Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

14.04.2011. СИМФЕРОПОЛЬ. Сегодня состоится премьера спектакля «Крылатая песнь души» о святителе Луке

14 апреля в общеобразовательной школе № 31 г. Симферополя состоится премьера спектакля «Крылатая песнь души», повествующая о жизни и деятельности знаменитого хирурга и православного подвижника, архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого).
Премьера спектакля состоится в рамках празднования 5-летия со дня основания детского духовного театра «Возрождение» на базе общеобразовательной школы № 31.
Начало — 12:00.
Место премьеры спектакля — актовый зал общеобразовательной школы № 31.
Адрес: г. Симферополь, ул. Титова, 12.
Для справки:
29 мая (11 июня) 2011 года исполняется 50 лет со дня преставления святителя Луки, архиепископа Симферопольского († 1961).
Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года, происходил из довольно древнего, но со временем обедневшего дворянского рода. Отец его, Феликс Станиславович, был горячо верующим человеком, католиком. Мать, Мария Дмитриевна, — православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в Православии. В виду этого отец в семье его был несколько отчужден, однако, именно от него будущий святитель унаследовал «особую религиозность». Валентин был третьим из пятерых детей.
В 1889 году Войно-Ясенецкие переехали в Кишинев, затем в Киев, где Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Он готовился поступать в Петербургскую академию художеств. Но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься не тем, что нравится, а тем, что «полезно для страдающих людей». Вместо живописи будущий святитель избрал медицину.
Однако на медицинском факультете Киевского университета святого Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх. Он едет в Мюнхен и поступает в частную художественную школу профессора Г. Книрра. Однако через три недели, затосковав по родине, возвращается в Киев, где продолжает занятия живописью. Часто бывая в Киево-Печерской Лавре, в киевских храмах, он делает много зарисовок богомольцев, паломников, простых людей, за тысячи верст приходящих поклониться киевским святыням. И влекомый горячим желанием «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью», Валентин, наконец, поступает на медицинский факультет.
Учился он блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…» В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким» земским врачом, помогать бедным людям.
26 января 1904 года началась Русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в киевском отряде Красного Креста, и молодой врач 30 марта 1904 года вместе с отрядом выезжает на Дальний Восток, в Читу. Его назначают заведующим хирургическим отделением госпиталя. В Чите он познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской и в том же 1904 году обвенчался с ней.
С 1905 по 1917 год В. Ф. Войно-Ясенецкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской, Саратовской, Черниговской губерний, в Переславле-Залесском, всегда стараясь быть там, «где народу жить труднее». Везде он помогает людям, делает сложнейшие операции, применяя порой собственные, не известные до него методы, спасает жизни.
В сентябре 1908 года В. Ф. Войно-Ясенецкий поступает в экстернатуру при Московской хирургической клинике профессора П. И. Дьяконова. В 1916 году защищает докторскую диссертацию «Регионарная анестезия», о которой его оппонент, известный хирург А. В. Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.
В феврале 1917 года В. Ф. Войно-Ясенецкий при очень большом конкурсе получил приглашение в Ташкент на должность главного врача и хирурга большой городской больницы. В Ташкенте он преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет. В конце 1918 года по ложному доносу Валентин Феликсович был арестован. Только вмешательство видного партийца, который знал в лицо главного врача больницы, спасло его от расстрела.
В конце октября 1919 года от туберкулеза умирает его жена, оставив на руках мужа четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного туркестанского университета. В это время он активно участвует в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства.
В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия (Пустынского). «Доктор, вам надо быть священником», — сказал он Войно-Ясенецкому. «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал владыка Лука, — но слова преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и, минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»».
В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в сан диакона, а через неделю, в день Сретения Господня, преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен четвертым священником в ташкентский собор с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане В. Ф. Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.
Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий покинул город, никому не передав кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым решили объединить всех оставшихся верными священников и церковных старост, приняли управление епархией и устроили с разрешения ГПУ съезд.
В 1923 году прибывший в Ташкент епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) совершил монашеский постриг отца Валентина. Владыка намеревался дать ему при постриге имя целителя Пантелеимона, но, побывав на Литургии, совершенной постригаемым, и послушав его проповедь, остановился на имени апостола, евангелиста, врача и художника святого Луки. 31 мая того же года в церкви Святого Николая, Мир Ликийских чудотворца города Пенджикента без колокольного звона, при запертых дверях, епископы Болховский Даниил (Троицкий) и Суздальский Василий (Зуммер) тайно совершили архиерейскую хиротонию иеромонаха Луки. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий. Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским.
Через неделю, 9 июня 1923 года, епископ Лука был арестован как сторонник патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение в сношениях с оренбургскими контрреволюционными казаками и связях с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ. В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире, дважды встречался с патриархом Тихоном и служил с ним Литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.
В Москве владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где он перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в «столыпинских» вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска — 400 километров — в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях.
В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.
В марте 1924 года епископа Луку снова арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным кругом, в апреле переводят снова в Туруханск. По окончании ссылки владыка возвращается в Ташкент.
6 мая 1930 году владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии И. П. Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, без суда был вынесен приговор: ссылка на три года в Архангельск. В 1931–1933 годах владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных.
Только в конце 1933 года владыка был освобожден. В ноябре митрополит Сергий (Страгородский; † 1944) предложил преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение владыка не принял. Пробыв недолго в Крыму, он возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.
Весной 1934 года владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает тропической лихорадкой, которая грозит ему потерей зрения. В конце августа 1934 года владыка выехал в Москву для операции по удалению отслоенной сетчатки левого глаза. Но в начале октября произошла катастрофа поезда, на котором ехал его сын Михаил, и святитель, не окончив лечение, отправляется в Ленинград, чтобы спасти его. Прерванное ради сына лечение обошлось епископу Луке потерей зрения левого глаза.
В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». Святитель совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.
В июле 1937 года — новый арест. В тюрьме с 24 ноября по 6 декабря владыку допрашивают «конвейером» (тринадцать суток без сна), с требованием подписать подложные протоколы. Он объявляет голодовку (восемнадцать суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь, и с 1940 по 1941 год владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.
Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых. В 1943-м преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год, в январе 1944-го, его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении сто пятьдесят госпиталей.
В 1944 году святитель Лука выступил против выставления на выборы патриарха всего одной кандидатуры — митрополита Алексия (Симанского; † 1970). Единственный из архиереев, владыка не присутствовал на Поместном Соборе 1945 года. Власти пошли на крайние меры, чтобы не допустить его на Собор. По одной из версий, в день предполагаемого отъезда владыка был отравлен, и чуть было не скончался.
В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». В 1945–1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.
26 мая 1946 года преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. 1946–1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и к 1956 году наступила полная слепота. Однако даже такой недуг не мешал владыке совершать службы. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.
Скончался святитель 11 июня 1961 года в День Всех святых, в земле Российской просиявших, и похоронен на городском кладбище Симферополя. В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых как святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. На юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года имя святителя Луки было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Симферопольская и Крымская епархия