Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наталья Калашник: «Помогите осужденным выбрать правильную дорогу к Богу»

Заместительпредседателя Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

– Наталья Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о роде вашей деятельности. Что такое Государственная криминально-исполнительная служба Украины и чем она занимается?
– Государственная криминально-исполнительная служба многофункциональна: социальная, карательная, перевоспитательная, сдерживающая, изолирующая.
В соответствии с национальным законодательством Государственная криминально-исполнительная служба Украины отвечает за выполнение приговоров суда. Как попасть в систему исполнения наказаний, так и выйти можно только через зал суда. Наша служба тесно связана с работой судов.
Лишение свободы в современном виде на территории Украины существовало не всегда. Тюрьмой на заре нашей истории называли, в первую очередь, яму. Человека связывали и кидали в яму, чтобы «вымучить» у него долг. С человека брали штраф, пеню, его могли убить в порядке кровной, родовой мести, но чтобы специально посадить в тюрьму, покарать тюрьмой, пытать тюрьмой – такого не существовало до конца июля 1709 года. Современные концептуальные контуры лишение свободы получило в ХVІІІ столетии, начиная с Петра I (даже слово «тюрьма» в русском языке имеет немецко-голландские корни и происходит от «турм» – башня). Переняв идею простой изоляции преступника в тюрьме как наказания за совершенное преступление, Россия, а также Украина как часть Российской империи, приняла и следующие функции тюремного заключения – месть государства преступнику и перевоспитание преступника. Было положено и начало подготовки специальных тюремных кадров.
На сегодняшний день вопросы, связанные с деятельностью пенитенциарной системы в Украине, уже стали объектом общесоциального внимания и науки. Изучаются аспекты, которые относятся к правовому урегулированию и организации деятельности тюрем на различных этапах развития и реформирования, истории и теории управления в этой сфере, медико-психологических и этико-эстетических моментов, связанных с работой и нахождением в местах лишения свободы, соблюдением прав сотрудников и заключенных.

– Скажите, как много людей ныне отбывают наказания в тюрьмах? Какова социальная картина осужденных? Из какого региона их больше? Чем, на ваш взгляд, вызваны правонарушения?
– Характеристика осужденных по статьям, определенным следствием и судом, во всех регионах примерно одинаковая относительно количества людей, проживающих в данном регионе. Если под социальной картиной понимать имущественный, национальный, образовательный, семейный уровень характеристики осужденных, место проживания и род занятий, характер и тяжесть совершенного преступления, имущественное состояние, образовательный уровень, – можно сказать, что социальное состояние соответствует тем статистическим данным, которые есть по всей Украине. Места лишения свободы есть в любом государстве, потому что это – выполнение социального заказа, часть жизни любого общества. Конечно же, во многих случаях правонарушения вызваны низким уровнем жизни, безработицей и социальным нигилизмом в регионах. Украинский народ находится в гуманитарном кризисе, когда люди, стесненные экономическими обстоятельствами, теряют веру в правду и смысл жизни. Это сложный, многогранный вопрос, требующий отдельного разговора.

– Как на сегодняшний момент обстоят дела в тюремной сфере, какие затруднения в работе пенитенциарной системы существуют?
– Одна из главных причин – это социально-экономическое положение Украины, которое предопределено кризисными явлениями: затяжной безработицей, теневой экономикой во всех видах деятельности, социальными разделениями общества, контрастами жизни богатых и бедных и прочими тяжкими элементами наследия, которое досталось населению Украины, и в законодательстве, и в политике, и в организации производственных процессов и выплаты зарплаты непосредственно производителям продукции. Проблемы создают также отсутствие подготовки кадров в учреждениях системы, жалкая материально-техническая база, которая никак не соответствует требованиям законодательства.

– Какой вы видите выход из этого, что нужно предпринять?
– Системное комплексное реформирование, а не показательное латание дыр. Не следует пришивать золотые кружева на лохмотья. Мы должны заимствовать в деятельность криминально-исполнительной инспекции формы и методы работы, которые используются в практике европейских служб пробации (от англ. – «испытание». Сравнительно молодая концепция, суть которой состоит в установлении определенных ограничений и обязательств, которые возлагаются на правонарушителя, и он остается в открытом обществе. Целью пробации является социальная реабилитация правонарушителя). Это, в первую очередь, социально-психологическое сопровождение граждан, которые отбывают наказание, не связанное с лишением свободы. Осужденным предоставляется юридическая, социально-психологическая, консультативная помощь, осуществляется коррекционная и духовно-просветительская работа. Общество должно больше осознавать преимущества наказаний, не связанных с лишением свободы. Стоит вспомнить акцию в мае 2009 года, когда криминально-исполнительная инспекция совместно с общественными организациями и органами местной власти привлекла лиц, состоящих на учете, к уборке и обустройству объектов коммунальной собственности, территорий населенных пунктов, кладбищ и памятников погибшим солдатам по случаю празднования Пасхи и Дня Победы. Кроме этого, осужденные принимали участие в месячнике обустройства физкультурно-спортивных объектов. Такой опыт работы с правонарушителями – мощный рычаг повышения как их самооценки, так и социального статуса в обществе. Если человек, осужденный за нарушение закона, показывает, таким образом, пример поведения законопослушным гражданам, то его образ жизни уже нельзя считать асоциальным, а потому реинтеграция осужденных в общество без изоляции становится все более реальной.

– Вы – профессор, доктор педагогических наук, генерал-лейтенант Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Какое значение в вашей работе в ГКСУ имеют педагогические знания?
– Сегодня в цивилизованных странах не смотрят на педагогику только как на науку об обучении, воспитании и образовании детей. Педагогика стала неотъемлемой составной частью общественного морально-этического уклада и жизни всех людей. Плохо воспитанный в детстве ребенок – это плохой гражданин, сын, муж, отец, руководитель в будущем.

– Задача тюрьмы заключается не только в том, чтобы наказать, но и чтобы дать человеку понять и осмыслить неправильность поступков, дать возможность обрести новую жизнь. Какую часть такого гуманитарного задания могла бы выполнять Церковь в лице священнослужителей?
– Святое Писание учит: «Если бы вы судили сами себя, не были б судимы». Человек в Украине на протяжении многих веков был воспитан таким образом, что в первую очередь судился собственной совестью. Проступок воспринимался как грех перед Богом, перед людьми. Соответственно и наказание было, с одной стороны, духовным (священник накладывал епитимью), с другой – материальным (совет общества назначал штраф или отработку). Словом, действовало то, к чему мы пытаемся вернуться, – альтернатива общественной изоляции: наказание словом, общественным осуждением, приостановлением привилегий. В наше же время священники – единственные морально подготовленные кадры для работы с людьми, которые находятся в конфликте с законом, с ущербными слоями населения. Этот вид деятельности для священников является их моральным убеждением. Но и в подготовке священников нужна серьезная помощь – хотя бы чтение лекций по спецдисциплинам, о положении дел в системе, об особенностях ее функционирования, диссертационные исследования на эту тему с целью создания специальных пособий и рекомендаций.

– Как сегодня взаимодействуют Церковь и ГКСУ?
– Это христианская благотворительная робота с осужденными в местах лишения свободы.

– Имеет ли это официальный характер?
– Не в достаточной мере. Все зависит от инициативы обеих сторон. Официально не решено никаким образом и неизвестно, когда будет решено. Никакое законодательство не есть идеальным, и его прорехи заполняет людская инициатива, искреннее отношение общества (отдельных граждан) к судьбе осужденных.

– Вы являетесь автором десятитомного труда «Густосология». Расскажите, что значит этот термин и о чем такой большой труд?
– Густосология – часть морально-этической и эстетической науки о прекрасном в жизни людей, устройстве и организации человеческой жизни на его основании. Этот труд является попыткой отразить сложившееся положение и предложить решения некоторых проблем воспитания гармонично развитой личности путем формирования эстетического вкуса. В данном случае речь идет о самом понятии «вкус», о проблемах воспитания вкусов у людей всех возрастов и рода занятий, в различных сферах их настоящей жизнедеятельности и в будущем. Впервые в педагогической практике рассматриваются актуальные задачи воспитания вкусов современного человека во всех его проявлениях – в отношении к жизни, общению, труду, выбору профессии, восприятию прекрасного в литературе, искусстве, природе, в условиях быта и т.п. Издания рассчитаны на учителей школ, студентов педагогических институтов и училищ, на исследователей, которые занимаются проблемами развития личности, родителей, а также могут быть интересны широкому кругу читателей.

– Осенью прошлого года вы приняли участие в международной конференции, посвященной прошедшему визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Украину. Что, на ваш взгляд, нового и полезного этот визит принес украинскому народу, какова его основная задача и цель?
– Это не первая моя встреча со Святейшим Патриархом Кириллом, главное, что он привнес – это согласованность в работе между обществом и Церковью. Его четкая миротворческая позиция известна многим. Его мысли относительно Украины и украинской паствы не вызывают сомнений. И он как человек высокого духовного сана об этом искренне и популярно говорил, призывал к миру и взаимопониманию. Любо было услышать из уст Патриарха, что именно Украина долгое время была и остается форпостом христианства, православия на славянских землях Европы. Доброжелательность, толерантность, веротерпимость, человечность, присущие нашей ментальности, обусловлены многовековым существованием на землях Украины различных культур и религий.

– Кто из докладчиков вас больше всего заинтересовал?
– Образованные, опытные люди – каждый сумел показать всю сложность проблемы, разрозненность и отсутствие преемственности в работе.

– С чем бы вы как заместитель начальника ГКСУ хотели обратиться к читателям «Вестника» – архиереям, священникам и верным Украинской Православной Церкви?
– Еще древние апостолы обращались к людям со словами: «Аще возможно – будьте в мире со всеми, если это зависит от вас». Вы светильники в тюремной мгле, путеводные звезды. Помогите выбрать правильную дорогу к Богу для осужденных. Служите, но не обслуживайте. Помогайте этим обездоленным – их, как и каждого из нас, в муках родила женщина-мать. Помогите им обрести дорогу к церкви, к людям.
Беседовал Игорь Стокалич