Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Проф. Александр Дворкин. Неопятидесятничество: альтернативное христианство для «Новой эры»


Социальная опасность, которую представляет собой неопятидесятниче-ское движение (оно же «Движение веры», оно же «Неохаризматическое движение»), неоднократно была предметом широкого обсуждения и дос-таточно известна. Мне же хотелось начать выступление с богословской оценки неопятидесятничества, которое ныне, наряду с оккультным движе-нием Нью-Эйдж (New Age), массово распространяется по когда-то христи-анским странам и регионам.
Неопятидесятническое «Движение веры», в отличие от многих других сект, не выстроено в виде жесткой международной структуры с единым цен-тром и вертикальной системой подчинения, но внутри каждой из сект, осно-ванных в городах, контроль не меньший, чем если бы они входили в центра-лизованную структуру. Местные секты со всего мира поддерживают веро-учительное, идеологическое и методологическое единство, оказывая друг другу материальную помощь, обмениваясь проповедниками, приглашая на гастрольные туры самых «продвинутых» из них и посылая своих избранных адептов в общие для всех учебные заведения для подготовки пасторОв. Об-щаясь и обмениваясь опытом, неопятидесятнические лидерА смогли много-кратно усилить свое влияние и стать на сегодняшний день самым заметным и массовым фактором «христианской» жизни постхристианской цивилизации. Неопятидесятникам впервые удалось создать массовое «поп-христианство» для потребительского общества массовой телекультуры.
Ту часть мира, которую традиционно называют христианской, в последние десятилетия уже трудно назвать таковой. Да, Европа была создана христиан-ской культурой, но сегодня она отказывается даже словесно признать этот долг. Те ценности, которыми вдохновлялись предки европейцев в течение 16 с лишним веков христианской цивилизации, сегодня для большинства людей европейской культуры отошли на самый задний план. Именно поэтому впору говорить о постхристианской цивилизации, которая завладела сегодня неко-гда христианскими регионами и в среде которой существуют ставшие уже меньшинством христиане. Те же самые процессы проходят и в православных странах. Как и в первые три века своего существования Церковь вновь живет в языческом окружении.
Внерелигиозный секуляризм, равнодушная политкорректность и азартное потребительство сделались руководящей идеологией большинства и векто-рами новой цивилизации.
Но не хлебом единым жив человек. Душа человека – по природе христиан-ка, и людские религиозные устремления невозможно истребить полностью. Враг рода человеческого не может смириться с тем, что Церковь жива, что она, хоть и в меньшинстве, но существует, что различные экзотические секты не могут соблазнить всех, ищущих правды Божией, ибо имя Христа по-прежнему привлекает людей. Именно поэтому возникают все новые секты, прикрывающиеся именем Христа и христианскими терминами. Так было все-гда – всю историю христианства. Но никогда еще не возникало столь удачли-вой подделки под христианство, как неопятидесятничество, которая оказа-лась бы способной создать самую массовую за всю историю альтернативную версию христианства. «Христианства», в котором не осталось бы фактически ничего христианского и которое существовало бы в полном согласии с «муд-ростию века сего». «Христианства», которое являлось бы полной противопо-ложностью той Церкви, которую основал Христос. Удобного христианства, обещавшего человеку счастье, богатство, здоровье, благополучие и ничем не ограниченную власть в ЭТОМ мире, но на самом деле приносящего невидан-ные порабощение, разорение, нервные и психические расстройства, зависи-мость и, в конечном итоге, смерть.
Любой непредвзятый человек, видя «падения в духе», «святой смех», «мо-литву мук рождения» и прочие столь распространенные на собраниях неопя-тидесятников практики, будет потрясен до глубины души. Неверующий ско-рее всего назовет это поведение массовой индуцированной тяжелой истери-ей, а верующий христианин увидит в нем классические признаки беснования.
Если мы рассмотрим самые распространенные учения неопятидесятников о Боге и человеке, то увидим, что, хотя они используют святые для всех хри-стиан имена Христа, Бога Отца, Святого Духа, Троицы и так далее, на самом деле персонажи, обозначаемые ими, не имеют ничего общего с реальными Божественными Лицами. Фактически они молятся кому-то другому, призы-вают кого-то другого и живут по законам, диктуемым им этим другим. Тот, другой, входит в них и владычествует ими. Если понять это, то и поведение неопятидесятников делается в этой системе духовных координат естествен-ным и понятным.
Рамки короткого доклада не позволяют подробно разбирать все главные моменты неопятидесятнического учения, поэтому я бегло остановлюсь лишь на некоторых из них. Цитаты, которые я буду приводить, принадлежат са-мым известным и авторитетным столпам движения веры и легко доступны. Некоторые отечественные «лидерА» местных сект могут пиара ради утвер-ждать, что они, дескать, не разделяют те или иные аспекты учения Коуплен-да, Хейгина, Бенни Хина, Алексея Ледяева или прочих «мощных проповед-ников». Но книги, аудио- и видеокассеты всех этих и иных персонажей ши-роко представлены в лавках при собраниях неохаризматиков, и все «новое поколение» отечественного неопятидесятничества воспитано исключительно на этих «Божиих генералах» (выражение недавно со скандалом ушедшего со сцены неопятидесятнического проповедника Робертса Лиардона). Даже та редкая критика, которую иногда можно услышать из уст одного «Божьего генерала» в отношении другого, имеет частный характер и спустя непродол-жительное время обычно сменяется бурными восхвалениями. Реальной, от-крытой и публичной системной богословской критики внутри неопятидесят-нического движения мне не приходилось услышать, да и вряд ли придется.
Согласно учению «Движения веры», Бог повязан законом, который застав-ляет Его передавать магическую силу неопятидесятникам. Таким образом, личностный Бог христианства сводится к заурядному безличному источнику магической силы. Иисус делегировал всю Свою власть христианам. Все про-блемы вызваны духовными причинами, то есть деятельностью демонов. Хри-стиане должны использовать эту власть против нищеты, страданий, болезней и неудач, а также против угрозы войны и тех политических партий, с кото-рыми они не согласны (например, в Швеции это левые партии, в США – де-мократы и т. д.). Таким образом, в силах христианина разрушить власть сата-ны не только над личностью, но и над географической местностью или даже над чем-нибудь типа высокого налогообложения. Таким образом, в «Движе-нии веры» мы видим яркий пример духовного капитализма с крайне правыми политическими интересами.
Неопятидесятнический Бог вполне описуем. Скажем, Морис Серулло ви-дел Его таким: «Когда я, будучи повержен в Духе, лежал на полу, мой дух был восхищен из тела, и следующее, что я помню – это небеса… Неожидан-но… явилась слава Божия. Фигура, которую я увидел, была ростом прибли-зительно в шесть футов или чуть выше, в два раза шире, чем человеческое тело и на нем нельзя было различить таких частей, как глаза, нос или рот» .
Один из самых известных неопятидесятнических проповедников Кеннет Коупленд со своей стороны говорит, что Бог это не какое-то «восьмиметро-вое существо, имеющее кулаки размером с баскетбольный мяч… <на самом же деле, Он> существо приблизительно шести футов и двух-трех дюймов ростом, весом в районе двухсот фунтов или немного больше», а ладонь Его, измеренная наискосок, «ее длина равняется девяти дюймам» .
А Бенни Хинн даже знает, как Бог одевается, о чем он также сообщал сво-им последователям .
Учение неопятидесятников о «малых богах» не только обоготворяет греш-ного человека, но и фактически ставит его выше антропоморфного и бес-сильного Бога. Эти «малые боги» — сами люди, созданные по образу и подо-бию Божию, и значит (!) являющиеся Его стопроцентной копией. Не имею-щий недостатков, свободный от власти сатаны, святой и спасенный сектант не может не обоготворять себя и не поклоняться себе. Кеннет Коупленд вы-разил эту мысль с предельной четкостью и лаконичностью: «Вы не имеете одного Бога, живущего в вас. Нет, вы сами являетесь Им!»
В книге «Власть верующего» отец неопятидесятничества Кеннет Хейгин пишет: «Мы с Христом — одно. Мы и есть Христос. Мы сидим по правую руку Божия величия на небесах. Все было помещено под наши ноги… Боже-ственный план для нас, чтобы мы правили и царили в этой жизни, как цари: мы должны править и царить над обстоятельствами, над бедностью, болез-нью и всем остальным, что может нам помешать. Мы царим потому, что у нас есть власть для этого» .
Кеннет Коупленд считает, что «причина, по которой Бог сотворил Адама, заключалась в Его желании воспроизвести Себя…»
«Адам был не просто похож на Бога, – продолжает он, – Он был не просто «почти как Бог». Он не был даже подчинен Богу… Адам был копией Бога, выглядел совсем как Бог. Если поставить их рядом, они окажутся совершен-но одинаковыми» .
А вот, что говорит учитель Коупленда Кеннет Хейгин: «Человек… был со-творен равным Богу и он мог стоять в присутствии Бога без какого бы то ни было сознания своей неполноценности. Бог… поставил нас на тот же самый уровень бытия, каким обладает Сам. Верующий называется Христом… Это именно то, что мы из себя представляем: мы – это Христос!»
Тому же самому учит и Бенни Хинн, и Морис Серулло, и Ричардс Лиар-дон, и другие неопятидесятнические светила, вполне в духе тех же мормонов и таких откровенно нью-эйджевских учителей, как Раджниш-Ошо, Ширли Маклейн, Мэрилин Фергюссон и других, имя им легион.
При столь явном обожествлении человека Сам Христос не всегда получает право именоваться Богом. Вот что говорит Кеннет Коупленд о словах Хри-ста, якобы обращенных к нему: «Не беспокойся, когда люди будут говорить о тебе грубо и непочтительно. Они так говорили обо Мне – неужели они не могут таким же образом говорить о Тебе? Чем больше ты будешь Мне упо-добляться, тем более они будут о тебе так думать. Они распяли Меня за то, что Я как будто провозглашал Себя Богом. Но Я не говорил, что Я Бог. Я только говорил, что Я ходил с Ним, и что Он был во Мне. Аллилуйя!»
Бенни Хинн продолжает: «Если бы Святой Дух не находился рядом с Ии-сусом, Он бы согрешил (he would have sinned). Так и есть, это именно Святой Дух был той силой, которая сохранила Его чистым. Он <Христос> не просто был послан с небес, но Он был назван Сыном Человеческим – а раз так, то Он мог согрешить. Без помощи Святого Духа Иисус бы никогда не справился» .
Далее из этого низведения Христа до уровня обычного человека вытекает одно из самых скандальных учений неопятидесятников: теория «Иисус умер духовно», или сокращенно ИУД. Это – представление о том, что Христос принял на себя природу сатаны.
Вот, что говорит Бенни Хинн: «Змей – это символ сатаны. Иисус Христос знал, что единственный способ остановить сатану – это приобрести его при-роду… Грех – это то, что сделало сатану сатаной… Когда Иисус стал грехом, Он воспринял его от «а» до «я»…
Он стал смертью, чтобы смертные могли жить. Он стал грехом, чтобы грешники стали праведными в нем. Он стал одной природы с сатаной, чтобы те, кто имели природу сатаны, смогли приобщиться природе Бога» .
Кеннет Коупленд, ссылаясь на откровение Божие, творчески развивает эту идею: «Как вы думаете, почему Моисей, по повелению Божию, вознес на древо змея, а не агнца? Меня это очень беспокоило. Я спросил: «в чем дело, что ты повелел сделать змея – символ сатаны? Почему не ягненка? И Господь сказал: «Потому, что тот, кто висел на кресте и был символом сатаны». Он сказал: «Я принял духовную смерть» .
Неопятидесятнические благовестники учат, что Христос был мучим демо-нами в аду – это и было «выкупом», который Бог дал сатане. Кеннет Коуп-ленд богохульно называет Бога величайшим неудачником всех времен, про-возглашает, что «сатана победил Иисуса на кресте» и описывает Христа в аду как «изнуренного, истощенного, маленького, низкого духа». При этом Бенни Хинн, заявляет, что «люди, нападающие на Кеннета Коупленда, нападают на само присутствие Бога» .
Победа Христа над смертью, по словам идеологов ИУД, заключается в об-ретении Христом природы Бога после трех дней пребывания Его в природе сатаны. Лишь «рождение свыше» помогает Христу восстановить связь с От-цом и победить Диавола. Именно в этом заключено основание для победы каждого христианина. Когда мы рождаемся свыше, мы делаемся Богами (еще одна оккультная идея). Когда мы поймем это и начнем реализовывать нашу божественность в жизни, мы завоюем мир. И когда это будет свершено, Хри-стос вернется на землю и мы вручим Ему Царство. В этом и состоит учение ИУД. Понятно, что это небиблейское и нехристианское учение — плод дуа-листической философии, лежащей в основе мировоззрения «Движения ве-ры». Мировоззрение это фактически отрицает Божество Христа, не говоря уже о том, что кощунственно и богохульно утверждает, что Иисус обрел са-танинскую природу.
Более того, ссылаясь на еще одно откровение, Коупленд говорит, что сама личность Христа не играла особой роли в искуплении: «Дух Божий сказал мне: Сын, постарайся уяснить одну вещь. Не позволяй традициям обмануть себя». Он продолжал: «Сатану победил в его царстве рожденный дважды че-ловек». Тут я уронил мою Библию – вот так… Я переспросил: «Что?» Он сказал: «Рожденный свыше человек победил сатану, перворожденный среди многих братьев победил его». Он добавил: Ты и есть образ, точная копия то-го человека».
Я начал понимать, что он имеет в виду, и спросил: «Ведь ты имеешь в ви-ду, ты не хочешь сказать, что я мог бы сделать то же самое?» Он ответил: «Да, если бы ты имел знание Слова Божиего, которое имел он, ты мог сде-лать ту же саму вещь, потому что ты тоже возрожденный человек» .
Подчеркну: в откровении, сообщенном Коупленду якобы Духом Божиим, говорится, не только что Христос родился свыше во время пребывания в аду, но и то, что самому Коупленду ничего не препятствовало стать искупителем человечества. Дело за малым: за «знанием слова Божиего».
Обращение и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире (однако и на него в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов). Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы до-биться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело в том, что, по вере неопя-тидесятнического движения, христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть — и не может не быть — богатым, здоровым, процветающим и счастливым (от-сюда — «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.
Говорит Кеннет Хейгин: «Кажется, у некоторых людей создалось пред-ставление, что, если верующий в Бога человек живет бедно, не обладает ни-каким имуществом, это есть знак смирения и благословения Богом. Они по-лагают, что следует шагать по жизни в дырявой шляпе, стоптанных туфлях и протертых брюках. И только так мы сможем свести концы с концами. Но ведь Иисус этого не говорил… Благословение Авраама было троекратным благословением. Первое обетование, данное Аврааму, было то, что Бог сде-лает его богатым» .
«Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное, физическое и финансовое благосостояние », – добавляет Йонги Чо.
Один из видных украинских неопятидесятнических проповедников Вале-рий Иванник формулирует эту мысль проще: «Слава Божия — это когда от-крываешь холодильник, и он — полный! Это когда открываешь кошелек, и он — полный!»
Бог, оказывается существует для исполнение любого нашего желания и единственной целью его существования является делать то, что ему повелят «истинные христиане».
Но все зависит от веры человека: «Ты можешь иметь то, что ты скажешь! Фактически ты сейчас получаешь то, что ты говоришь. Если ты живешь в бедности, нехватке и нужде, измени то, что ты говоришь. Это изменит то, что у тебя есть» .
И далее: «Это дело вашей веры. Вы имеете веру на один доллар, и просите что-то на 10 тыс. долларов, и это не работает. Это и не будет работать. Иисус сказал: «по вере ТВОЕЙ будет тебе» – не в соответствии с ЕГО желанием, не только в том случае, если Он сможет найти для тебя время в своем рабочем графике. Он сказал: «по вере, которую ты имеешь». Допустим, я хочу полу-чить роллс-ройс, но имею веры не больше, чем на велосипед. Как вы думае-те, что я получу? Конечно же, велосипед!»
Вот истинная причина, по которой ни один неопятидесятник не признается в своих трудностях, проблемах или болезнях.
Благосостояние объявляется не просто волей Божией, но и необходимым условием спасения: «Как узок кругозор у некоторых христиан! Как близору-ки мы становимся, когда упускаем то, что сказано в Писании о цели изоби-лия. Большинство христиан… довольны тем, что имеют самое необходимое. Они никогда не осмеливаются с дерзновением просить сверх этого необхо-димого… Они рассчитывают лишь на убогую хижину в укромном уголке сияния славы… ЧТОБЫ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННЫМ ХРИСТИАНИНОМ, ВАМ НУЖНО ИМЕТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОСТАТОЧНО. Если вашего достатка ед-ва хватает лишь для удовлетворения ваших непосредственных физических нужд, можете быть уверены, что вам его не хватит для исполнения воли Бо-жией» .
В свете сказанного совершенно неожиданный смысл приобретает притча о блудном сыне из Евангелия от Луки: оказывается, наследство принадлежало обоим сыновьям, но только один из них (младший) воспользовался им. Старший сын упустил свой шанс из-за недомыслия. Большинство христиан сами обворовывают себя в своем полном наследстве в Иисусе Христе из-за своего недомыслия. Не зная своего завета, они не знают о своих правах детей всемогущего Бога» .
Отсюда понятно переложение 22 псалма, сделанное одним неопятидесят-ническим проповедником: «Господь – мой банкир; мой счет полон. Он за-ставляет меня упасть, погрузившись в созерцание постоянного изобилия. Он дает мне ключ от Своего большого сундука, он воодушевляет мою веру Сво-им богатством; Он ведет меня дорогой процветания ради Своего имени. О, даже если бы я прошел посреди сени долгов, не убоюсь зла, потому что ты со мной. Ты приготовил мне путь перед лицом сборщика налогов. Ты наполня-ешь до верха мой бумажник, чаша моя преисполнена. Я уверен, что Божья помощь и изобилие будут сопровождать меня все дни жизни моей, и я буду заниматься моим бизнесом во имя Господа в долготу дней» .
Кеннет Коупленд предлагает всем желающим самую действенную форму-лу преуспеяния: «Эта формула постоянно оправдывала себя в нашей жизни. Сработает она и в вашей, если вы посвятите себя ей.
– определите, сколько вам нужно. Смотрите, не обворовывайте самих себя. Бог не скряга. Он дает.
– заключите соглашение, согласно Мф. 18: 19. Это очень важно.
– держитесь за это верой. Используйте принципы, изложенные в Мк. 11: 23-24.
– свяжите дьявола и его силы во имя Иисуса. У вас есть власть в имени Иисуса повелевать сатане убраться из ваших финансовых дел. Не просите Бога сделать это для вас. Это делаете ВЫ САМИ во имя Иисуса.
– высвободите силы неба. Когда вы используете Слово во имя Иисуса, то они должны повиноваться вашей команде.
– хвалите Бога за ответ. Хвала отворяет двери избытка настежь.
Вот пример молитвы, основанной на этих шести принципах:
Отче, во имя Иисуса мы просим у Тебя __ (назовите сумму). Эти деньги на нашем небесном счету, и теперь мы снимаем эту сумму. Мы верим, что мы принимаем __ (повторите сумму). Согласно Марка 11: 23-24, мы верим в сво-ем сердце и исповедуем, что это принадлежит нам во имя Иисуса. Мы согла-шаемся, что у нас есть __ (укажите сумму), согласно Матфея 18-19. С этого дня мы передаем Тебе заботу об этом деле и благодарим тебя за это. Сатана, во имя Иисуса, мы повелеваем тебе, мы связываем твои действия и провоз-глашаем тебя бессильным. Служебные духи, мы повелеваем вам позаботить-ся о том, чтобы эта сумма поступила к нам согласно послания к евреям 1: 14. Отче, мы славим Твое имя за то, что Ты позаботился о наших нуждах соглас-но Твоих богатств во славе во Иисусе Христе и что Ты преумножил семя, по-сеянное нами во имя Иисуса» .
Суть законов преуспевания, по словам Джона Айванзини, состоит в том, что «Бог предлагает наиболее благоприятные условия для наших вкладов. Одни счета он оплачивает стократным увеличением, другие шестидесяти-кратным, а третьи – тридцатикратным… Он лично берет на себя ответствен-ность за их возмещение… Величайшая польза от даяний Богу в том, что при всяком жертвовАнии на дело Божие, мы стоим перед получением нового урожая» .
Этому вторит Кеннет Коупленд: «Поймите как исполнять Слово Божие, и приготовьтесь к избытку!» Ведь, по его же выражению, «Господь – не скря-га» .
Но в духовном мире есть определенные силы, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Эти препоны — работа диавола и его демонов, которые суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Естественно, никакие рациональные объяс-нения болезней и несчастий сектантами не принимаются.
«Противься искушению болеть точно так же, как ты противишься искуше-нию согрешить. <…> Сатана — источник болезни. Когда сатана пытается на-вязать тебе болезнь, отказывайся от этого во имя Иисуса.
Твоя болезнь противоречит воле Божией» (Коупленд).
Поэтому первая задача для христианина — избавление от этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т. п. Так мы приходим к идее духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций «Движения веры». Так как все люди — духовные существа, хри-стиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны. Изгоняя бесов, Джон Уимбер требовал, чтобы они назвали свои имена, которые звучали как «Боль», «По-хоть», «Безобразность», «Смерть», «Сонливость», «Обжорство», «Сладостра-стие». Согласно Уимберу, имена произносились с выделением слюны, в удушающих конвульсиях. Часто этому сопутствуют такие явления, как паде-ния, крики, стоны, тяжелое дыхание, зловоние и т. п.
Отсюда столь важная роль, которая на каждом богослужении неопятиде-сятников придается «исцелению от болезней». Каждому из их лидеров со-путствует слава целителя. Исцеляются ли люди на самом деле? Безусловно, многие заболевания, имеющие психосоматическую основу, при наличии ве-ры больного в свое исцеление, могут исчезнуть. Однако специалисты, прово-дившие исследования, утверждают, что не обнаружили ни одного случая ис-целения от органических заболеваний. Более того, убеждение больного чело-века в том, что он уже исцелен, может привести к тому, что он запустит свою болезнь до необратимого состояния. Известны многие скандальные случаи подтасовок и лжеисцелений на собраниях неохаризматиков, о которых объ-являлось для того, чтобы ввести зал в экстатическо-трансовое состояние. Можно привести характерный эпизод. В 1981 г. один немецкий коммерсант предложил Райнхарду Боннке пожертвовать 3 тысячи очков для раздачи не-имущим африканцам. Боннке с негодованием отказался, заявив, что по его молитве слепые прозревают, а слабовидящие выбрасывают свои очки за не-надобностью. Между тем сегодня сам Боннке носит очки и, наверное, уже по-другому отнесся бы к такому пожертвованию. И в заключение вспомним слова Самого Христа: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов из-гоняли! и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22-23).
Учению о пожертвованиях (официально говорится о десятине, но на самом деле часто сектантов принуждают отдавать гораздо больше) отводится очень важная роль.
Джон Айванзини уверяет, что и это учение получено им непосредственно от Бога: «Бог желает открыть Себя вам посредством чуда стократного увели-чения вашего финансового посева… То, чем я собираюсь поделиться с вами, явилось результатом наиболее близкого общения с Богом…
Когда я молился, вдруг начало происходить то, что выходило за пределы моего опыта. Бог явился мне видимым образом! Он был окружен светлыми концентрическими кругами и, обращаясь ко мне, сказал, что избирает меня для провозглашения принципов библейской экономики, чтобы сделать их из-вестными церкви. Это слово для верующих последних дней. Затем Он начал открывать мне Свою истину, почти неизвестную на земле.
Он сказал: «Обычно Я не могу умножать деньги, которые Мои дети дают Мне… Я могу делать это только тогда, когда народ Мой дает Мне деньги правильным образом. Я не могу умножать то, что они дают Мне неправиль-но. Давая Мне деньги, они совершают обычно две большие ошибки. Первая: они редко дают Мне в точности столько, сколько Я сказал.
Второе, что мешает Мне возвращать их даяния, это то, что их даяния не сопряжены с желанием получать благословения. Они вообще в своих даяни-ях ничего от Меня не ожидают.
Скажи народу Моему, что всякий раз, когда они дают Мне свои деньги, они должны руководствоваться этими двумя указаниями. Первое: они всегда должны давать столько, сколько я повелел. Второе: они должны давать с ве-рою, ожидая умножения своего даяния в умноженном виде» .
Если же у человека нет денег на пожертвовАния, то, по мнению Айванзи-ни, он согрешил святотатством: «Почти в каждой церкви, где я выступаю, а также в получаемых письмах люди говорят одно и то же: «Брат Джон, Бог не снабдил меня деньгами, поэтому я не могу ничего дать». Поверьте, я никого не хочу выводить из себя, однако… я должен противостать этому грубейше-му обвинению против Бога.
Каждый христианин обеспечен деньгами для даяния Богу. Сознаю, что ко-гда тарелка для сбора проходит по рядам, многие христиане не могут туда ничего положить.
Однако, поймите, что отсутствие средств объясняется вовсе не тем, что Бог недостаточно обеспечил их средствами для даяния. Истинная причина таких явлений в том, что люди необоснованно присваивают деньги, которыми Бог снабдил их для участия в деле Божием…
В следующий раз, когда у вас нечего будет положить, попробуйте сделать так: скажите: «Я необоснованно присвоил деньги, которыми Бог обеспечил меня для даяния. Из-за этого у меня ничего не осталось на пожертвовАние».
Исповедав это упущение, просите у Бога прощения, а также возможности возместить упущенное. Если ваше раскаяние будет искренно, Бог непремен-но поможет вам возместить эти средства» .
Нужно скапливать духовный капитал, нужно вкладывать в духовный банк — и тогда у вас будут накапливаться проценты и в физическом, земном бан-ке. Чем больше вы вложите в секту, тем больше вам вернется от Бога. Полу-чается вполне четко вычерченный принцип пирамиды. Вот слова жены Кен-нета Коупленда Глории: «Вы отдаете один доллар ради Евангелия, а вам принадлежит уже 100 долларов. Вы отдаете 10 долларов, а получаете дар за это 1000 долларов. Вы отдаете 1000 долларов и получаете за это 100 тысяч. Я понимаю, что вы сами умеете умножать, но я хочу только объяснить это вам еще раз четко… Пожертвуйте самолет, получите обратно стократную стои-мость этого самолета. Подарите автомобиль, и вы получите столько автомо-билей, сколько вам не потребуется за всю вашу жизнь. Короче говоря, то, что сказано в Евангелии от Марка 10: 30 — это хороший бизнес» .
Думается, любому мало-мальски знакомому с Писанием человеку очевид-на диаметральная противоположность этого утверждения христианству, о чем апостол Павел и предупреждал верующих: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6: 10).
Итак, неопятидесятники вместо Евангелия проповедуют «хороший биз-нес». Они проповедуют евангелие процветания, евангелие, чей смысл пере-толкован до его прямой противоположности, евангелие, в котором фактиче-ски нет Христа-искупителя, Бог сведен до уровня золотой рыбки, послушно исполняющей любые посюсторонние желания «настоящих христиан», раз и навсегда завладевших божественной силой и властью и самих ставших «хри-стами», контролирующими бессильного Бога. Это христианство, которому фактически не нужно Царство Божие, ибо все необходимое для богатой и красивой жизни неопятидесятники рассчитывают получить здесь и сейчас. Это евангелие, основанное на оккультных практиках и методиках и вобрав-шее в себя многие основные идеи «Нью-Эйдж» – движения Новой эры и, в паре с ним, победно завоевывающее мир. Фактически мы видим рождение новой религии – антихристианства, созданного на откровениях князя мира сего, бахвалящегося своими «знамениями и чудесами» и готовящегося к при-нятию грядущего великого чудотворца – антихриста.
Но создатель этой системы – отец лжи, конечно, не дает своим жертвам обещанного. Вопреки их постоянным заверениям об их здоровье и процвета-нии им делается все хуже и хуже. Молитвенные собрания вводят сектантов в иррациональный экстаз, при котором они переходят в другой мир, наполнен-ный демонами, беспокойством, стрессом и отчаянием. Вместе с тем они де-лаются своеобразными наркоманами переживаемых на собраниях состояний и уже не могут жить без индуцированной эйфории от «языкоговорения», «повержения в Духе», «молитвы мук рождения» или пиджака Бенни Хинна, — только они временно отдаляют от сектантов черную бездну отчаяния. Та-ким образом, руководство секты полностью овладевает сознанием ее членов. Ведь только оно дает возможность человеку вновь пережить эти состояния, и условием для этого является безоговорочное подчинение сектанта пасторАм, лидерАм и епископАм.
Материя и творение Божие объявляются злом. От них нужно отречься. Все представляется в духовных категориях: это либо дух Бога, либо дух сатаны. Но единственный, кто мог бы нас спасти, — Христос — объявляется обрет-шим природу сатаны и утратившим силу спасать кого-либо. Богом объявля-ется сам человек; сам человек объявляется собственным спасителем.
Человек оказывается привязанным к системе, где самым главным показа-телем являются личные достижения. Только они могут доказать, что вы до-бились обожествления. В той же мере достижением (а не даром) для процве-танцев считается и вера. Согласно учению «Движения веры», после того как мы делаемся христианами («рождаемся свыше»), мы делаемся заложниками нашей собственной победы, ключевыми словами которой являются ВЛАСТЬ и АВТОРИТЕТ.
Из всего вышесказанного совершенно очевидно, что «Движение веры» не может считаться христианским движением — это грубая магически-оккультная система, построенная на психическом манипулировании и кон-тролировании сознания. Прикрываясь псевдохристианской фразеологией, она отрицает практически все положения исторического христианства. Само название «Теология процветания» кощунственно, ибо основывается на том, что христианская вера гарантирует ее носителю богатство и процветание, а это противоречит словам Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня» (Мф 5: 11); «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16: 24). По существу процветанцы отрицают Крест Христов, без которого христиан-ство теряет всякий смысл и делается лишь кощунственной пародией на самое себя. Именно к ним относятся слова Господа: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбро-сить ее вон на попрание людям» (Мф 5: 13).
Этот доклад уместно закончить выводом шведского врача Гудрун Сварт-линг, который она сделала по окончании проделанного ею обследования сек-ты: «В этой «Теологии процветания» внешний физический мир не является подлинной реальностью, а духовный мир наполнен злыми духами, с которы-ми Бог оставил Своих детей наедине. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой — болезнь, усталость, депрессия, авария или что-нибудь другое, — вы должны воспринимать это как нападение из духов-ного мира. Вы должны воедино собрать всю вашу волю, все ваши духовные силы, чтобы немедленно провести агрессивную контратаку. Однако беско-нечно продолжаться это не может, и осознание этого, рано или поздно при-ходящее к вам, может иметь самые трагические последствия».
Бердянские чтения – 2010