Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.02.2012. ДНЕПРОПЕТРОВСК. «Вышли в бой с нищетой! Или Благотворительность 125 лет назад

Нынешняя холодная зима напомнила нам о бездомных и нуждающихся в помощи общества. А как обстояли дела с нищетой в старом Екатеринославе? Как приходили на помощь малообеспеченным? Всем ли известно, что царское правительство объявило войну нищете? Обо всем этом невозможно рассказать в короткой корреспонденции. Поэтому мы решили посвятить благотворительности и проблеме нищеты цикл ретро-публикаций. Ведь новое – это хорошо позабытое старое…
Положение в благотворительной сфере на Екатеринославщине в ту пору было плачевным. В огромной губернии – в ее состав входили нынешние Днепропетровская и Запорожская области, часть Донецкой и Луганской и даже Таганрог и Ростов-на-Дону – в 1887 году существовало всего-то четыре богадельни! Из них две в Екатеринославе – городская и земская. В обеих в том году находилось аж 78 человек! Еще одна имелась в Бахмуте (ныне – Артемовск, насчитывала 20 человек)и одна в Новомосковске (12 человек). Давайте подсчитаем – итого лишь 110 человек, говоря старинным языком, «призревалось» (получало опеку) в такой огромной губернии! Правда, еще имелось два детских приюта – в Екатеринославе и Новомосковске. Но все эти учреждения предназначались только для людей, которые не могли личным трудом приобретать средства для жизни. Оставалась же неохваченной еще большая армия нищих, бездомных, нетрудоустроенных.
Екатеринославское губернское земство в 1886 году израсходовало на дело общественного призрения, не считая содержания богадельни и инвалидов, 1650 рублей. Их раздали на пособие нуждающимся перед праздниками Пасхи и Рождества и через уездные земские управы. А в уездах на благотворительность отпускалось немного: в 1886 году в Мариупольском уезде потрачено 106 рублей, а в Александровском хоть и в четыре раза больше (488 рублей), но все равно ничтожно мало…
Тогдашний редактор газеты «Екатеринославские губернские ведомости» Феодосий Алексеевич Преображенский выступил автором целого цикла редакционных статей о нищенстве. Затем он издаст этот цикл отдельной книжечкой под тем же названием «Нищенство и меры к его искоренению» (Екатеринослав, 1888). Об авторе знаем ничтожно мало. Уже после отъезда из Екатеринослава Преображенский выпустил еще одно любопытное издание – «Воп¬росы крестьянского самоуправления. Сельские учреждения и должностные лица» (Москва, Университетская типография, 1893). Он же выступил с некрологом на смерть нашего славного земляка Александра Поля в «Московских новостях» 2 августа 1890 г. А в самый разгар революции 1905-1907 гг. Преображенский издаст книгу «Крестьянство и земля» (Москва, 1906).
Итак, для благотворительной деятельности общественных организаций поле на Екатеринославщине было не пахано. Воистину – конь не валялся.
Цель благотворительных учреждений очертил еще Высочайше утвержденный 16 июля 1816 года проект доклада Императорского человеколюбивого общества.
Цель заключалась в «отыскивании бедных, разведывании о состоянии и поведении их и в доставлении им не только подаяния и других материальных пособий, но и в доставлении страждущему ближнему утешения прилежным его посещением». А еще цель общества заключалась «в выборе для сего деятелей благонамеренных и воспитанных в духе добродетели и христианской любви».
Всем этим требованиям отвечала местная помещица Екатерина Павловна Василенко, не раз избиравшаяся во главе местного благотворительного общества. Вместе с другими общественными деятельницами Екатеринослава она вела разноплановую благотворительную деятельность. И, поверьте, кружку состоятельных дам, занявшимся этим благородным занятием, было совершенно неважно, кто в настоящий момент носит титул председательницы общества. Это была общественная нагрузка и не более. А звание почетной председательницы обычно предлагалось жене губернатора. Была бы польза делу! А личным амбициям здесь не место…
Когда во главе общества оказывалась супруга губернатора, куда проще было решать многие вопросы. Скажем, 4 апреля 1888 года на заседании Еакатеринославской городской думы гласные рассматривали заявление председательницы благотворительного общества Екатерины Федоровны Батюшковой об отводе городом места возле лавок Бабкина для постройки приюта для престарелых женщин. (ЕГВ, 1888, 6 апреля, № 27). Мог ли город отказать жене губернатора в такой просьбе-заявлении?
Редактор газеты «Екатеринославские губернские ведомости» Феодосий Алексеевич Преображенский:
«…на дело общественного призрения у нас мало обращено внимания и почти ровно ничего не сделано для искоренения нищенства теми учреждениями и обществами, на коих законом возложена эта святая обязанность, т. е. нашими земствами и сельскими обществами, а тому тем более почтенна общественная инициатива и частная благотворительность, взявшая на себя это благое дело – отыскивать и давать работу тем, кто в ней нуждается, и приют – к труду неспособным».(Екатеринославские губернские ведомости, 23 июля 1888).
Почетные председательницы Екатеринославского благотворительного общества
Супруги местных губернаторов
Леокадия Александровна Дурново (до 1882)
Екатерина Федоровна Батюшкова (1884-1890)
Ольга Николаевна Баторская (1897-1898)
Княгиня Екатерина Алексеевна Святополк-Мирская (июнь 1898 – май 1900)
Графиня Мария Александровна Келлер (ур. кн. Шаховская) (май 1900 – 1904)
Самое крупное пожертвование в истории Екатеринослава принадлежало умершему в 1910 году купцу Ивану Алексеенко
Ровно сто лет назад в 1912 году были достроены детская больница и амбулатория на проспекте имени А. С. Пушкина на средства семьи Алексеенко. Детская больница получила тогда имя Алексеенко. Поскольку в советское время она не могла называться именем купца-благодетеля, ныне больница №3 носит имя профессора Руднева.
Благотворительность была в традициях семьи Алексеенко. Еще дед Ивана был старостой Свято-Духовской (ныне Троицкой) церкви и похоронен был в ее ограде. Иван Мартынович Алексеенко – старший сын Мартына Алексеенко, владевшего магазином железной торговли в самом центре города, на Проспекте. В1854 году городское общество избрало его сначала гласным городской Думы, а потом предложило должность городского головы. Но Мартын Алексеевич подумал и решил, что торговые дела для него важнее.
Сын его Иван, унаследовав торговое дело отца и достигнув в нем больших успехов, стал купцом первой гильдии и одним из богатейших жителей города. В память об отце и матери, Анне Яковлевне, построил помещение богадельни по улице Короткой, 22 (улица Чичерина), для старых женщин на 30 человек и содержал ее за свой счет. Было у Ивана Мартыновича десяток домов: 7 домов в центре – в Старогостинном ряде на Проспекте, на улице Троицкой и Первозвановской (улицы Красная и Короленко).
Жил он на улице Каретной, 3 (улица Челюскинцев). Иван Мартынович устроил первый частный телефон в городе между магазином и домом. В 1893 году он был впервые избран гласным городской Думы, а затем избирался еще в 1897 г., 1901 г., 1905 г., 1909 г. Почти 20 лет он был городским гласным. Заседание Думы посещал усердно, выступал редко, но когда говорил, к его предложениям прислушивались.
Своих детей у Ивана Мартыновича не было. Но благотворительностью занимался исправно. Много денег жертвовал он на развитие и содержание учащихся городской женской гимназии и коммерческого училища, членом Попечительского Совета которых состоял много лет. Умер Иван Мартынович Алексеенко 15 июня 1910 года. Похоронен в ограде Троицкой церкви, старостой которой подобно деду он был многие годы. А вот его именитого младшего брата Михаила, профессора и ректора Харьковского университета, главу бюджетной комиссии Государственной Думы Михаила Алексеенко похоронили в 1917-м на городском кладбище (ныне футбольный стадион «Днепр-Арена»).
Через год после смерти мужа, в 1911-м его жена Надежда Ивановна передала городской Думе его завещание, согласно которому в 1912 году были построены детская больница и амбулатория на проспекте им. Пушкина на средства семьи. Детская больница получила имя Алексеенко. По решению городской Думы улица Каретная была переименована в Алексеевскую (ныне улица Челюскинцев), а в честь его жены Надежды Ивановны улицу Короткую переименовали в Надеждинскую (улица Чичерина).
Николай Чабан,
заслуженный журналист Украины
(Областной общественно-политический еженедельник «ЗОРЯ город», №8, 22/23 февраля 2012 года)