кесаря Тиверия, а с другой – его титула. Господь взял ту монету, посмотрел и, отдавая назад, спросил: «Чье это изображение и надпись?» «Кесаря», – ответили фарисеи. Иисус сказал: «Так отдавайте кесарю кесарево, а Богу – Божие». Эта простейшая истина актуальна по сей день.
На самом деле бизнес – это труд человеческий. Ни Церковь никогда не утверждала, что труд является грехом, ни в Слове Божием нет на то никакого указания. А деньги – это элемент определенных отношений в обществе, в котором мы живем. И проблема не в том, что деньги существуют на свете, а в том, как люди относятся к ним. Если в бизнесе отсутствуют моральные нормы, если человек готов идти на преступление ради наживы, – это одно, а если он получает за свой труд адекватную заработную плату, – совсем другое. Я думаю, что Церковь может только благословлять тех людей, которые работают, пожелать успехов и помощи Божией в их деятельности.
Коммерция существовала в человеческом обществе издавна, ничего греховного и преступного в ней нет, если, конечно, человек сознательно не будет воровать, обманывать, обвешивать и так далее.
В православном храме «обязательного платежа» нет, здесь есть место только добровольным пожертвованиям. Если человек имеет возможность и желание пожертвовать, он делает это, если нет – то все равно он не будет обделен и получит то, за чем пришел. Но для осуществления своей миссии, Церковь требует определенных материальных ресурсов, которые, соответственно, идут на ремонт, содержание храма, зарплаты работникам. Так, за иконы, кресты, молитвословы существует определенная плата, но только потому, что это работа мастера, который тоже должен на что-то жить. Как говорит Писание: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10,10).
В современном мире православному христианину необходимо все делать честно, не бояться, ответственно работать, любить и уважать ближнего, жить по законам человеческим, не забывая при этом законы Божьи, которые дают даже большую свободу, чем светские.
— Много предпринимательских структур в погоне за прибылью забывают о нравственности и человечности, а одумавшись, начинают бессистемно заниматься благотворительностью. Как, по Вашему мнению, можно пробудить социальную ответственность бизнеса перед обществом? Какова роль Церкви в этом процессе?
— Настоящая социальная ответственность не может измеряться только средствами, затраченными на благотворительность. Ценится работа ради развития экономики, общества, а не – показателей, денег, тех или иных политических или идеологических схем.
Но было бы несправедливо утверждать, что бизнес-элита Днепропетровщины заботится исключительно о собственных доходах. Ручаться за каждого не буду и не могу, но в тех, с кем общаюсь лично, уверен. Я каждый год приглашаю предпринимателей в Днепропетровское епархиальное управление на встречи в честь праздников Пасхи и Рождества Христова, сам принимаю приглашения на заседания бизнес-клуба. И каждый раз замечаю изменения: вера этих людей крепнет. Скажем, когда во время первой встречи я предложил своим гостям приложиться к иконе – это сделали менее половины присутствующих, в следующем году – половина, а сейчас в аккурат все, еще и напоминают, чтоб не забыли вынести святой образ.
С верой в сердце нужно учиться творить добро. Это понимают те, кто одаривает детей-сирот, инвалидов, опекает дома престарелых и немощных, обеспечивает оборудованием школы и интернаты, занимается детскими больницами, помогает строить храмы. И это уже немало.
Болезненная проблема сиротства. Не питаю надежды, что ее вообще можно победить, но Церковь прилагает немалые усилия к этому. Например, у нас в регионе есть священник Андрей Пинчук. Вместе с женой Ольгой он воспитывает 10 детей – трое своих и семь приемных. При этом супруги находят время для общения с другими родителями-воспитателями, обмениваются опытом, вместе они ищут пути решения проблем, связанных с адаптацией детей, попавших в семьи из интернатных учреждений.
Миссия Церкви и ее служителей – вести людей к спасению. Она уже взяла на себя выполнение некоторых социальных программ и стала достойным примером для подражания. Это и открытие заведений, в которых заботятся о детях-сиротах, пожилых людях, помогают наркозависимым и т.п. Кстати, молодые люди ищут свой путь, и многих он приводит к Церкви. Мы обязаны найти способ войти в диалог с ними. Потому, как это не банально звучит, дети – наше будущее. Специально для них в области проводятся фестивали православных песнопений, действуют воскресные школы, христианские культурные центры и молодежные объединения. Вот те импульсы, которые способствуют формированию у молодого поколения украинцев христианских нравственных ценностей.
— И все же люди по-разному воспринимают церковь. А равны ли все прихожане для нее? Церковь – дом для всех, или градация на VIP-персон и простых смертных добралась и до святого места?
— Церковь принимает всех, независимо от национальности, материального достатка или политических предпочтений, заботясь, в первую очередь, о духовной составляющей человека, всем благовествует одинаковую истину Христову. Бог к себе никого не тянет силой. Для Него, как и для Церкви, все равны. Какие есть, такие и пришли, главное сделать первый шаг, все остальное сделает Господь.
Хотя мы еще очень слабы в вере, немощные и грешные, но в обществе сейчас происходят большие духовные изменения, люди потянулись к Богу, стало больше храмов и, главное, они заполняются прихожанами. Это говорит о том, что люди ищут утешения – и в сложных личных и, скажем, общей экономической ситуации. Печально только, что значительная часть тех, кто приходит в храм, сломлена духовно, морально, физически, часто бывает очень трудно помочь им восстановить в себе человеческие реакции, нормальное отношение к жизни.
— Несколько лет назад финансовый кризис охватил мир. Некоторые эксперты прогнозируют и вторую ее волну. Возможно, это своеобразное испытание за грехи человечества, или предупреждение? Дайте совет, как пережить их, не впадая в отчаяние?
— К сожалению, в мире царит идеология потребления. Именно она заставляет человека покупать и покупать новые вещи, чтобы все – костюм, квартира, машина, часы – соответствовало моде. Многие забыли, что главная ценность – бессмертная человеческая душа, а все остальное – лишь средство для поддержания жизнедеятельности. В этом главная проблема и в личной жизни человека, и на мировом уровне. Основа кризиса любого общества – жизнь без Бога. Господь говорит с человеком на языке обстоятельств, ставит его в тупик, чтобы отрезвев от гордыни и самонадеянности, он начал искать выход из положения, в котором оказался.
Первые слова Христа, с которыми он обратился к ученикам после Своего воскресения, были: «Не бойтесь!» И их необходимо всегда помнить, как бы не было сложно и трудно. Сейчас, действительно, много говорят о том, что нас опять ждут непростые времена, но мы уже сталкивались с большими трудностями: еще свежи в памяти 90-е годы ХХ века. Мы их пережили. С Божьей милостью переживем и другие.
Не существует лучшего выхода, чем духовное возрождение общества. Необходимо наполнить жизнь ответственностью. Ресурсов, земных благ, в том числе и нефти, хватит на всех, но при условии разумного распределения и использования. Если бы человек просто махал лопатой, то нарушить равновесие во Вселенной было бы невозможно, но в автоматическом режиме из земных недр изымаются тонны, выкачиваются моря и океаны, а Земля, и все творения Божии вздрагивают от человеческой преступной халатности. Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой» (Бытие 3, 19). А мы установили автоматику, над которой теряем контроль. Техногенные аварии и катастрофы является платой человечества за это.
Наше государство богато людскими, природными ресурсами. При условиях порядка и ответственности, взвешенности и патриотизма сможем противостоять любым кризисам.
— Продолжается Великий пост в преддверии праздника Воскресения Христова. Ваше напутствие к читательской аудитории «Днепровского курьера».
— Прежде всего, призываю всех избавиться примитивного мышления о посте, как о диете для похудения. Пост телесный непременно требует и духовного аскетизма. В этом союзе состоит истинный пост, который подводит человека к общению с Господом, очищая тело строгим воздержанием от излишества в еде и питье, а душу – молитвой.
Великий же пост – это лучшая возможность для человека помочь самому себе, заглянуть в душу, духовно оздоровиться, проникнуться добротой, которая привлекает и Божие внимание, и человеческое. В это время необходимо меньше говорить, обуздать свой гнев, жадность, очистить ум от помыслов суетных, а сердце от желаний лукавых, приучиться к кротости, милосердию, смирению, испытать свою совесть. Обязательно нужно исповедаться и причаститься. Можно даже поплакать, это тоже очищение.
Где взять силы, спросите? Тот, кто призывает нас к совершенному добру, Тот и подает необходимые для этого силы. Пусть каждый задумается над тем, что он может сделать, чтобы облегчить жизнь ближнего, чтобы мир стал добрее. Будем добросовестными, ответственными, усердными, откажемся от лжи, ссоры и клеветы, будем внимательнее к нуждам других, будем милосердными и сострадательными. И пусть в этом нам поможет Воскресший Христос Спаситель!
Мнения и пожелания архипастыря слушала и записывала
Анастасия Кривоножкина
(«Днепровский курьер», №1, 2012)
30.03.2012. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Присоединяйтесь к Всеукраинской предпасхальной акции «Цветущий Храм»!
30.03.2012. ДОНЕЦК. В Свято-Иоанно-Сочавском храме скоро будут проводиться молебные пения