Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Народный депутат Украины Юрий Болдырев: «Проблема тоталитарных сект остается актуальной для Украины»

Борьба за чистоту веры всегда велась с большим напряжением.
В наше время эти вопросы, казалось бы, не находятся в центре внимания общества.

- Юрий Александрович, вы стали помогать жертвам сект в Украине, но ведь эта проблема не новая…
— Да, сектантство — это проблема не сегодняшнего дня. Я недавно читал книгу о альбигойцах, как католическая церковь в ХІІ-ХІІІ веках боролась с альбигойской ересью. К тому времени принадлежит знаменитая фраза папского легата. Когда его спросили, как отличать еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех. Бог узнает Своих».
Были разные времена борьбы с ересями, в Европе были костры инквизиции, но в истории восточной церкви таких вещей не было. Хотя расколы провоцировали насилие над инакомыслящими и многих заставляли накладывать на себя руки. Например, самосожжение старообрядцев на Руси. Борьба за чистоту веры всегда велась с большим напряжением.
В наше время эти вопросы, казалось бы, не находятся в центре внимания общества. Во всяком случае, это не так, как в Византии в VI веке, когда толпы народа выходили на улицы Константинополя и скандировали императору Юстиниану I: «Сожги Томос Никейского собора». Когда Византийской империи угрожала гражданская война, потому что народные массы поддерживали монофизитов, а император ортодоксов. Сейчас, конечно, другие времена, но и в наше время вопросы сектантства и раскола тоже находят выражение во взаимоотношениях между людьми, часто приводят к человеческим трагедиям.

- А когда вы сами впервые столкнулись с сектами?
— Впервые я столкнулся с сектой в 70-е годы прошлого столетия, когда жил в городе Донецке. Это было после службы в армии, я встречался с сослуживцами. И вот при встрече с приятелем Александром я заметил какое-то особое выражение его лица. Из разговора понял, что его жена вступила в секту и их семейная жизнь разрушается. Жена беременная и скоро родит ребенка от главы этой секты. Александру в этой семье нет места, и это человеческая драма. Через него и жену я наблюдал за их жизнью, а после узнал и других членов секты. Я видел весь ужас, царящий в узком кругу этих людей, которые называли себя христианами и, вне всякого сомнения, ни на йоту ими не являлись. Руководил этой сектой человек со знаковой и запоминающейся фамилией – Шиш, а его заместителем был Дульский. И вот эти два великих деятеля (основным был Шиш) создали секту, в которую вошли их семьи и семьи их приятелей. Далее путем перекрестного опыления затягивали все больше людей. Это я наблюдал на протяжении почти десяти лет. А потом они всей сектой куда-то уехали. А когда начал разваливаться Советский Союз, они пытались выехать за границу как преследуемые сектанты. И на какое-то время им это удалось, уехали, кажется, в Скандинавию, а потом возвратились, и всегда этому Шишу было нескучно пасти свое малое стадо. Все сопровождалось какими-то человеческими драмами, их жены уходили к другим членам секты, после возвращались назад, а те уже были женаты на других. Всего их было несколько десятков человек, жизнь которых не соответствовала христианскому образу, а для их сектантской идеологии это было нормой.

- Человеческие трагедии сопровождают деятельность сект, и как можно помочь этим людям?
- С подобными явлениями в других регионах я столкнулся, когда уже был депутатом ВР. Похожая история происходит и в нынешнее время. Ко мне обратился Виктор Алексеевич Черешневский из Черновицкой области. Там известная нам деноминация – баптисты — тоже претерпевает все возможные неприятности. От баптисткой общины откололась ее часть, которую возглавил некий гражданин Александр Лысак. И деятельность этой секты никак не корреспондируется с баптистской практикой. Баптисты – это, как правило, приличные люди, протестанты, ведущие строгий образ жизни, а здесь же пошло так, как и в упомянутой секте Шиша. Руководитель секты Лысак, имея законную жену Надежду Притыкину и имея от нее восьмерых детей, параллельно сделал своей наложницей сначала одну несовершеннолетнюю девочку, родившую ребенка. Потом другую — Черешневскую Карину, которая после родов умерла, не получив медпомощи, так как Лысак запретил обращаться к врачам.
А свою законную жену, чтобы обуздать ее недовольство, он держал на цепи, прикованной несколько лет к кровати. Еду, туалет обеспечивали ее дети. Можно ли воспитание этих детей как-то совместить с баптистской и шире – христианской — этикой?
Это продолжалось многие годы, пока не вмешался Черешневский В.А., дедушка одной из наложниц Лысака. И тогда мы обратились в правоохранительные органы.
Там такая ситуация: как бы все всё знают, но никто не хочет туда лезть, потому что это сектанты. Все, кто понимает криминальную составляющую их деятельности, боятся с ними связываться. Всегда можно получить обвинение в преследовании религиозной конфессии.
А как бы хотелось провести границу между нормальной христианской деноминацией — баптистами и, фактически, тоталитарной сектой, но не все в состоянии это сделать. Поэтому местные власти смотрели на происходящее сквозь пальцы, и никто не вмешивался. И только после нашего обращения в правоохранительные органы и министерство образования относительно детей, живущих в общине, где нарушался закон о всеобщем среднем образовании, выяснилось, что гражданин Лысак оказался психически неадекватным. Уже состоялся суд, и руководителя секты Александра Лысака по решению суда приговорили к девяти годам принудительного лечения в психиатрической больнице. Он уже находится на лечении.

– Конфликт исчерпан?
- Отнюдь! Ужасно то, что эта тоталитарная секта не развалилась, а его знамя подхватил следующий сектант — Черешневский Юрий Викторович, у которого восемь детей, а жена умерла от неоказания медицинской помощи. Живет с несовершеннолетней, которая уже родила. Его дети тоже нерегулярно посещают школу, и то, что члены секты не имеют возможности пользоваться медицинской помощью продолжается.
И как действовать дальше, чтобы привести это сообщество людей в соответствие с действующими в обществе нормами, пока еще большой вопрос.
Детям гражданина Лысака назначен опекун — его родной брат, и по имеющимся данным дети опять не посещают школу. Но в отношении них не совершаются противозаконные действия, поэтому ставить вопрос о привлечении к ответственности этого опекуна на сегодняшний день нет оснований. Законодательство написано на основании общечеловеческих норм. Поэтому такие непредсказуемые и, так сказать, редкие особенности поведения людей, которые называют себя верующими, а в действительности являются по всей вероятности неадекватными, не предусмотрены законом. Поэтому органы государственной опеки и органы, отвечающие за образование, не в состоянии включиться в эту ситуацию адекватным образом. И нам нужно работать над законодательством, чтобы ограничить разрушительную для общества деятельность сект.
Беседу провел А.Захарченко