Блаженнейший Митрополит Владимир. Торжество спасающейся души
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Торжество спасающейся души
Блаженнейший Митрополит Владимир
Для всех поколений последователей Христа Великий пост – это период особой подготовки к встрече и осмыслению основополагающего события в христианском вероучении – Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Земная жизнь Спасителя стала образцом и примером для всех, кто хочет воскреснуть для жизни вечной. Святой апостол Павел наставляет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4).
В дни Великого поста христиане усугубляют свой подвиг и через ограничение себя от всего излишнего и ненужного стремятся максимально соответствовать евангельским идеалам, требованиям собственной совести и правды Божией. Пост, как и вся жизнь христианина, – это борьба прежде всего с самим собой, со своими греховными привычками, с укоренившимся в нас ветхим человеком, и вместе с тем пост – это торжество спасающейся души. Вот почему, если кто внемлет своей душе, тот чувствует, как она жаждет и ждет великопостных дней – как своего обновления и восстановления. С весенним оживлением природы после зимней спячки должна восстать от греховного сна душа каждого христианина.
В дни святой Четыредесятницы Церковь призывает нас поститься «постом приятным, благоугодным Господеви» (стихира на стиховне в понедельник 1¬-й седмицы Великого поста, вечерня). Церковный Устав, на основании практики древних восточных монастырей, довольно строго регламентирует трапезу на весь великопостный период. Однако необходимо заметить, что мы воздерживаемся от скоромной пищи не потому, что боимся оскверниться, ибо, согласно 51-¬му Апостольскому правилу, кто «удаляется от… мяс… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения», если не исправится, отлучается от Церкви. Христианский пост не имеет ничего общего и с вегетарианскими соображениями, где телесное здоровье является самоцелью.
Мы постимся для того, чтобы успешнее бороться со страстями, гнездящимися в человеческом естестве. Через воздержание от пищи наша природа становится более тонкой и чуткой к духовному миру. Плоть посредством поста как бы теряет плотяность и раскрывает устремление души к своему Создателю. Поэтому пост всегда должен быть соединен с молитвой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) восклицает: «Чудная взаимосвязь поста с молитвой! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными недугами и, победив их, пронизывает весь состав человека, очищает его; а в очищенный словесный храм она вводит Бога». Усугубим, дорогие мои, в эти дни свои домашние молитвы и поспешим в храмы Божии, чтобы соборно вместе с преподобным Андреем Критским от глубины своего сердца воззвать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
Великий пост дает нам чувство ответственности за свою жизнь, лицезрение себя пред Богом в свете вечности, вместе с острым осознанием своей греховности, как бы страшного суда над самим собой. Светом Великого поста пронизываются сумерки нашей души. Мы призываемся к покаянию. Истинное покаяние свидетельствует не о слабости, а о духовной силе кающегося. Только сильный человек способен открыть тайники своей души. Покаяние рождается из любви человека к Богу, к ближнему, к самому себе как образу Божию, который неистребим никаким грехом. В покаянии мы не отрекаемся от своих человеческих сил и призвания, а только укрепляемся в истинной человечности. Отвергая свою греховную волю и соединяясь с Богом, мы не лишаемся своей личности, но все лучшие задатки нашей души расцветают в Боге удивительным, уникальным цветком, единственным во всем мироздании. Только кающийся, осознающий всю слабость человеческой природы, способен возлюбить ближнего, как самого себя (см.: Мф. 19, 19), и прощать его проступки, поделиться с ним теми материальными благами, которые иногда у нас в избытке: голодного накормить, нищего одеть, жаждущего напоить (см.: Мф. 25, 31-46).
Боголюбивый украинский народ всегда с особым трепетом относился к соблюдению церковных установлений. Из поколения в поколение передавалась и воспитывалась необходимость «говения», чтобы приступить к Евхаристической Чаше и причаститься Божественных Тела и Крови Христа Жизнедавца. В богоборческое время многие вынуждены были делать это втайне, чтобы не навлечь беду на себя, своих детей и близких. Милостью Божией сегодня подобное отношение к вере в прошлом, и только от нас зависит, насколько мы используем это благоприятное время для своего спасения, насколько мы христиане не на словах, а по жизни.
Возлюбленные во Христе собратия архипастыри, честные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Вступая на поприще святой Четыредесятницы, воспользуемся драгоценным временем поста для врачевания душ и сердец наших от яда греховного; дадим Матери нашей Святой Церкви действовать над нами во спасение наше.