Архиепископ Почаевский Владимир. Интриги вокруг Почаевской Лавры
Святыни Почаева известны на весь христианский мир. Люди находят здесь отраду измученной душе, целительные слезы покаяния и обновления в святых Таинствах Православной Церкви.
Но почему-то никак не могут безбожные силы оставить в покое это мирное место.
Дорогие братья, сестры и соотечественники!
Мне, как наместнику Свято-Успенской Почаевской Лавры, прежде всего монаху, в эти дни перед Великим постом меньше всего хотелось бы вести речь о суетном и мирском. Но события последнего времени вокруг нашей святыни вынуждают это делать. Наша Почаевская Лавра имеет давнюю и славную историю. Сама Пресвятая Богородица выбрала это место для того, чтобы открыть перед измученным человечеством сокровища благодати Божьей. От 1240 года, когда впервые явилась Божья Матерь на Почаевской горе, и до наших дней не прекращается здесь поток Божьих даров.
Святыни Почаева известны на весь христианский мир. Люди находят здесь отраду измученной душе, целительные слезы покаяния и обновления в святых Таинствах Православной Церкви. А кто-то возвращается отсюда и свидетелем подлинного Божьего чуда.
Но почему-то никак не могут безбожные силы оставить в покое это мирное место. С первых дней украинской независимости Почаевская Лавра стала объектом какой-то настырной неприязни со стороны тернопольского областного политикума. Менялись названия партий, приходили и уходили правительства и президенты. А в Тернопольском областном совете, в региональных средствах массовой информации и на митингах постоянно звучала одна и та же тема – Почаевская Лавра принадлежит не той конфессии. Им не нравится, как в Лавре служится, поется, проповедуется, как реставрируются здания, строятся новые храмы, и еще много чего другого возмущает этих людей.
12 января 2012 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №9690, который предусматривает возвратить конфискованные советской властью церковные сооружения Почаевской Лавры ее законному владельцу – канонической Украинской Православной Церкви в лице религиозной общины мужского монастыря Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Что за возврат? Напомню вам, что в 60-х годах прошлого столетия безбожники пытались разогнать братию монастыря, закрыть Лавру и превратить ее в музей. Для этого они одних сажали в тюрьмы и психушки, других вывозили на вокзалы и в леса и всякими возможными методами вынуждали покинуть монастырь. В результате чего из 150 человек, населяющих обитель, осталось только 15. Лично знаю исповедников тех времен, которые по несколько раз пребывали в местах лишения свободы за то, что не хотели покидать монастырь. Но после заключения они снова возвращались в обитель. Милостью Божьей и их мужественным исповедническим подвигом Лавру отстояли. Она не была закрыта. Однако ее помещения и все лаврское имущество были конфискованы.
Что было на территории Лавры до 2000 года? На территории монастыря в отобранных сооружениях разместили музей атеизма, больницу, поликлинику, прачечную, аптеку, аптечный склад, неврологическую больницу, административный корпус неврологической больницы, РТП, ПМК, сельхозхимию, сельхозтехнику и ряд других организаций. А другие здания были заселены. Конфисковано также многочисленное имущество и земли, которых уже нам никто не вернет. Другие сооружения, в том числе Успенский собор, Троицкий собор, колокольня, монастырские кельи, с 1960 года переданы в платную аренду. Следует подчеркнуть, что, кроме платы за аренду, постоянно производились на средства монастыря капитальные и текущие ремонты.
Но как основывались монастыри? И кому принадлежит их имущество?
Иноки заселяли пустынные места и пещеры для уединения и молитв. Люди приходили для общения, советов и давали средства на молитву. На эти пожертвования иноки обустраивали монастырь. Так что все монастырское имущество и здания являются собственностью монастырской семьи. А если кто-то и жертвовал, то без корыстной цели, во славу Божью. Несмотря на то, что имущество хоть и было монастырским, его конфисковали, да еще и брали арендную плату.
После 90-х годов руководство независимой Украины осудило тоталитарную политику бывшего Советского Союза. Президентами государства были изданы указы и распоряжения, которые предусматривали возврат Церкви забранного имущества. В западном регионе Украины на основании этих распоряжений были возвращены церковные сооружения всем конфессиям, кроме канонической Украинской Православной Церкви.
Важно отметить, что областной госадминистрацией в Тернопольской области парафиям Украинской Греко-католической Церкви состоянием на 1 января 2003 года передано в собственность 669 храмов, из которых 264 являются памятниками исторического значения. Греко-католической общине в городе Львове переданы в собственность древние памятники исторического и культурного значения: собор Святого Юра, Онуфриевский монастырь, Преображенский собор, церковь святого Андрея и ряд других храмов и церковных сооружений. По поводу этого никто не дискутировал и не проводил никаких общественных слушаний.
Милостью Божьей, стараниями братии с 2000 года добились, чтобы собственные лаврские здания арендовать бесплатно. Недруги православия постарались нас разоружить тем, что сооружения Лавры ввели в Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник, из которого в 2003 году с Божьей помощью удалось выйти. Тогда лаврские сооружения были переданы на баланс Государственного комитета по делам строительства и архитектуры. Но, чтобы в дальнейшем эти сооружения не были возвращены их законному владельцу – Церкви, в 2008 году их ввели в перечень сооружений, которые не подлежат возврату. По инициативе братии Лавры, для восстановления исторической справедливости 12 января 2012 года депутатами был зарегистрирован законопроект №9690.
Христопредатели, еретики и раскольники организовали инициативную группу в Тернополе, составили обращение к руководству государства с требованием заблокировать этот законопроект и снова же возвратить лаврские сооружения в зону заповедника, которые ранее были из него выведены. Используя национальные чувства людей, эти «патриотические кукушки» повторяют слова старой песни: «Московская церковь», «москали», «хотят вывезти нашу национальную святыню в Москву».
Для тех, кто не знает, хочу объяснить, что с 1990 года Украинская Православная Церковь является независимой и самостоятельной в своем управлении (Грамота Патриарха Алексея ІІ от 27 октября 1990 года). В своем письме №1338 от 29 декабря 1993 года к министру юстиции Украины Онопенко В.В. Патриарх Московский и всей Руси Алексей ІІ в очередной раз говорит: «Украинская Православная Церковь с октября 1990 года канонически является независимой и полностью самостоятельной в своем управлении. Какой-либо административно-финансовой подотчетности Московской Патриархии не существует. В связи с этим мы заявляем, что Московская Патриархия не имеет никаких претензий на какое бы то ни было движимое или недвижимое церковное имущество Украинской Православной Церкви».
Для верующих и здравомыслящих людей этого достаточно, чтобы разобраться в статусе нашей церкви. Украинская Православная Церковь – это единственная церковь на территории Украины, которая признана мировым Православием. Но, к сожалению, в наше лукавое время правда выдается за неправду, а неправда за правду, о чем написано в Священном Писании: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12-13). Хочу вас попросить быть внимательными при восприятии информации, которая распространяется.
Почаевская Лавра – это православная святыня, и нам нужно знать ее историю, знать то, что учредили эту обитель не представители других конфессий и еретики с запада, а православные иноки, которые в 1237 году пришли из Киева – «матери градов Русских».
Братья и сестры! Мы видим, что враг рода человеческого – дьявол – в разные времена восставал против Правды Божьей, против Святого Православия и вообще против всего, что оберегает святое и чистое, которое помогает человечеству отыскать Христа, уверовать в Него и вечно быть с Ним: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), «ибо противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).
Владимир,
архиепископ Почаевский,
викарий Киевской Митрополии,
наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры
01.02.2012.КИЇВ. Голова Комітету з біоетики взяв участь у конференції з паліативної допомоги