02.04.2010. КИЕВ. Сегодня Иисус Христос был распят на Кресте
В святую Страстную Пятницу Православная Церковь воспоминает спасительные и страшные Страсти Господни. Так гласит стихотворение на распятие : «О нагий мертвец – Слово живого Бога: Ты жив и умерщвленный на древе!».
События Страстной пятницы условно делятся на две части: суд на Иисусом Христом в доме первосвященника Анны и Каиафы , а также на суд римского наместника Иудеи Понтия Пилата.
Преданный изменником Иудой в руки злонамеренных начальников еврейских Иисус Христос сначала был приведен в дом первосвященника Анны, тестя в тот год действующего первосвященника Каиафы, о котором сказано в Евангелии апостола Иоанна Богослова, что это: «был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ».
Как свидетельствует Четвероевангелие, во время пребывания на предварительном, неофициальном предсуде над Господом Иисусом Христом во дворе дома первосвященника Анны произошла трагедия малодушества и отречения одного из самых преданных последователей Иисуса Христа — апостола Петра.
Сама картина отречения носит бытовой характер. Его не пытают и не бьют как Иисуса, его всего на всего узнает служанка Анны, простая женщина. Однако предательский страх парализует волю перховерховного апостола, и он, дабы спасти себя от неприятностей говорит: «не знаю, что ты говоришь». Однако, как свидетельствует апостол Матфей, другая вышедшая во двор служанка узнает в лице Петра одного из последователей Иисуса. И обращаясь, к сидящим во дворе мужчинам говорит им: «и этот был с Иисусом Назореем». Тогда апостол Петр чувствуя угрозу и дабы спастись от преследования начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. «И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон горько плакал». Как свидетельствует церковное предание, до конца своих дней апостол Петр не мог простить себе этот поступок, и каждую ночь в то время когда кричал петух-полунощник, апостол Петр плакал и сокрушался.
Также и Иуда осознавая всю страшную глубину своего предательства вместо удовлетворения от сделки ощутил пустоту небытия. Он прибежав к первосвященникам желая все вернуть на свои места и заявляет им: «согрешил я, предав кровь неповинную», желая таким образом найти понимание и утешение от духовных вождей еврейского народа. Однако вместо этого Иуда услышал следующее: «что нам до того? Смотри сам». Этот момент показывает, что первосвященники по всей вероятности знали, что они делают, и сокрушение предателя Иуды должно было бы поколебать их совесть. Но нет, наоборот. Их сердца каменные, они посылают Иуду предателя в пропасть отчаяния. Тот бросает на пол перед ними проклятые сребреники, что так желаемы были прежде и удаляется вон.
На суде у Каиафы на вопросы о учениках и учении Господь отвечал первосвященнику: «я говорил миру явно; я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего».
Когда Иисус дал этот ответ Каиафе некий слуга ударил Его по лицу возмущенный якобы непочтительностью к персоне первосвященника. И здесь интересный момент, сам Христос, будучи смиренным, преподносит нам урок прав человека когда, обращаясь к слуге говорит: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня». В этом примере Господь научает нас отстаивать наше право и достоинство, защищать свое доброе имя от посягательства и надругания.
Тогда, первосвященник доведенный до бешенства от неимения весомых обвинений в адрес Иисуса Христа говорит: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». На что Господь отвечает: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».
После сказанных слов собор еврейский выносит Иисусу приговор, обвиняя Его в богохульстве, Христа избивают и унижают. В этом моменте, как и во всех связанных с личностью Иисуса Христа исполнились все древние пророчества о Мессии. По закону суд, а тем более по такому серьезному делу не имел права происходить ночью.
Утром в пятницу, Иисуса Христа привели к зданию претории, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Римляне, в том числе и всадник Понтий Пилат недолюбливал иудейских вождей, и лишь из дипломатического такта пытался выглядеть предельно толерантным. С самого появления иудейских начальников перед преторией он понимает, что они, по-видимому, хотят устроить нечто плохое, но не своими руками, а руками римской власти.
На вопрос Пилата в чем вина осужденного иудеи отвечают, что Он повинен в грехе богохульства а так как власть исполнять смертные приговоры принадлежала римлянам Его должно предать смерти. Однако, по законам Римской империи личные теологические воззрения не являлись преступлением, и поэтому Пилат стремится спровадить иудеев от себя. На что они говорят, что Иисус Назарянин провозглашал себя Царем Израиля, а это уже был бунт против Рима.
Допросив Иисуса Христа в претории, Понтий Пилат понял, что перед ним никакой не политический вождь угрожающий целостности империи, а учитель нравственной философии, подобной как учил Марк Аврелий. Здесь Господь нам открывает тайну Царства Небесного, имеющее природу не политическую, но духовную. Сами же иудеи ждали Мессию не как духовного вождя или Бога, но как лидера освободившего всех евреев и поставившего их править над всем миром. Об этом заблуждении иудеев свидетельствует Ориген на страницах первого учебника богословия «Περι аρχον».
Понимая, что Иисус оказался перед ним только из-за злобы иудеев Пилат дает приказ избить Иисуса скорпиями, дабы, увидивши истерзанное тело удовлетворить злобу первосвященников. Однако люди стоявшие во дворе претории, по наущению первосвященников вместо того чтобы сжалиться над истерзанным Иисусом Христом стали неистово кричать: «возьми, возьми, распни Его!». Пилат же видя, что никак не может успокоить заведенной толпы словами демонстративно перед евреями умывает руки говоря им при этом: «не виновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы», желая их как-то образумить и охладить. Но толпа кричит: «кровь Его на нас и на детях наших».
И тогда, как говорит евангелист Матфей Пилат отпустил им Варавву, а Иисуса предал на смерть.
На кресте происходят новые знамения и тайны. Изувеченного, распятого на кресте Иисуса окружали евреи и римские воины, а также уголовные преступники висящие по обе стороны. Один их них не желая принимать справедливого наказания за содеянные злодеяния пытается использовать силу Иисуса Христа как магию, которая может спасти их от физической гибели. Другой же показывает нам пример истинного покаяния, когда человек не ищет своей выгоды, но честно осознает свои грехи, уповая лишь на самого Бога. Благоразумный разбойник первый человек по учению Церкви удостоенный чести попасть в рай.
В девятом часе Господь со словами «Свершилось» предал дух свой в руки Отца. Тогда в Иерусалимском храме разодралась завеса разделявшая храм от Святая Святых, многие праведники, давно умершие воскресли и ходили по Иерусалиму, в мире происходили катаклизмы, а небесное светило померкло. Свершилась великая тайна искупления всех когда либо живших, живущих и будущих жить на земле людей. Сам Бог принес Себя самого за все грехи людские, сняв с нас проклятие, разрушив власть сатаны и даровав нам жизнь вечную.
02.04.2010. МОСКВА. Олегу Янковскому за роль митрополита Филиппа посмертно присуждена премия «Ника»
02.04.2010. ЛУЦЬК. Волиняни зможуть побачити Пасхальні богослужіння по телебаченню