Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

25.01.2011. ДОНЕЦК. В Святогорской Лавре почтили память духовного писателя

24 января исполнилось 110 лет со дня смерти А.Ф. Ковалевского (1840-1901), Харьковского губернского секретаря и православного духовного писателя, одного из хроникеров жизни Святогорской пустыни на рубеже XIX-XX веков. Память о нем хранят нынешние насельники Свято-Успенской Святогорской Лавры.
Ковалевский Андрей Федорович — помещик Харьковской губернии, владелец родового имения Высочиновка Змиевского уезда, впоследствии харьковский губернский секретарь, родился в 1840 г. Род Ковалевского был связан родственными узами с Белгородским святителем Иоасафом (Горленко) и родом знаменитых Квиток — древней малороссийской фамилией. Архимандрит Спасо-Преображенского Куряжского монастыря Наркисс Квитка — сын родной сестры святителя Иоасафа, бывшей в замужестве за харьковским полковником Иваном Квиткой, из рода которого происходила бабка Ковалевского по отцу.
Ковалевский известен как литератор, документалист, историограф, составитель служб и акафистов в честь русских святых, икон Богоматери. Всего им создано более 30 акафистов, среди них: иконам Пресвятой Богородицы Милостивой (Милующей), Неопалимой Купине, Скоропослушнице, Толгской, Троеручице, Смоленской, Донской, Знамению, Любечской, Явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию; Нерукотворенному Образу; святым: Авраамию, мученику Болгарскому (Владимирскому), Арсению Великому, Ефрему Новоторжскому, Иринарху, затворнику Борисоглебскому, Давиду и Константину, князьям Ярославским, Леонтию, епископу Ростовскому, Феодору и Иоанну, святителям Суздальским, Феодосию Печерскому, Иакову Боровицкому, Феодосию Черниговскому, Иулиании, княжне Ольшанской; Арсению Тверскому, Савве Сербскому, Кириллу Белоезерскому, Петру и Февронии Муромским, Стефану Махрищскому.
Акафисты писал он по просьбам близких к нему духовно лиц, а также по случаю особенных чудесных событий, происшедших в его жизни и связанных с чудесным заступничеством святых и Богоматери. Так, в 1879 г. Андрей Федорович тяжело заболел, был парализован и находился при смерти, но чудесно исцелился от присланного ему списка Толгской иконы Божией Матери, в честь которой впоследствии составил акафист. «Акафисты Ковалевского проникнуты глубоким религиозным чувством и напоминают песнопения Иоанна Дамаскина», — писал рецензент Андрея Федоровича в журнале «Русский Паломник». Большая часть акафистов Ковалевского попала в собрание акафистов, одобренное Синодом в 1900 г. и в последующие годы многократно переиздававшееся. Эти акафисты были широко известны и распространены в церковной практике богослужения, они стали истинно народными акафистами.
Публикации Андрея Федоровича (биографические очерки тех духоносных людей, которых он знал и чьей духовной поддержкой пользовался на протяжении многих лет, жития святых, сказания о чудотворных иконах, духовно-назидательные рассказы, путевые заметки и воспоминания) с 1867 г. преимущественно появлялись на страницах журнала «Душеполезное Чтение», печатались в «Душеполезных размышлениях», издании Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, выходили в свет также особыми книгами и брошюрами. Благодаря Ковалевскому, российский читатель узнавал не только неизвестные ранее сведения о местночтимых святых Малороссии и Харьковщины, но и о подвижниках духа как Святогорской обители, так и Киево-Печерской Лавры.
В одной из публикаций, посвященной старцу Киево-Печерской Лавры, игумену Агапиту, встречаются и биографические сведения о самом авторе: «Был я направлен к отцу Агапиту известным путешественником по святым местам, боголюбивым писателем Андреем Николаевичем Муравьевым, который имел в Киеве свой дом подле церкви святого Апостола Андрея Первозванного и постоянно там жил. С ним я был прежде знаком, почему в первый свой приезд в Киев, никого там не зная, прямо к нему обратился». Встреча эта произошла за год до конца жизни Андрея Николаевича Муравьева. От него в последующие годы Ковалевский подхватил духовную эстафету литературного христианского творчества: писал о Святогорском монастыре и его подвижниках, о других святынях Православной Руси.
Андрей Федорович в меру своих сил стремился к подвижничеству и аскетизму, весь уклад его жизни стоял очень близко к монастырскому укладу. Не исключено, что он принял тайный монашеский постриг, оставаясь жить в миру. В книге под названием «Благодеяния Богоматери» приводятся следующие сведения о Ковалевском: «Андрей Федорович Ковалевский был человек холостой, по слабости здоровья отдалялся от мира, занимался хозяйством и духовной литературой, писал в духовных журналах, составлял церковные службы и акафисты по просьбе настоятелей церквей и монастырей; через что познакомился… с настоятелем Святогорской Успенской пустыни архимандритом Германом и его братией; через это знакомство он узнал и полюбил монашество…» И еще: «Андрей Федорович часто ездил в Святогорскую пустынь, присматривался к подвигам иноческим, находил там себе назидание и утешение. Архимандрит Герман и иноки также ездили к нему. Особенно часто ездил к нему его духовник иеромонах Святогорской пустыни Иоанникий, старец простодушный и душевноопытный, не чуждый дара прозорливости. Ему очень нравилось местоположение Высочиновки, и он всегда, когда приезжал в нее, говорил Андрею Федоровичу то прямо, то загадочно, что Богу и Пресвятой Богородице угодно, чтобы здесь был монастырь. Сначала Андрею Федоровичу казалось это невозможно, но малу-помалу он сам начал об этом подумывать». Бескорыстный и нестяжательный, он всю жизнь отдавал ближним все, что имел, начиная со своих знаний и дарований и кончая своим имением, которое пожертвовал на организацию и содержание устроенного им в 1886 г. Казанско-Высочиновского монастыря.
Скромный и неутомимый труженик скончался в 1901г. Граф Г. А. Милорадович о своем почившем друге в журнале «Русский Архив» поместил краткую посмертную заметку под названием «Слагатель акафистов». В ней он писал: «24 января 1901 г. скончался в селе Высочиновке Харьковской губернии Змиевского уезда, в 17 верстах от Змиевки, Андрей Федорович Ковалевский. Ни в одной газете, ни в одном журнале об этом не было упомянуто, а между тем А. Ф. Ковалевский принадлежит к числу достопамятных россиян… Андрей Федорович Ковалевский, уроженец Харьковской губернии, владел хорошим имением, селом Высочиновкой, стоящим не менее двухсот тысяч рублей, с усадьбою и церковью в саду. В этом имении он прожил всю свою жизнь, и в последние десять лет жизни он устроил Казанско-Богородичный мужской Высочиновский монастырь, пожертвовав монастырю все свое имение, усадьбу, церковь и прочее, более тысячи десятин земли. Сам он остался жить в монастыре, не постригаясь в монахи, и постоянно занимался духовной литературой. Последние годы здоровье А. Ф. Ковалевского слабело, и он мирно опочил в созданной им обители, уважаемый и оплакиваемый как добрый, честный христианин и полезный труженик».
Перед самой смертью он исповедовался у братского духовника Высочиновского монастыря иеромонаха Евгения и причастился Святых Христовых Таин. Погребение соборно совершил настоятель монастыря игумен Иоанникий. Андрей Федорович был похоронен у церкви Архистратига Михаила, возле могилы своего отца.
Известна надгробная эпитафия Ковалевского, раскрывающая неразрывную связь почившего с горним миром: «Пресвятая Богородице, славившего Тя не забуди! Святые Божии, воспевшему вас, испросите у Господа грехов моих прощение…» Текст эпитафии свидетельствует о том, что как всю земную жизнь, так и после смерти он обращался в молитвах к Богу, святым праведникам и Пресвятой Богородице…
Материал подготовлен сотрудниками музея Свято-Успенской Святогорской Лавры