Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

20.02.2012. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Неделя о Страшном Суде — Таинственное событие будущего, начинающееся в земной жизни

Следующая неделя по церковному календарю именуется Мясопустной. Готовясь к Великому Посту, православные христиане начинают воздерживаться от вкушения мясной пищи. Неделя, которая в народе называется Масленицей, имеет еще одно наименование – Неделя о Страшном Суде. Евангелие от Матфея (25, 31-46), которое читается в этот воскресный день, напоминает нам о том, чем закончится история человечества, чем закончится жизнь всякого человека и представляет нам образ заключительного Суда Божия над людьми именно так, как его изобразил Сам Господь своим ученикам.
Казалось бы, стоит ли во время традиционных на Руси Масленичных гуляний задумываться о конце света, о смерти и Страшном Суде? Но Церковь поступает очень мудро, с одной стороны позволяет душе и телу повеселиться в преддверии строгого поста, а с другой стороны, как пищу для ума, в эти дни предлагает евангельский рассказ о суде Божьем, которым будет определена загробная участь каждой человеческой души.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Сын Человеческий – это Христос, и вера в его второе пришествие – одна из основополагающих догм в христианстве. Первый раз Христос пришел в унижении, а второй раз обещал прийти в славе Своей. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз – как Судия его. Разница между Первым и Вторым пришествиями огромна. В первый раз Он пришел как сеятель, бросивший зерна истинного Богопознания, а во Втором пришествии Христос придет как собиратель жатвы.
Страшный Суд – это таинственное и реальное событие, которое ждет каждого из нас и весь род человеческий. Событие, которое произойдет когда-то в будущем, но начинается оно уже здесь и сейчас! Ведь уже в земной жизни мы живем так, что одни оказываются по правую сторону Господа, а другие – по левую, одни исполняют Его заповеди, а другие противятся Богу и не желают быть участниками жизни Церкви, которая ведет человека ко спасению.
Суд существует столько же, сколько существует род человеческий, но мы как-то мало об этом задумываемся. То, что происходит в зале судебных заседаний глубоко символично. Каждый процесс суда является хоть и далеким, но прообразом того Высшего Суда Божьего, которого не сможет избежать ни один человек. Здесь есть судья, принимающий окончательное решение. Будет судья и на Страшном Суде – сам Христос. В наших судах есть помощники у судьи, прокурор и адвокат, свидетели. Но и Господь говорит, что судить мир вместе с Ним будут апостолы Его, и святые и ангелы. Ну а в роли подсудимых будем все мы, от первого человека Адама и до последних людей, которых день Второго пришествия застанет живыми. Разделит Господь людей на две стороны – на правую и на левую, так же как пастырь разделяет овец и козлов. Тем, что по правую сторону, скажет Праведный Судия: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». А тем, что по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Чем же отличались те, кто справа от тех, кто слева? Послушайте, как потрясающе прост критерий суда Божьего. «Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Но как можно накормить, напоить, одеть Бога? И Господь отвечает: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Бог не требует от людей ничего, что выше человеческих сил и возможностей: а всего лишь – пожалел ли ты голодного и жаждущего? Пожалел ли ты бездомного? В сущности, Христос нас спрашивает, были ли мы просто человечными?
Те, в ком не было жалости, а значит – и любви, пойдут в муку вечную, а те, кто послужили другому человеку, не по принуждению и «корысти ради», а по велению сердца пойдут в жизнь вечную. Это и будет заключением всемирной истории человечества. Вот как ясно и просто говорит об этом евангелист Матфей.
В этом священном тексте мы услышали, какие требования Бог предъявляет людям, чтобы они могли спастись. Будет окончательный Божий суд, будет явлена абсолютная Божия справедливость. И если наши человеческие суды не всегда могут защитить правду и обеспечить справедливость, в результате чего иногда страдают невинные, то на том последнем суде все будет определено окончательно и зло будет осуждено.
Каждый из нас в преддверии Великого поста может спросить себя: что я делаю для других людей, каковы мои жизненные интересы, какова моя основная мотивация? Я живу для самого себя или для того, чтобы помогать людям? Я существую для того, чтобы получать удовольствие или же для того, чтобы, жертвуя собой, помогать моим ближним? Именно этот критерий – единственный, который будет применен на Страшном Суде. Поэтому в период Святой Четыредесятницы, когда мы будем вспоминать нашу жизнь и переоценивать ее, мы должны осознать, что Господь дал нам пройти этот земной путь один раз и то, что мы не успеем здесь, на земле, сделать в отношении наших ближних, мы не сможем сделать уже никогда.
И еще. Почему день всеобщего суда Господня называется Страшным? Да потому, что день этот будет последним. А вернее первым и единственным днем вечности. Ход времени закончится, а это значит, что больше у человека уже не будет времени что-либо изменить в своей жизни, исправить ошибки. Это день, когда каждому Бог определяет его пребывание в вечности. И там уже нет веры и надежды, поскольку праведники получают неизмеримо большее – любовь Божию, а грешники лишаются всего – и веры и надежды и любви. О Страшном Суде Христос предупредил заранее. Сегодня еще есть время что-то поменять в себе. Завтра может быть уже поздно.
Священник Георгий Скубак