Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Митрофан: «Наша Церковь как была, так и остается единой».

Ни о каких расколах в Церкви нет оснований сегодня говорить. Это нормальный жизненный процесс, который идет и в Церкви, и в любой институции, организации, на любом предприятии.
Прошло всего несколько дней после последнего заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви (от 21 февраля 2012 г.), однако некоторые его решения уже успели приобрести значительный резонанс не только в СМИ, но и среди верующих.
Речь идет, в частности, об освобождении архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко), викария Киевской Митрополии, от должности председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви и главного редактора официального сайта УПЦ, а также о выводе владыки Александра из состава постоянных членов Священного Синода.
За разъяснением мы обратились к секретарю Священного Синода Украинской Православной Церкви, управляющему делами УПЦ архиепископу Белоцерковскому и Богуславскому Митрофану.

- Здравствуйте, владыка! Хотелось бы задать вам несколько острых вопросов. Первый касается того, как интерпретировали ваш комментарий по поводу заседания Священного Синода УПЦ от 21 февраля светские средства массовой информации. Многие из них сообщили о том, что в Украинской Православной Церкви произошел раскол. Действительно ли он произошел, и кто, в таком случае, оказался по разные стороны баррикад?
- Мне очень жаль, что мои слова были поняты неправильно средствами массовой информации, и мне странно, из чего они сделали тот вывод, что в нашей Церкви произошел раскол. Абсолютно ничего подобного сказано мной не было. Я ответил на вопрос журналистов относительно результатов заседания Священного Синода, в частности в отношении одного из важнейших решений, которое касается отстранения архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей нашей Церкви и, как следствие, вывода его из состава постоянных членов Священного Синода.
Ничего страшного не произошло, потому что жизнь есть жизнь: принимаются решения, кого-то назначают на должность, кого-то снимают. И от этого не должна страдать Церковь.
Еще раз повторяю: ничего страшного не произошло. Прошло очередное заседание Священного Синода, были проведены соответствующие административные изменения в руководстве отделами нашей Церкви, в частности Отделом внешних церковных связей. Наша Церковь как была, так и остается единой.
Перед этим все члены Священного Синода посетили Блаженнейшего Митрополита Владимира в больнице, взяли у него благословение. После чего состоялось заседание Синода, на котором были приняты такие ответственные решения.
Никакого раскола в Церкви нет, никто по разные стороны баррикад не стоит, потому что все решения, которые принял Синод, были приняты единогласно. Поэтому говорить сегодня о каком-то расколе в Церкви нет никаких оснований.

- Если решения были приняты единогласно, то что же, владыка Александр тоже голосовал за свое отстранение? И вообще как он воспринял свое отстранение от должности?
- Дело в том, что, согласно Уставу об управлении Украинской Православной Церковью, если обсуждается вопрос, касающийся непосредственно члена Священного Синода, он в голосовании не участвует. Поэтому владыка Александр не мог голосовать за свою отставку, естественно, но за его отставку проголосовали все члены Священного Синода без исключения. Даже митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий, который не смог прибыть лично, потому что находится на лечении, прислал факс, в котором поддержал решение Священного Синода.
А потому решение является легитимным, действительным, и ни о каких расколах в Церкви нет оснований сегодня говорить. Это нормальный жизненный процесс, который идет и в Церкви, и в любой институции, организации, на любом предприятии. Поэтому в связи с отстранением владыки Александра от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей не нужно делать никаких выводов, которые касались бы общности нашей Церкви, ее порядка и спокойствия.

- А чем обусловлена ??такая жесткость позиции Священного Синода относительно владыки Александра? И что Синод хотел этим сказать владыке?
- Дело в том, что владыка в последнее время занял особую позицию, отличную от позиции священноначалия нашей Церкви, в частности Священного Синода.
На состоявшихся заседаниях Священного Синода принимались определенные решения, с которыми владыка Александр был не согласен. Хотя он их подписывал. Но потом давал комментарии, которые совсем иначе истолковывали то, что происходило на Синоде.
Так, в одном из своих интервью телеканалу «1+1» он сказал, что поручение владыке Павлу временно руководить Киевской епархией является прямым отстранением Блаженнейшего Митрополита Владимира от церковных дел – что является ложью. И было очень странно слышать это от человека, который подписывал журналы Священного Синода и который принимал участие во всех дискуссиях. Почему он давал такие интервью – непонятно.
Много других случаев, когда свое мнение владыка представлял как мнение Предстоятеля Церкви и тем самым вносил диссонанс. Он проецирует состояние взаимоотношений, сложившихся между ним и Священным Синодом, на личность Блаженнейшего Митрополита Владимира. И средства массовой информации, приняв во внимание подобные комментарии владыки Александра, сделали вывод, что в Украинской Православной Церкви возник конфликт между Предстоятелем и Синодом, что является ложью. Потому что Блаженнейший Митрополит Владимир является и остается нашим Предстоятелем, хотя сегодня он временно не может исполнять в полном объеме обязанности Предстоятеля нашей Церкви, и ими занимается Священный Синод.
В одном из своих комментариев я говорил, что даже если с какими-то решениями Священного Синода Блаженнейший не будет согласен, он, когда вернется к исполнению обязанностей Предстоятеля, имеет право поставить эти вопросы на заседании Священного Синода, и они могут быть пересмотрены. Могут быть приняты другие решения. Но пока есть так, как есть.
У нас управление Церковью происходит коллегиально – не одно лицо принимает решение, а принимает решение Священный Синод. И Блаженнейший Митрополит Владимир как глава Священного Синода ставит свою подпись под решениями Синода только тогда, когда есть общее согласие всех членов Синода.
Именно такое общее согласие всех членов Синода было, когда принимались решения и на заседании Синода, которое состоялось 26 января, и на предыдущем заседании Синода – все было согласно Уставу об управлении Украинской Православной Церковью.
К сожалению, владыка Александр эти факты почему-то игнорировал и старался комментировать все, что происходило на заседаниях Синода, исключительно в русле собственного понимания, что и послужило тому, что произошел такой конфликт. Подчеркиваю: фактически существует конфликт между владыкой Александром и Священным Синодом. Но никакого конфликта между Предстоятелем Церкви и Священным Синодом нет и быть не может. Я еще раз подчеркиваю: Блаженнейший остается нашим Предстоятелем.

- Какой будет его дальнейшая судьба владыки Александра?
- Владыка Александр остается викарием Киевской Митрополии, за ним сохраняется обязанность заботиться о лечении Блаженнейшего и отвечать за это перед Священным Синодом. Он остается личным секретарем Предстоятеля нашей Церкви. Это также достаточно большой круг обязанностей, которые, я думаю, владыка Александр будет выполнять добросовестно.
И все будет зависеть от того, какую позицию сейчас будет занимать владыка Александр: или он с пониманием отнесется к решениям Священного Синода, воспримет их как факт, или будет пытаться через СМИ как-то опять ставить под сомнение то, что произошло на заседании Синода. Все будет зависеть от его позиции.
Я после Синода с владыкой не общался и сейчас ничего конкретно сказать не могу. Как говорится, поживем – увидим.

- А нет ли у решения Священного Синода политического контекста? И вообще кто «побеждает»: проавтокефальне крыло или промосковское?
- Во-первых, хочу сказать, что у нас в Церкви нет никаких «крыльев» – ни промосковского, ни проавтокефального. Теория о том, что сегодня епископат разделен на два лагеря, является искусственной. Об этом говорят только СМИ. В Церкви все спокойно.
Конечно, каждый епископ имеет право на свое мнение об автокефалии, о возвращении к статусу экзархата. Можно дискутировать много, этого никто не запрещает. Но у нас сегодня есть статус УПЦ как независимой в своем управлении в составе Московского Патриархата, и этот статус нас полностью удовлетворяет. Об этом было сказано и в решениях Юбилейного Собора нашей Церкви, который состоялся 8 июля 2011 года. И ни о каких изменениях статуса нашей Церкви речи не идет. Искусственное разделение на промосковское и проавтокефальное – это вымыслы нецерковных или околоцерковных лиц, которые, возможно, хотели бы, чтобы в нашей Церкви было такое разделение. Слава Богу, его сегодня нет.
И никакой политической составляющей в решениях Синода тоже нет. Церковь остается единой, и решения, принимаемые на Синоде, были приняты единогласно, что свидетельствует о том, что у нас нет разделений. В заседаниях Синода принимают участие епископы из разных епархий, из разных регионов, представляющие различные слои верующего населения Украины, и ни о каких политических составляющих в решениях Синода и о разделении епископата нет оснований говорить.

- Ситуация нагнетается в СМИ. Но приближается Великий пост. Владыка, что бы вы хотели сказать священнослужителям и пастве Украинской Православной Церкви накануне Великого поста?
- Великий пост – это особый период в жизни каждого верующего человека, потому что все мы готовимся к великому празднику – Пасхе Христовой. И пост напоминает нам о необходимости нашего духовного обновления, нашего духовного совершенствования. Именно в этом помогает нам пост, в том числе воздержанием от скоромной пищи.
Но Церковь утверждает, что нужно поститься не только в еде. Самое важное в пост, хотел бы повторить слова Блаженнейшего Митрополита Владимира, – «не есть друг друга».
Поэтому накануне Великого поста я хотел бы пожелать всем – и духовенству, и верующим нашей Церкви – прежде всего, мира, взаимопонимания, взаимной любви, взаимного прощения, без чего мы не сможем ничего достичь ни в нашей духовной жизни, в нашем духовном совершенствовании, ни в стабилизации нашей внутрицерковной ситуации.
Я хотел бы, чтобы Великий пост был посвящен именно примирению, чтобы мы
помнили нашу ответственность перед Богом за Церковь и за свой духовный рост.
Желаю всем, чтобы этот пост мы провели с пользой для души, – и тогда для нас будет радостной Пасха Христова, тогда мы действительно почувствуем всю полноту пасхальной радости.
Беседу вела Юлия Коминко
Перевод с украинского
Православие.ru