Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

18.02.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Вышел новый журнал «Начало»

«Великий Канон
святого Андрея Критского»
Душе моя, востани, что спиши?

В самом начале Великого поста Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского. В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы он поется по частям, а на утрене четверга пятой седмицы – прочитывается полностью, и это богослужение носит название «Мариино стояние» в память преподобной Марии Египетской.
Канон называют Великим не столько по необычно большому числу тропарей, а их — 250!, сколько по его внутреннему достоинству и силе.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее, это беседа кающегося с собственной душой, и чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться: Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Немало имен праведников и грешников упомянуто в Великом каноне преподобного. Перед нами проходят образы людей из Ветхого и Нового Заветов, людей, которые согрешали, падали и вновь восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу пролегал через покаяние, осознание своих грехов, несовершенства, несоответствия тому, чем должен быть человек.
Библейская история, начиная с грехопадения прародителей, воскрешает память благочестивых патриархов и доблестных мужей: Моисея, Иисуса Навина, Гедеона и Иефая, вспоминает благочестие царя Давида, его падение и умиленное покаяние, указывает на нечестие Ахава и Иезавели, на великие образцы покаяния – неневитян, Манассию, блудницу и благоразумного разбойника.
Вслушиваясь в слова Великого Канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но искренне раскаявшихся, подумаем о том, как Господь выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния, ждет наших плодов покаяния. Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
Если читать Свяшенное Писание и Великий Канон под таким углом зрения, то многое из того, что говорится о древних праведниках и грешниках, является не чем иным, как летописью нашей души и нашего падения: «История первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей.
Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…»
Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, заниматься самобичеванием. Истинное покаяние – это, когда мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к праведности; когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда – Сам Бог.
Р.S. При всем своем духовном величии и достоинстве, Великий канон святого Андрея Критского содержит в себе немало трудностей для понимания, поэтому здесь он приведен с русским переводом Николая Кедрова (1915 г.) и ссылками на стихи Священного Писания, образами которых навеяны тропари канона.

Подписные индексы:
газета «Начало» — 21758
«Начало» (толстушка) — 90089
детский журнал «Богдан» — 01614
«Православный календарь настенный и настольный» — 90256