22.07.2010. ОДЕССА. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Спасо-Преображенского собора
21 июля 2010 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил совершение в новоосвященном храме Божественной литургии.
Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Горловский и Славянский Митрофан, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, викарий Киевской епархии епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, другие сотрудники Синодальных учреждений в священном сане, многочисленное духовенство Одесской епархии. За богослужением молился председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
В храме присутствовали вице-премьер-министр Украины по вопросам региональной политики В.Н. Тихонов, председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий Ю.П. Богуцкий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине М.Ю. Зурабов, Генеральный консул Российской Федерации в Одессе А.Г. Грачев, глава Одесской областной государственной администрации Э.Л. Матвийчук, городской голова Одессы Э.И. Гурвиц, председатель Одесского областного совета Н.Л. Скорик, народные депутаты Украины, дипломаты другие официальные лица.
Несмотря на жаркую погоду, внутри собора находилось около пяти тысяч человек, еще несколько тысяч молящихся собрались вокруг храма.
После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся с проповедью
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в славном граде Одессе освящается Спасо-Преображенский кафедральный собор — один из самых величественных соборов Руси.
Почти три четверти века тому назад все это благолепие, которое потрясает воображение даже наших современников, было разрушено безжалостной рукой. И когда взираешь на эти вновь восстановленные стены, на эту былую красоту, вновь явленную в дни сегодняшние, то возникает вопрос, от ответа на который зависит очень многое в нашей современной жизни и в нашем будущем: за что это нам, Господи? Почему все это произошло? Почему труды благочестивых предков, возводивших эти стены с любовью, были попраны злой человеческой волей, людской злобой? Почему были взорваны величественные храмы и колокольни? Какой сокрытый смысл таится в трагической истории народа нашего?
И ответить на этот вопрос истинно, правдиво и спасительно для душ наших мы можем только в свете слова Божия. Господь словами апостола в книге Деяний говорит нам: «Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17, 24). А апостол Павел в Послании к Коринфянам, как бы продолжая эту мысль, утверждает: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3, 16-17).
Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему — и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания. Бог как бы видимым образом уходил из нашей истории, предоставляя нас самим себе, ибо во имя свободы, во имя того, чтобы полностью, безгранично и безавторитетно управлять своей жизнью, мы и разрушали святыни.
Бог не в рукотворных храмах живет, и никакое внешнее благочестие, никакие величественные стены, никакое обилие позолоты не спасает человека, если он не становится храмом Божиим, вместилищем Духа Святого.
Вот почему, строя храмы, нельзя не жить по Божию закону; лучше тогда вообще храмов не возводить. Когда мы строим Божии храмы, а живем как язычники, тогда рано или поздно гнев Божий проливается на людей. Не так ли было в те времена, что предшествовали разрушению храмов? Многим казалось, что мы живем в Святой Руси, но разве по Божию закону строилась жизнь людей? Как много безверия, зла и противоречий накапливалось в нашем народе, который в конце концов возжелал все эти противоречия разрешить без Бога, опираясь на разум и свободу человека! Мы знаем, чем все закончилось.
Но, наверное, не только жизнь народа, из которой уходило благочестие, стала причиной нашей исторической трагедии; было еще безбожие и богоотступничество интеллигенции — той самой прослойки, которая горделиво присваивала себе право определять судьбу и жизнь народа, которая, заразившись безбожием, некритически восприняв веяния извне, отдала свой разум и сердце тем самым учениям, которые исторгали Бога из человеческой жизни. Разве эти мудрецы века сего, заведшие народ наш на тонкий лед погибели, не были наказаны силой Божиего правосудия? За богоотступничество Бог отступил от людей подобно тому, как в древнем Израиле Бог отступался от Своего избранного народа всякий раз, когда тот предавал Бога. И разбитые Моисеем скрижали Ветхого Завета разве не были прообразом разрушенных храмов? Моисей разрушил эти скрижали, спускаясь с горы Синай, где ему был вручен завет Бога и человека, великий нравственный закон жизни. Что же увидел великий пророк? Он увидел народ, поклоняющийся золотому тельцу, идолу. Стоило вождю и духовному лидеру отдалиться от народа, чтобы встретиться с Богом на горе, как народ отказался и от своего вождя, и от Бога и упование свое стал возлагать на золотого истукана.
Мы сегодня радуемся возрождению этого храма. Но если мы забудем историю Ветхого Завета и сравнительно недавнюю историю, через которую прошел наш народ, впавший в богоотступничество, то, по поговорке нашей, мы вновь наступим на те же самые грабли, вновь повторим ту же самую ошибку. В нынешних условиях ее последствия могут быть куда страшнее, ибо сегодня, когда все народы пришли в соприкосновение и мир становится единой семьей, богоотступничество в масштабах всего человеческого рода означает конец человеческой истории. Люди без Бога не способны жить и выживать; они способны лишь достигать неких успехов, которые возбуждают воображение, развивают гордыню и еще более высвобождают дух человека из-под Божией власти. Но следствие всего этого — исторические и личные трагедии, нравственная деградация и общественное умопомешательство.
Сегодня никто нас не принуждает отказываться от Бога, никто не предлагает построить видимых истуканов, никто не предлагает идеологических схем, которые были бы обязательными для всего народа. Сегодня происходит нечто не менее опасное — воздвигается невидимый золотой истукан, и ему начинают поклоняться люди, забывая о Боге и о Божией правде. Сила денег и сила власти так будоражат сознание человека, что иногда все силы отдаются стяжанию богатства и власти, и куда-то далеко на периферию уходит духовная жизнь человека с размышлениями о Боге, о своем предназначении, о цели бытия, о нравственной ответственности, о смысле человеческой жизни. А вместе с этими размышлениями уходит и потребность обратиться к Богу с молитвой, покаяться пред Ним в своих грехах и попросить у Него помощи, чтобы вернуться на тот путь, который только и является путем жизни.
Иногда нам трудно мыслить в категориях, не связанных с конкретными примерами. Когда же есть примеры, тогда и мысль воспринимается сознанием. Образ и пример очень важны людям. Сегодня мы совершаем празднование Пресвятой Владычице Богородице, и в послании к Филлипийцам, которое мы только что слышали, находим такие удивительные слова: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). У нас есть живой пример, который всегда должен быть перед глазами верующего человека, — Господь наш Иисус Христос. По этому примеру мы должны настраивать свой внутренний камертон, тональность своей духовной жизни. Мы должны знать слово Божие, мы должны со вниманием вчитываться в Божественные слова, взирать на образ Спасителя в моменты трудностей, испытаний, искушений и соблазнов, и через это восприятие мира сквозь Божественный образ Спасителя мы обретем те же чувствования, что во Христе Иисусе.
Те же чувствования были и у Его Пречистой Матери, у святых апостолов, у сонма великих святых и подвижников, которые примером своим оплодотворяют нашу жизнь. С благодарностью к Богу за сегодняшний великий день возрождения сей одесской и общецерковной святыни будем просить Господа, чтобы Он дал нам силы и крепость оставаться верными Ему, никогда не соблазняться чужими мыслями, никогда не поддаваться искушениям темной дьявольской силы, сохранять верность Богу и устроять свою жизнь по закону Божиему, дабы в нас были те же чувствования, что во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
По завершении богослужения Святейшего Владыку приветствовал правящий архиерей Одесской епархии митрополит Агафангел. В своем слове он, в частности, сказал: «Каждый из нас — архипастырей, священнослужителей, многих тысяч верующих, собравшихся здесь и заполнивших Соборную площадь Одессы, — переживает один из наиболее трепетных, возвышенных и священных моментов не только своей жизни, но и всей истории Русского Православия. Мы стоим в уже освященном Вашим Святейшеством возрожденном Спасо-Преображенском одесском кафедральном соборе. Мы счастливы обрести сегодня благодатный дар не только быть свидетелями Вашей вдохновенной Первосвященнической молитвы, но и соучастниками ее. Миллионы православных одесситов и жителей одесского региона исполнены искренней благодарности Вам, Ваше Святейшество. С Вашим именем теперь неразрывно будет связана история возрождения этой распятой и воскресшей святыни».
Владыка Агафангел преподнес Святейшему Патриарху памятный дар — Патриарший посох.
Далее прозвучало слово Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира:
«Сегодня у нас большая радость, и есть для нее много причин. Первая из них в том, что остановлено гонение на людей и Церковь, восстановлена красота, которая видима, и духовная сила в ней, которая невидима. Сегодня одесситы радуются, что к ним приехал Святейший Патриарх. Сама Одесса, кажется, задолго до Вашего приезда собирала тепло, чтобы встретить Вас в эти дни теплее не только духовно, но и физически. Мы верим, что молитва, которую Вы возглавили сегодня, непременно дойдет до Бога и будет радость Небесной Церкви и земной. Мы многое теряем, если не слушаем Ваши проповеди и не имеем твердости веры.
Мы бываем маловерны и не помним, что Господь всегда рядом с нами, и от того иногда впадаем в уныние, а ведь уныния не должно быть в христианском сердце. Кто мог сказать в суровые годы гонений на Церковь и физического разрушения ее, кто мог сказать в год, когда был взорван собор, стоявший на этом месте, что сей храм оживет когда-нибудь? Наверное, таких людей были единицы или их совсем не было. Но вот Бог являет нам это чудо, чтобы укрепить нашу веру, а вера может очень многое, сказал Господь. Вера может делать даже больше, чем Христос делал (см. Ин. 14, 12). Таким образом, если бы вера была крепка и сильна у нас, мы бы и на сем примере собора, восставшего буквально из пепла, укрепляли свою веру и усиливали свои добродетели.
Вас ждут еще многие города и многие веси на Украине. Вы облечены высшей апостольской властью, преемственной от времени святых апостолов, которым Христос сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15-16).
Мы просим святых молитв Вашего Святейшества. Пусть живет каждое сердце в ожидании чуда, и чудо придет непременно. Окрепнет вера на Украине, утвердятся мир и согласие между православными, между другими вероисповеданиями. Я верю, что это чудо будет, ибо что мы можем без Бога? К Богу нас обращает молитва, которой Господь Сам научил и апостолов, и нас. Эта молитва есть постоянная беседа с Богом, она творит великие чудеса, она сотворит чудо и на Украине. Я верю и вас прошу верить, что Бог пошлет нам светлый разум и доброту сердечную.
Пусть милосердный Господь Вас укрепляет, чтобы Вы, исполняя завет апостольский, по-прежнему наставляли нас в молитве и труде, крепили нашу веру молитвой, добродетелью, любовью друг ко другу, что послужит ко благу на все времена. Спасибо Вам сердечное, земной поклон за то, что Вы у нас есть. Вы приняли по Соборному избранию всей Церкви крест Патриаршества, достойно несете его и будете впредь оберегать нас от всякой беды духовной, помогать возрастанию в Боге…
Спасибо Вам, Ваше Святейшество, за служение Божественной литургии, которую Вы возглавили сегодня, за эту вечерю, которую сотворил Господь и призвал к ней каждого из нас. Пусть будет благословенна одесская земля и еежители, отличающиеся крепкой верой и горячей молитвой. Одесситы сегодня принимают Ваше благословение и уже спрашивают, когда Вы будете здесь в следующий раз.
Дай Бог вам силы, терпения, веры, молитвы горячей, сердечной преданности Богу, чтобы Бог хранил Вас и умножал эти дары во славу Его и для Вашего спасения. Кланяемся Вам, Ваше Святейшество, просим всегда Вашего благословения и молитвы за всю Вашу паству многомиллионную, во многих странах сущую. Есть десятки стран, в которых присутствует Московский Патриархат, Русская Православная Церковь. Благословите нас, Ваше Святейшество! Просим и далее не забывать нас, приезжать к нам почаще, благословлять нас и на расстоянии, и вблизи.
Скажем, братья и сестры, Святейшему Патриарху три слова: спаси Вас Господь!»
Эти слова вслед за Блаженнейшим митрополитом Владимиром повторили все находившиеся в храме и вокруг него.
В ответном слове Святейший Патриарх сказал:
«Дорогие Владыки, отцы, братья и сестры!
Хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за добрые, умные и искренние слова, которые наполнены любовью к своему народу, к своей Церкви, проходящей через непростой отрезок своего исторического бытия. Господь дал Вам разумение и силы мудро вести корабль Украинской Православной Церкви, сохраняя веру и благочестие в народе, сохраняя единство Русской Православной Церкви — самой большой Церкви в мире, несущей на своих плечах огромную ответственность за сохранение Православия, за сохранение веры, за поддержание Божия закона в мире. Верим, что эта миссия нашей Церкви, отмеченная кровью и страданиями мучеников, сегодня обретает особый смысл и особое значение.
Благодарю Вас, Ваше Блаженство, и весь епископат Украинской Православной Церкви за твердое стояние в Православии, за твердую и бескомпромиссную приверженность каноническому строю Вселенской Церкви, что обеспечивало само существование Церкви и ее единства на протяжении двух тысяч лет. Какие бы ереси и расколы ни пытались сотрясать жизнь Церкви Божией, она всегда выходила победительницей, потому что Бог побеждает диавола, потому что Бог на Кресте победил зло, и всякая победа зла является временной победой, вечной же остается победа Бога, победа добра над злом. И тот, кто сегодня следует Божию закону, тот, кто служит нравственному преображению человеческой личности, – тот вместе с Богом, он в рядах Его воинов, несущих великое и спасительное свидетельство миру».
Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу:
«Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за все большие и очень важные изменения в жизни Одесской епархии, которыепроизошли за время Вашего святительства здесь. Вы достойный преемник выдающихся одесских святителей, подвижников благочестия и столпов веры. Ваш личный жизненный подвиг и Ваша жизненная позиция, направленная на всемерную поддержку Блаженнейшего Владыки митрополита Владимира, на сохранение единства нашей Церкви, на поддержание канонического строя Православной Церкви, имеют всеобщее признание людей. Самое же главное — Бог преклоняет к Вам Свою милость, и Вы являетесь свидетелем многих добрых исторических преобразований, которые под Вашим омофором, с Вашим благословением и по Вашей инициативе осуществлялись на этой благодатной земле.
Я благодарю вас за этот чудесный подарок — драгоценный Патриарший посох. Всегда, принимая его в свою руку, буду вспоминать благочестивый народ юга святой Руси, жителей Одессы и всех, кто горячей верой и молитвой поддерживает огонь веры, не дает ему погаснуть, не дает никому даже попытаться его погасить».
В память о состоявшемся торжестве и в знак благодарности за понесенные труды Святейший Патриарх Кирилл подарил митрополиту Агафангелу комплект из двух панагий и наперсного креста. «Пусть Господь хранит Вас на путях Вашей жизни, пусть всегда Вас окружают добрые и искренние помощники, которые вместе в Вами будут осуществлять то высокое служение, к которому Вас призвал Господь», — сказал Святейший Владыка.
В дар новоосвященному собору Предстоятель Русской Православной Церкви передал образ Спасителя, пожелав: «Пусть Христос Спаситель ограждает каждого от зла, пусть Его образ хранится в наших сердцах и каждого человека делает сильным и непобедимым, утверждающим в мире Божию правду».
«А каждому из вас, мои дорогие, — добавил Святейший Владыка, — я хотел бы передать этот маленький образочек Божией Матери «Касперовская» с моим Патриаршим благословением. Не могу на каждого из вас возложить руку, но каждый из вас в моем сердце. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Одессой, над Украиной, над всей святой Русью, укрепляя в незыблемом стоянии в правде Божией наш благочестивый народ».
Пресс-служба Святейшего Патриарха/Служба коммуникации ОВЦС
22.07.2010. ОДЕССА. Патриарх Кирилл рассказал интеллигенции, к чему приводит богоотступничество
22.07.2010. ДОНЕЦК. Отошел ко Господу клирик епархии Андрей Евгиненков