Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

РАСКОЛЫ. ЕРЕСИ. СЕКТЫ

15.09.2010. ОДЕССА. Пресс-служба епархии напомнила униатам об их преступной истории
Заявление пресс-службы Одесской епархии
По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела пресс-служба епархии заявляет о провокационности и заказном характере шумихи, поднятой некоторыми средствами массовой информации по поводу заявления пресс-службы епархии от 1.09.2010 г. о недопустимости строительства в городе Одессе униатского собора. К хору заказных писак присоединился и т. н. «синод» «угкц». Руководство греко-католиков обвиняет Одесскую епархию и лично митрополита Агафангела, постоянного члена Священного Синода УПЦ, почетного гражданина Одессы и Одесской области в разжигании межрелигиозной вражды и нарушении межконфессионального мира. Подобные заявления представляют собою верх фарисейства и апогей лжи. И вновь мы видим, как прозападные СМИ с явным одобрением печатают очередную униатскую клевету на Святую Православную Церковь, ее Священноначалие, на духовных лидеров православного народа Украины.
Униаты и их приспешники руководствуются давно известным принципом: «С больной головы на здоровую». Они почему-то «скромно» умалчивают о вопиющих преступлениях т. н. «греко-католической церкви» против Православной Церкви и православной Украины, совершенных как в далекие годы на кровавой заре униатства в XVI-XVII веках, так и во время Великой Отечественной войны и вплоть до сего дня.
Еще Т.Г. Шевченко в 1850 г. писал о том, чем явилась уния для украинского народа:
«Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!…
Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз и крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли…».
В памяти нашего народа еще свежи воспоминания о той роли, которую сыграла греко-католическая церковь в гитлеровской оккупации, ее пособничество оккупантам, коллаборационизм, участие униатского руководства в еврейских и польских погромах, о чем много говорят не только в Украине, но и в Польше, и в Израиле. Лично глава «угкц» Андрей Шептицкий благословлял и напутствовал отправлявшуюся на уничтожение мирного населения дивизию СС «Галичина». Почему-то не желают заказные журналисты вспоминать десятки тысяч ни в чем не повинных жертв террора, устроенного униатами на Западной Украине, не хотят привести в своих изданиях имена сотен священнослужителей, замученных ОУН-УПА и галицкими эсэсовцами с благословения вождей греко-католической церкви.
Не вспоминают они и о том, что и в наше время продолжается униатский террор: разгромлены три западно-украинские епархии УПЦ, захвачены сотни храмов, которые никто не собирается возвращать канонической Церкви; потерявшими всяческий человеческий облик и христианскую совесть фанатиками-униатами убиты православные священнослужители и миряне, отказавшиеся изменить Христу и принять богопротивную унию. И сегодня Православная Церковь, Церковь нашего народа, сформировавшая его самобытность, историю и культуру, гонима на Западной Украине.
Проуниатские СМИ умалчивают о том, что уже долгие годы Львовская епархия УПЦ, несмотря на все усилия священноначалия и многочисленных верующих, цинично лишена права построить кафедральный собор (которого ее лишили униаты, беззаконно захватившие прежний кафедральный собор епархии). Молчат о том, что на последней сессии Львовского облсовета ни один депутат не проголосовал за выделение участка под строительство этого собора, и это при том, что многочисленные верующие УПЦ, несмотря на многолетние угрозы, запугивания и прямые физические расправы, остаются верными Матери-Церкви и вынуждены собираться на богослужение под открытым небом. Все это говорит об использовании вернувшимися из-за океана руководителями греко-католической церкви и некоторыми журналистами двойных стандартов, столь модных на Западе, и очень напоминает, как принято выражаться, «улицу с односторонним движением».
Посмотрим теперь на ситуацию в Одесском регионе. Более 90 % населения Одессы и Одесской области принадлежит к канонической Украинской Православной Церкви. Греко-католиков же в Одессе проживает настолько мало, что их единственный «храм» в Одессе либо закрыт, либо в нем присутствует несколько человек, в основном, монашек из Польши, разгуливающих по улицам Одессы, изображая радость молитвы, и занимающихся прозелитизмом. «Синод» «угкц» беззастенчиво лжет, утверждая, что в Одесской области якобы проживает 10 тысяч греко-католиков. При этом ссылаются на некие «официальные данные», которые являются чистейшей воды дезинформацией.
К митрополиту Агафангелу приходят многочисленные одесситы – представители интеллигенции и общественности, простые горожане, которые заявляют решительный протест против прозелитической деятельности греко-католической церкви, против строительства в историческом центре или в каком-либо другом районе города униатского «собора». Поэтому позиция Одесской епархии УПЦ является отображением позиции подавляющего большинства жителей Одессы.
Еще раз повторим: целью создания унии являлась экспансия католицизма на Восток и уничтожение православной веры, являющейся душой нашего народа. Эта цель стоит и сегодня. И те инсинуации, обман и провокации, к которым прибегают униаты и поддерживающие их СМИ, ясно свидетельствует о их неизменной верности иезуитскому принципу: «Цель оправдывает средства».
Пресс-служба Одесской епархии

Приложение
23 сентября 1941 после взятия Киева «митрополит» Андрей Шептицкий направил Адольфу Гитлеру поздравительное письмо, в котором приветствовал фюрера как «непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии»:
«Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!..
Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира.
Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством…
Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.
С особым уважением, Андрей Шептицкий, митрополит».

20.09.2010. ВІННИЦЯ. Архієпископ Симеон відвідав парафіян Димитрівського храму, які повернулись з філаретівського розколу
Архієпископ Вінницький і Могилів-Подільський Симеон відвідав село Стадницю Вінницького району і звершив Божественну літургію в храмі Святого великомученика Димитрія Солунського у.
Наприкінці минулого року ця парафія на чолі зі своїм настоятелем протоієреєм Миколаєм Строком вирішила повернутися з філаретівського розколу, у якому перебувала протягом 16-ти років. Незважаючи на супротив керівництва Київського патріархату на Вінниччині та на тиск, який філаретівці чинили разом з представниками деяких радикальних політичних сил, мешканці Стадниці відстояли своє право бути в єдині Святій і Соборній Православній Церкві, яку визнають православні в усьому світі. Для цього бабусям і жінкам разом зі своїм священиком довелося декілька місяців відстояти на лютому морозі, звершуючи богослужіння перед опечатаним храмом, поки влада нарешті не дозволила людям увійти до їхньої святині.
16 вересня мешканці Стадниці з радістю зустрічали архієпископа Симеона, якого вітали як доброго архіпастиря і люблячого батька. Перед приїздом владики вони гуртом прикрашали свою церкву: покрасили її зсередини, замінили побиті шибки та відремонтували двері, які в січні були зламані і буквально вирвані за наказом «єпископа» Київського патріархату Онуфрія Хаврука.
З того часу в людей залишилися лише неприємні спогади і рани у душі. Саме тому архієпископ Симеон у своїй проповіді говорив про мир, порозуміння і прощення, які повинні мати усі християни, і насамперед, рідні, сусіди, односельчани.
Владика Симеон привітав протоієрея Миколая Чтрока, який цього дня відзначав своє 40-річчя. Архієрей побажав священику бути добрим пастирем для своїх парафін і вірним сином Святої Православної Церкви, яку не зможуть здолати ніякі розколи, тому що з нею і в ній перебуває Сам Христос.
Прес-служба Вінницької єпархії

23.09.2010. ЗАПОРОЖЬЕ. Язычников обвиняют в захвате хортицкой земли
Орджоникидзевский районный отдел милиции города Запорожья отказал местной организации «Русское православное коло» в возбуждении уголовного дела по факту уничтожения неизвестными лицами нескольких святилищ и деревянных скульптур «родных богов» запорожской языческой общины на острове Хортица.
Как сообщил «Интерфаксу» руководитель «Кола» волхв Свитовит Пашнык, в официальном ответе милиции, поступившем на его адрес, сказано, что отказ в возбуждении дела связан с отсутствием состава преступления и малозначительностью факта, хотя запорожские родноверы по-прежнему расценивают уничтожение своих святилищ как акт разжигания в регионе межрелигиозной вражды.
«6 сентября на Хортице были разрушены места проведения религиозных обрядов запорожцев, исповедующих древнеславянскую веру. Образы родных богов, установленные в нескольких местах острова Хортица, были изрублены топором, сожжены, а некоторые даже выброшены в Днепр. К сожалению, найти злоумышленников милиции не удалось, зато теперь пытаются наказать нас», – рассказал один из лидеров язычников Вадим Литвинов.
По словам родноверов, в их действиях милиция усмотрела признаки правонарушения, обвинив языческие общины в самовольном захвате участка на заповедных землях.
«Среди запорожских религиозных конфессий нет крепкого мира, но нет и войны. Поэтому заявления язычников о том, что уничтожение их святилищ – это разжигание межконфессиональной розни, поспешны. Скорее всего, это обычное хулиганство», – заявил агентству и.о. начальника отдела по делам национальностей и религий Запорожской областной государственной администрации Петр Прохоров.
По его словам, разрушенные святилища были построены без официального согласования с властями Запорожья и администрацией заповедника «Хортица». «Если бы объекты языческого поклонения были законными, обладминистрация непременно вмешалась бы в ситуацию. А пока местным языческим организациям лучше узаконить места своих молебнов, а обладминистрация им готова помочь», – подчеркнул П. Прохоров.

24.09.2010. ЛЬВІВ. Католицький архієпископ мав зустріч з схизматиками
Як повідомляє сайт «Київського патріархату», 22 вересня в митрополичих палатах католицького ієрарха відбулася зустріч так званого «митрополита» Димитрія з архієпископом Львівським, митрополитом Римо-Католицької Церкви Мечиславом Мокшицьким. Велась розмова католицького архієпископа з представником розколу на предмет подальшої співпраці на теренах західного регіону, про заплановані заходи, які будуть носити дружній характер і єднати християн міста Львова задля миру й злагоди.
На згадку про зустріч архієпископ Мечислав Мокшицький подарував «митрополитові» Димитрію пам’ятну медаль з нагоди його інтронізації на архієпископа Львівського.

24.09.2010. ЛЬВОВ. В униатском храме на иконе изобразили семью Ющенко и боевиков УПА
На сводах греко-католического храма в селе Верин под Львовом изобразили экс-президента Виктора Ющенко с женой и сыном, сообщает ИА Новый регион со ссылкой на украинскую газету «Новая».
«Ющенко с женой и младшим сыном символизируют украинскую семью, святое семейство, – объяснил настоятель Василий Говгера. – Ющенко – лучший президент, который был в Украине».
По соседству с Ющенко изображены воины УПА, папы Римские Бенедикт XVI и Иоанн Павел II, митрополит УГКЦ Андрей Шептицкий, глава греко-католиков Любомир Гузар и местные епископы.

Чит
Профессор Александр Дворкин: «Лучший способ выйти из секты – не попадать в нее»

Ведущий российский сектовед, профессор, руководитель «Центра религиоведческих исследований» и «Российской ассоциации центров изучения религий и сект», председатель совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александр Дворкин побывал в Вологодской области.
Организатором визита выступила епархиальная комиссия по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности. В Череповце Александр Леонидович провёл две встречи – в Череповецком государственном университете и в Доме музыки и кино, ответил на многочисленные вопросы слушателей. На городском телеканале «Провинция» записаны передачи с участием А. Дворкина. В Вологде Александр Леонидович встретился с духовенством епархии и с православной общественностью в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре, а также выступил в Вологодском институте права и экономики МЮ РФ.
Александр Леонидович – автор многих книг, учебников, пособий. Он – профессор, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Профессор А. Дворкин считает, что сектантство – это страшная опасность как для отдельного человека, так и для общества и государства в целом: «В России действует сейчас около 80 крупных сект, счёт мелких идёт на тысячи. По моей оценке, от 600 до 800 тысяч россиян находятся в сектах».

– Александр Леонидович, Русскую Православную Церковь нередко упрекают в излишней обеспокоенности борьбой с так называемыми «сектами». Говорят, что это борьба между собой конкурентов за «влияние на массы»…
– Это типичный сектантский взгляд. Церковь, конечно, обеспокоена, но не потому, что «борется с конкурентами». Секты – это ни в коем случае не «конкуренты» Церкви, их борьба против неё во все времена проходила и проходит на не церковном, а на общественном поле. Современные тоталитарные секты – это общественно опасное явление, его сопровождает шлейф из разрушенных человеческих жизней, разрушенных семей… Вот это заставляет обращать на них внимание. Покойный Святейший Патриарх Алексий говорил, что Церковь у нас отделена от государства, но не отделена от общества. В этом смысле всё, что делает Церковь в деле предупреждения сектантской угрозы, – это её вклад в жизнь общества. Помогает же она бороться с алкоголизмом, наркоманией, преступностью… Это всё – явления одного порядка.

– Какой может быть реальная опасность, если влияние сект станет значительным?

– Такую ситуацию несложно представить: достаточно посмотреть, что сегодня происходит на Украине… Расколота Церковь – расколото и само общество, процветают всевозможные секты – «Свидетели Иеговы», например. Их количество в России и на Украине примерно равно – около 150 тысяч. Но если учесть, что населения на Украине в три раза меньше, чем в России, то, соответственно, в три раза больше иеговистов на душу населения. И если мы говорим о неопятидесятниках – на мой взгляд, одной из самых страшных угроз современного мира, – то мэр Киева, например, один из них, то есть секта вошла во власть. Не без их помощи прошла «оранжевая революция». Не дай Бог, чтобы этот сценарий повторился у нас.

– Можно ли сказать, что в подрывной для общества нашей страны деятельности сект заинтересованы далеко не наши друзья?
– Секты – это уже давно политический фактор, который активно используется прежде всего во внешней политике Соединённых Штатов Америки. Не нужно думать, что это специально «антирусский» или «антироссийский заговор». Это, собственно, один из инструментов политического влияния на все страны мира. США сейчас поддерживают самые разные секты во всём мире: в России, во Франции, Германии, Китае и так далее. Есть, например, «Фалуньгун» – деструктивная китайская секта, в Китае к ней очень жёстко отнеслись, её лидер сбежал в Америку. Если бы такой секты не было, американским спецслужбам её стоило бы выдумать, это – очень удобный метод воздействия на Китай. Они ведут активную антикитайскую деятельность по всей России, пикетируют китайские представительства, взламывают интернет-сайты… Если вы мне скажете, что это делают наполовину свихнувшиеся сектанты-фанатики, то я вам не поверю. В России, кстати, в «Фалуньгун» очень много русских ребят. Главный фалуньгуновец России – московский парень Ваня Шкадюк. Работают они в тесном тандеме с саентологией, хотя у них разное управление, работают они и с харизматиками: вот только что у них прошла большая международная конференция в Санкт-Петербурге, там они плечом к плечу с саентологами раздавали очень близкие по содержанию листовки.

– То есть секты, несмотря на кажущуюся разницу в их идеологии, делают какое-то общее разрушительное дело?
– Сами они могут этого и не осознавать. Потому что у каждой секты есть свои собственные планы и каждая секта стремится к мировому господству, но так или иначе все они используются теми, кто заинтересован в их использовании. Собственно, спецслужбы во всей истории использовали секты в своей деятельности. Такая секта, как бахаи, например, исламского происхождения. В общем-то, в том, что они сейчас существуют, есть вина наших российских спецслужб царского времени. Потому что их из Персии выжили, они перешли в Ашхабад, им наши русские спецслужбы оказали очень мощную подпитку, потому что рассматривали их как агентов своего влияния на Персию, где шла борьба с англичанами.

– Очень часто сектанты возмущаются, когда их организацию называют «сектой»…
– У нас действительно нет такого юридического термина «секта», все они действительно регистрируются именно как « религиозные организации», или «общественные», «политические», или ещё какие. А возмущение их схоже, скажем, с возмущением какого-нибудь рецидивиста, который возмущается: «Почему это вы меня называете рецидивистом, а не гражданином?» Организация – да, это организация. Но если мы будем исследовать, как она оценивается религиоведением, богословием, то мы имеем право употреблять те термины, которые свойственны этим наукам. Да, юридического термина «секта» пока не существует, но это не значит, что мы не можем их так называть, это не значит, что это слово не может использоваться в суде. Если нет у нас такого юридического термина – «холодильник», то это не значит опять-таки, что в суде это слово произносить нельзя. Термин «секта» введён в законодательство пока только во Франции и в Бельгии.
Что же касается разницы между Церковью и сектами, то здесь критериев очень много. Среди основных, присущих именно тоталитарным сектам, можно назвать, например, такой: вам никогда не дают полной информации об организации, куда вас вовлекают. Задача сектантского вербовщика – затащить человека в организацию прежде, чем он о ней что-либо узнал. Потому что чем больше он о ней узнает, тем меньше шансов, что человек согласился бы туда идти. Другой пример. В нашей Церкви и в других традиционных религиях нет механизмов обратного контроля. Есть определённые правила, но соблюдение их – дело совести каждого отдельного члена Церкви. Можете представить себе такую ситуацию, когда священник после литургии приказывает прихожанам не расходиться, а остаться, потому что он-де посылал по домам прихожан группу проверки, которая Великим постом обнаружила в холодильнике Ивана Петровича молоко! Иван Петрович, выйди на середину храма и объясни, почему это у тебя молоко в посту?! Но в сектах эти механизмы обратного контроля есть: человек принуждается к определённым правилам поведения, причём достаточно жёстко. Наконец, ещё один критерий, который понятен, наверное, каждому, – это наличие критического мышления. Без него не бывает свободы: свободный человек всегда критически воспринимает себя, окружающий мир, действительность. В этом легко убедиться: спросите любого православного, что ему не нравится в его храме, епархии, он может долго рассказывать, что не так. С его мнением можно соглашаться или нет, но это – факт. Когда к вам в дверь постучатся какие-нибудь иеговисты и будут расписывать, какая замечательная у них организация, можно их попросить назвать три вещи, которые им не нравятся в их организации. Посмотрите на их реакцию. Отсутствие критического мышления присуще любой тоталитарной организации, потому что если они даже помыслят хоть что-нибудь критичное, то автоматически оказываются вне секты.

– На каких людей нацелена деятельность сект?
– У каждой секты есть своя социальная ниша, у каждой секты есть своя приманка, на которую «клюёт» определённый тип людей. Кто-то интересуется восточной мудростью – к его услугам «Общество сознания Кришны», кому важна карьера – он «клиент» саентологов и т. д. С другой стороны, в секты, как правило, попадают люди, переживающие стрессовые состояния. Людям тяжело, сложно, возрастные перемены дают о себе знать (переходный возраст, стресс среднего возраста и так далее) – в этот момент внушаемость людей повышается. И если к нему в «нужный» момент подойдёт «нужный» человек, то вероятность того, что он окажется в секте, возрастает – об этом нужно помнить.

– Какой бы вы дали совет людям, которые сейчас переживают те самые стрессы?
– Всегда сохранять здравый, критический ум. Помните, что если вам обещают все, много, сразу и бесплатно, если незнакомые люди ведут себя с вами как лучшие друзья через две минуты после знакомства, то это, скорее всего, неискренне. И если от вас требуют принять решение «сейчас, немедленно, потому что потом уже будет поздно», то вам просто не дают времени на раздумье. Потому что настоящая Истина не боится сомнений, не боится проверок… Не бойся спрашивать и не бойся откладывать принятие решения. Потому что чем уклончивее будут ответы, тем больше стоит остерегаться. Проверяйте, думайте, сомневайтесь и сохраняйте здравый смысл и голову на плечах. Другой совет тем людям, чьи близкие оказались в сложной ситуации: не отворачивайтесь от ваших близких, вы можете им помочь. Потому что если вы не будете обращать на них внимания, то вы рискуете потерять близких навсегда.

– Можно ли человека вытащить из секты?
– Да, но лучший способ выйти из неё – это никогда туда не попадать. Если человек попал в секту, то его реабилитация – это длительный, сложный процесс, схожий с работой с наркозависимыми, алкоголиками. И чем крепче семья, чем крепче любовь между близкими, тем больше шансов на выздоровление.
Пётр Давыдов
Сайт Вологодской епархии

Об осени раскола
Реплика

Василий Анисимов
Обвиняют, даже когда молчишь о расколе, как рыба. Месяцами. Не мешаешь людям идти к покаянию. Ведь время не ждет, оно неотвратимо. А тут – опять достают. Якобы мечтаю, чтобы филаретовство ударилось в эмиграцию. Куда? К награбленному? Вон Павел Иванович уехал, и что? Ни его, ни денег. Напротив, надеюсь, что раскол рассосется, как всякая болезнь, и не где-нибудь, а здесь в Украине. Ну, не можем мы так долго болеть! А тут читаешь – у отлученного от Церкви Филарета вдруг обнаружили возможность «второго дыхания».
Пришел вот в филармонию на 15-летие «патриаршества», поскольку был на избрании, был на 80-летии Филарета– интересно посмотреть, что изменилось. Благо, вход свободный: ни приглашений, ни удостоверений никто не спрашивает. Демократия, а может, просто денег не хватает. Появятся – быстро заведут аккредитации, пропуска, кордоны, «вы кто?», «вы куда?», хотя никто никуда не ломится.
Накрапывает дождь. Люди подтягиваются, некоторые с цветами, но говорят вполголоса. Глубокая осень раскола! Встретил в раздевалке Гудыму и прочих раскольничьих дебоширов, заверил, что вопить в мегафон не буду, тихо посижу, наслаждаясь хоровым пением и всеобщим увяданием. Окрест – тишина. Ни бурного потока, ни реки, ни даже ручейка счастливых чиновников. Где они? Два года назад Михаила Антоновича в Оперном заставили корзинами, как витрину цветочного магазина. Прошло ничего, иных уж нет, а те далече.
Знакомых – мало. Встретил однокашника В. Ризуна, он теперь руководит Институтом журналистики. Букетик скромный – пришел поздравить, застенчиво мнет в руке. Зал уютный, свободные места есть, хотя людей много, но все бесшумные, как призраки Борисова-Мусатова. Со второго этажа выглядывают молодые люди в подрясниках – следят за заполняемостью. Элегическое настроение едва не испортил Евстратий Зоря, поздоровавшись так, будто я был в скафандре. Видимо, репетировал голос перед выступлением. Садитесь, где хотите – у нас свобода. Сели там, где обычно сидит пресса – в первом ряду слева. Кроме нас были два юных фотографа и одна девушка, которая, держась за колонну, тянула к сцене диктофон, хотя непонятно для чего. ТВ замечено не было.
По краям сцены стояли два кресла: одно для юбиляра, в другом за журнальным столиком с микрофоном сидел, как выстрел из ружья, неизменный Дмитрий Степовик, бывший парторг, ставший на пенсии раскольничьим «богословом». Столик обшарпанный, кресла с потертой позолотой, бутафорские – в них умирали Аида и Пиковая Дама.
В вип-ряду расселись филаретовские «архиереи», но часть мест пустовала.
Собрание начали без молитвы, выступлением мужского хора из Луцка, который исполнял почему-то рождественские песнопения. Видимо, готовился уже к святкам – не пропадать же добру. Тихо прошел Виктор Ющенко, за ним еще какие-то люди. Говорили, что от новой власти должен приветствовать председатель Госкомрелигий Юрий Богуцкий, но он нигде не обнаруживался. Предположили даже, что он поздравляет в составе хора, что называется, поет в терновнике. Но и там его не было. Оказывается, поздравил юбиляра накануне вечером.
Едва начал говорить Степовик, экс-президент задремал и далее постоянно боролся со сном: все-таки мероприятие в 15-00 для интеллектуалов – это рановато. Рядом с Виктором Ющенко обнаружилось то, чего нигде, кроме как на филаретовских вечерах, уже и не увидишь. Тени забытых предков – едва ли не весь партком Союза писателей Украины. Поэты-коммунисты, классики украинской советской литературы, чьи стихи о партии, революции, Советской родине, Ленине (и даже Сталине) учила от мала до велика вся страна: Дмитрий Павлычко, Иван Драч, Павел Мовчан. Возглавлял бессмертную плеяду тоже бывший коммунист и комсорг Союза писателей, а ныне его руководитель – Владимир Яворивский. Правда, последний сидел рядом с Виктором Андреевичем как на иголках и при первой возможности сбежал: как-никак ныне он тимошенковец.
Степовик неожиданно быстро закруглился и пригласил на сцену Филарета. Почему-то никто не стал его сопровождать, а Степовик (ведь тоже под 80) и не подумал пойти навстречу, поэтому, дойдя до сцены, Филарет растерялся, потерял ориентацию (старенький совсем), не понимая, как на нее взобраться. Пришлось пресс-службе УПЦ (кто бы мог подумать!) направлять его в нужную сторону, к ступенькам: ведь юбиляр должен все-таки сидеть на сцене, а не под ней.
Неожиданно появился депутат (может, уже тоже бывший) Ратушный и забился с букетом роз в угол на последнее кресло в нашем ряду. Степовик объявил «Слово о патриархе» в бессменном исполнении Дмитрия Рудюка. Последний уже сто раз это слово зачитывал, мог бы и наизусть выучить, нет же – читал по бумажке, рассказывая о «подвиге» Филарета, «оставившего все земное во имя небесного». Правда, опять скрыл, где именно он это «земное» оставил и кому? Любопытна была горячая благодарность Филарету за строгость и суровость по отношению к архиереям и священникам, что, по слову Рудюка, удерживает их от нарушений «канонов». Завершил оратор свой спич утверждением, что Филарет не дает «дремать державным деятелям».
На этой фразе Виктор Ющенко и впрямь очнулся. Тут же ему дали слово. Выступая в своей обычной философской манере, третий президент напомнил, что делал все, чтобы филаретовская организация утверждалась. Правда, в отличие от торжеств двухлетней давности, он уже не называл Филарета «Божьим даром украинскому народу», а тот, скажем наперед, уже не именовал Ющенко «посланным Украине Богом», и вообще его никак не именовал. Статус обоих, скажем прямо, был сильно и перекрестно понижен. Оратор выразил уверенность, что в Украине когда-нибудь будет такая же Церковь, как в Армении, Болгарии, России и Белоруссии. Чем она у нас хуже – так и осталось загадкой. А напоследок он посочувствовал юбиляру, который весь изранен «иголками из-под роз». В букете Виктора Ющенко, который стоял перед нами, действительно, ни одной розы не было, зато все остальные гости (включая «духовенство» и политиков), как назло, приволокли исключительно розы, и метафора президента наполнилась особым смыслом.
Затем слово для зачтения обращения к патрону от подчиненных предоставили Евстратию Зоре. Он, действительно, зычно отчеканил его, как пионеры – речевку. Пока Зоря декламировал, Степовик со сцены выяснял у зала, есть ли в наличии Кириленко, которому и предоставили слово. Этот депутат, очень забавный, похожий на Пятачка, по манере выступать напоминает позднего Леонида Ильича: лицо почти неподвижно, а глаза поворачиваются только вместе с туловищем. Он как-то оживил в общем-то мрачноватое и унылое действо. Когда Кириленко заявил, что нынешняя власть покушается на две оставшиеся у нас святыни – язык и Филарета, – юбиляр оживился и заиграл глазами. Трибун выразил убежденность, что в будущем на подобных мероприятиях будут сидеть президент, премьер-министр и голова Верховной Рады. Вполне справедливое желание: без них юбиляр, действительно, выглядел сиротливо.
Интерес вызвал некий «великий рыцарь» какого-то «приората» международного ордена Архистратига Михаила (видимо, заместитель великого магистра) по фамилии Минухин (если я правильно расслышал Степовика). С золотой цепью на груди он в сопровождении еще одного рыцаря поднялся на трибуну и зачитал приветствие «главе братской церкви» Филарету. Однако вручил юбиляру не мастерок и череп, а орден, который и стал единственной наградой в тот вечер.
А вот мастера писательского цеха не оправдали ожиданий. Владимир Яворивский суетился, не смог настроиться на возвышенный лад. С тропами вообще не клеилось. «Мы спокойны, потому что есть Вы, голова, которая излучает свет». Ну, что это за метафора? В какие двери? Намек на лысину юбиляра? Где корректность? В свое время мы с Владимиром Александровичем немало сделали материалов по чернобыльской проблематике. Он уверял меня, что Филарет – «лучший секретарь обкома». Я полагал, что писатель говорил это с сарказмом, но никак не с любовью. И каким образом секретарь вдруг начал излучать свет? В перерыве уже на улице я не преминул спросить его об этом парадоксе. «Не заводись, друже», – отмахнулся он, вскочил в попутку и укатил. Такая вот у нас «творческая интеллигенция»!
Впрочем, в своем выступлении Яворивский отметил, что Юлия Тимошенко накануне уже поздравила Филарета. Он передал ее поздравление, не зачитывая, что тут же отметили злые языки. Оказывается, главный писатель должен был зачитать и даже корзину с цветами от нее поставить. Но не сделал ни того, ни другого, чтобы лишний раз не ранить сидевшего в зале Виктора Ющенко.
Великий поэт Дмитрий Павлычко начал выступление с самобичевания (мы сами виноваты в том, что всех и вся разъединили и т.п.) и только в конце вырулил на тему мероприятия, назвав Филарета «проводником украинской души». Красиво. Но по адресу ли?
Наконец слово предоставили юбиляру. В последнее время им овладела страсть к каким-то софистским оборотам: «Это не мой праздник – это ваш праздник. Не было бы вас – не было бы меня, не было бы меня – не было бы вас». Все друг другом обусловлены и все повязаны, как герои известного романа Федора Михайловича. Затем оратор обратился к примеру Иова Многострадального, которого «даже жена убеждала отречься от Бога». Но тот не отрекся, как и филаретовцы не должны отрекаться от своего Киевского патриархата. Далее ударился в обычное вранье, сообщив, что в филаретовстве пребывают 18,5 млн. человек (как он, интересно, их посчитал?) – хорошо, если полмиллиона наберется. Заявил, что, когда его «избрали патриархом», у него было всего 700 общин, а сейчас их уже до 5 тысяч. Если бы он взял свои речи 15-летней давности, то увидел бы цифру в 3 тысячи общин. То есть всегда перевирал более, чем в четыре раза. И ныне – не исключение. Тем не менее Михаил Антонович строго предупредил, чтобы «никто не посягал на Киевский патриархат» ни в Украине, ни в далекой Москве. Было бы и впрямь на что посягать! Тщеславное и жалкое сообщество, хотя и не лишенное некой ностальгической очертательности.
Закончил свою речь юбиляр уверениями: «Мы идем верной дорогой!» (как традиционно завершали выступления вожди и генсеки от В. Ленина до М. Горбачева). Так и сказал, но никто не вздрогнул, а Ющенко с Драчом продолжали дремать. Путешествие по замкнутому кругу лжи уже никого не пробуждает. Хотя Рудюк и заверял в обратном.
Степовик предложил всем желающим подниматься на сцену и поздравлять самозваного «патриарха». На сем официальные торжества окончились (уложились в час времени), мероприятие перешло в концерт хоровой музыки и банкет, на который еще надо было топать в Михайловский.
Я не знаю, как можно увидеть во всем этом «второе дыхание», скорее нам был представлен выдох, причем явно затянувшийся.