Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Народный депутат Андрей Пинчук. Воспитание и образование: православный взгляд

Народный депутат ВС Украины шестого созыва Андрей Пинчук

Замечательный ученый Николай Иванович Пирогов, опубликовав в 1856 году свою статью под названием «Вопросы жизни», взял в качестве эпиграфа такой диалог:
— Кем вы хотите сделать Вашего сына?
— Человеком.
— (Изумленно!) Но что такое человек? Такой профессии не существует!
И действительно, вся наша нынешняя система воспитания и образования нацелена на приобретение знаний, практических навыков, на подготовку специалиста. А где же человек? Кто такой человек, что его волнует, к чему он идет — такой должна быть главная задача и воспитания, и образования.
Православие даёт нам определенную картину того, кто такой человек и что нужно сделать для того, чтобы рожденный стал человеком. Прежде всего оно утверждает, что то, что мы получили от рождения, требует исправления, большого труда, чтобы это рожденное стало человеком.
Главной задачей воспитания на Руси (по крайней мере, до Петра І) было вырастить человека христианином. Что было примером, нормой человечности? Иисус Христос, высочайшие нравственные идеалы Евангелия, бесчисленное множество примеров жизни святых. Чтобы достичь такой нормы человечности, православие предлагало человеку избавляться от всего, что называлось грехом, сообразуя себя с Богочеловеком.
С чего же начинать? Почему при своем естественном рождении, состоянии человек нуждается ещё в дополнительном воспитании? Православие утверждало и утверждает, что мы в нашем теперешнем состоянии больны. Как же ужасно для нас это звучит! Как это трудно принять! Я же чувствую, что я хороший! А если я хороший, то почему творю плохое? Откуда эта глупая гордыня, зависть, осуждение? Откуда даже у детей капризы, непослушание? А почему мы восхищаемся по-настоящему благородными, порядочными людьми? Ведь есть в человеке стремление к добру, некое мерило, говорящее нам о том, что есть человек. И православное учение как раз является отражением подлинного, реального состояния человеческой души. Православие утверждает, что внутри каждого человека есть образ Божий — совесть.
Православное воспитание, образование всегда основывалось на аскетике — науке о правильной человеческой жизни.
Первым этапом такого воспитания было осознание того, что я совсем не то, чем должен быть. Понаблюдайте за собой со стороны, как мы живем? Объедаемся, гордимся, радуемся неудачам ближних и завидуем успехам других! И вот тут первой задачей аскетики является подвиг объективного взгляда на себя. Это первый шаг на пути к изменению себя в лучшую сторону. А без понимания смысла жизни, без ответа на вопрос «зачем я живу?» никакие изменения в духовном развитии невозможны. К сожалению, в нашей сегодняшней педагогике ответов на эти вопросы вы не найдете. Православие же утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь». Православие открывает человеку смысл жизни, показывает, что земная жизнь — это дверь в жизнь вечную. А поскольку человеческая природа повреждена, то задачей православного воспитания будет начать исцеление поврежденной грехом природы. То есть задача такого воспитания, во-первых, предупредить от развращающего начала, а, во-вторых, приобрести, привить добро, добрые качества и объяснить, почему это хорошо.
Здесь необходимо акцентировать внимание на важнейшем моменте — воспитании целомудрия! В жизни всех молодых людей в период их взросления наступает такой момент, о котором есть замечательное высказывание: «И ад, и земля, и небо с особым участием наблюдают за человеком, когда в нем пробуждается эрос». Древняя мудрость с большой осторожностью относится к этому периоду. Ведь если отнестись к этому неверно, можно испортить всю свою дальнейшую жизнь, можно просто погубить её. И в то же время можно во благо использовать всю колоссальную энергию этого периода.
Если посмотреть на всю историю человечества, то вы увидите столкновение двух противоположных позиций по отношению к этому вопросу. В язычестве — низведение человека до уровня животного состояния при вседозволенности поведения. Христианство же говорит «береги это», вовсе не отвергая этого. Ведь первое чудо Иисуса Христа было совершено именно на свадьбе в Кане Галилейской. Христианство лишь предупреждает, чтобы человек не превысил допустимой нормы, предела, перейдя который, человек может потерять нечто такое, чего уже никогда не сможет приобрести.
Именно в этом возрасте для человека открывается та прекрасная чаша, которую можно испить с наслаждением, вступив в брак, а можно расплескать по каплям, втоптав драгоценный напиток в грязь.
У нас же наблюдается какое-то повальное стремление через все средства массовой информации низвести прекрасные чувства до скотского уровня. Вот пример из интервью с одним современным психологом:
— Молодежь сейчас очень волнует проблема супружества, семейных отношений.
— Ах, это вы о сексе? Надо рассказывать как можно раньше и как можно больше!
— А вот ещё вопросы смысла жизни интересуют молодых…
— Смысл жизни? Ни в коем случае! Это же очень опасно, начнет думать — обязательно попадет в какую-нибудь секту!
К сожалению, современная культура предлагает нам как раз то, что христианство называет злом. Особенное зло могут причинить слишком ранние знания, несущие в себе разрушительную для человека и его души силу.
Православное воспитание направлено на обретение счастья, к которому всегда стремился человек. И счастье это состоит в том, чтобы достичь Царства Божия, которое «внутрь вас есть». Православное воспитание состоит в ясном понимании того, кем мы хотим сделать школьника, студента, вообще молодого человека. При этом христианство, православие не только ставит вопросы, но и даёт четкие, недвусмысленные ответы на них. Если человек вырастет Человеком, то и полученные знания он будет использовать во благо себе и другим, иначе — беда…
Православие утверждает: нет большей ценности, чем душа человеческая. Развитие души, сообразование личности человеческой с образом Божиим, стремление к высшему нравственному идеалу — Богочеловеку Иисусу Христу, «Вы бози, и сынове Божии есте» — вот какой идеал предлагает нам христианство!
Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божеством: его похоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания…
Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании детей.
Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства; удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из 19 века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку – почти на любой аспект нашей современной культуры – подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.
В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу – и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.
Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всяких страх Божий и почитание святынь.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушений мира? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливаются в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.
Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании.
Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие смотрят фильмы (слушая или просматривая с ними вместе, если это необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами, – и всему этому давать христианскую оценку.
В тех домах, где отсутствует мужество выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.
Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.
Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире – это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают… В былые времена не существовало такой организованной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, и во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребенку азы Православия и молилась за ребенка и его родителей, которым казалось, что все в их жизни совершается само собой. Как многие семьи почувствовали отсутствие этого молитвенного щита после ухода в Вечность этих домашних молитвенников и воспитателей. Да вот только многие ли осознали и связали наличие духовных проблем и несчастий в семье именно после отсутствия молитв бабушек. Давайте не будем заблуждаться в том, что многие из тех , кто сегодня в 40–50 лет переступил порог Церкви пришли туда именно потому, что над их колыбелью в далеком детстве тихо читали молитву.
Вернуться к такому укладу сегодня практически невозможно, просто современная бабушка не может передать ребенку Православную веру, так как сама родилась и выросла в безбожную эпоху, да и сама семья, как малая Церковь, как образец Христианского отношения супругов и целомудренной жизни попросту отсутствует. Так где же нашему малышу получить те образцы духовности, православной культуры и традиции, если их нет в современной семье?
Многие молодые родители желают приобщить малыша к истокам нашей православной традиции и культуры, но только не знают, как это сделать. Вот этому и могут помочь ознакомление детей с традициями празднования государственных религиозных праздников, а также факультативный курс ознакомления с основами православной культуры (по желанию родителей) на занятия которого мы можем пригласить священника Православного Храма.
В некоторых детских садах уже есть опыт проведения праздников с участием православного священника: освящение яблок на празднике Преображения Господня, знакомство с житием Иоанна Крестителя в День Рождества Иоанна Предтечи (в противовес пропаганде в этот день языческого праздника Ивана Купала), ознакомление с историей праздника Святой Троицы, Рождества, Пасхи.
Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность — в памяти на всю жизнь остается сияние огоньков на Рождество, ванильный вкус куличей на Пасху, запах зеленой травы на Троицу, радость от подарков под подушкой. Педагоги рассказывают ребятам, что именно так, тайно давал подарки и Святитель Николай, а старшие ребята и сами раскладывали подарки под подушки детям средней и младшей группы. Да как старались не шуметь, чтобы малыши не догадались, что сегодня «помощниками» Св. Николая были дети старшей группы. Особенно нас порадовало то, что увидев много конфет, малыши хотели поделиться с мамой, бабушкой, сестричкой и братом.
Оценим же нашу деятельность только тогда, когда праздник нашел отклик в душе у малыша, когда появилось у ребенка желание помочь кому-то, поделиться радостью и своими подарками или стать послушным и хорошим.
Важным считаем и участие детей в Днях Милосердия к Рождественским праздникам. Ребята вместе с родителями упаковывали подарки для детей-сирот. Наша роль здесь была больше организующая и те семьи, которые откликнулись, несомненно зародят в душах своих детей милосердие и сочувствие, которого так порой не хватает в современной семье и мире.
Очень часто мы соблюдаем внешнюю сторону праздника, развлекаемся, поем песни, читаем стихи, раздаем подарки, забывая о сущности празднования, его основе. Да зачастую взрослые и сами не знают истоков праздника и поэтому не могут донести его детям.
Первые шаги духовного воспитания дошкольников — это радость приобщения к православным традициям нашего народа. У нас есть случаи, когда восторженный рассказ и праздничное настроение православного праздника, дети передавали и своим родителям дома, что вызвало желание всей семьи зайти в Церковь, поставить свечу за здоровье своих близких. А наши выпускники-первоклассники порой единственные в классе могут рассказать о праздновании Рождества или Дня Святителя Николая.
Да и на встречах со священником обычные шалуны и непоседы, неожиданно для педагогов, вели себя спокойно и с интересом слушали батюшку. Для многих детей и само ожидание, подготовка к празднику, было очень радостным и интересным. Ребята просили родителей выбрать самое красивое яблоко, ведь завтра будет Яблочный Спас, разукрашивали вифлеемскую звезду к празднику Рождества, разучивали роли к театральной постановке к Пасхе.
И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма «рока», современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и готовит ее к принятию духовных впечатлений.
Ребенок, приученный к хорошей литературе, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.
Ребенок, который научился понимать красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего.
Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая ошибка – лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что у него отнимают возможность брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда мы это замечаете, нам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.
В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая на Руси Святой почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.