Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

31.03.2010. ВАТИКАН. «La Stampa» говорит о провале метода Войтылы в профилактике педофилии среди католического клира

До и после Ратцингера. В Ватикане все сходятся на том, что существуют два различных периода в отношении Ватикана к скандалу вокруг педофилии, который уже пятнадцать лет периодически разгорается в епархиях половины мира.
Подход Йозефа Ратцингера описывается в Курии как «прагматичный и принципиальный». В бывшей Святой палате (Инквизиции) будущий Бенедикт XVI поручил целому отделу конгрегации изучение досье священников-педофилов. А сразу после своего избрания Папой римским Ратцингер приказал прекратить служение одному из самых могущественных людей католической церкви — отцу Марсиалю Масиэлю, основателю «Христовы легионеры», много раз обвинявшемуся в сексуальном насилии.
Будучи пастырем «молчащей церкви», Кароль Войтыла был более осторожен и имел склонность автоматически замечать в обвинении в сексуальном насилии опасность делигитимизации священников. В коммунистических режимах Восточной Европы, где он выполнял свою епископскую миссию среди желчи и злобы «холодной войны», грязь педофилии была эффективным инструментом, позволявшим убрать неудобного священника. Поэтому Войтыла сохранял объективное недоверие и создавал непреодолимые трудности в применении драконовских мер против служителей церкви, обвиняемых в том, что он всегда называл «страшным, отвратительным преступлением». И вместо того, чтобы вмешиваться в конце, как это сейчас предусматривают резкие и недвусмысленные меры Ратцингера, политика Войтылы состояла в том, чтобы вмешиваться в самом начале.
Поэтому краковский архиепископ первым в мире ввёл тесты на предрасположенность, чтобы нарисовать психологический портрет кандидата в священники, определив его сексуальные наклонности. Войтыла самым первым в католической церкви стал использовать инструменты психоанализа для оценки семинаристов и предупреждения случаев сексуального насилия в среде священников. В Кракове он доверил своей хорошей знакомой-психиатру Ванде Полтавской деликатную задачу по определению тех, кто заслуживает дополнительного наблюдения. И Папа римский, поляк, настолько доверял этой стратегии против насилия (основанной на консультациях в проблемных и специфических ситуациях), что во время его понтификата в конгрегациях обсуждался вопрос о возможности введения тестов на психологическую предрасположенность во всех семинариях мира по образцу Кракова.
Первая попытка ввести такой тест в 1999 году потребовала больших усилий. Курия заблокировала этот процесс, запросив подробной информации. Среди тех, кто высказал наибольшие сомнения, был архиепископ Болоньи Джакомо Биффи (известный своими высказываниями против деда Мороза («глупый потребитель»), который в Италии называется Babbo Natale (Natale — Рождество) — прим. пер.). Кардиналы снова обсудили этот вопрос при закрытых дверях в феврале 2002 года на пленарном заседании конгрегации по католическому воспитанию. Дискуссия была довольно оживлённой и в этом случае мнения глав «министерств» также разделились. Благосклонным к прохождению тестов на психологическую предрасположенность для проверки будущих священников был поляк Зенон Грочолевский, но многие в Курии были по-прежнему настроены скептически.
Несмотря на свою политику предупредительных мер, при Войтыле скандал вокруг педофилии разгорелся именно на его родине. Утром 24 мая 2002 года директор ватиканской пресс-службы Наварро-Валлс сообщил, что имел место случай, «касающийся познаньского архиепископа», и что «из Польши поступила информация» и что «Святой престол проинформирован». На мушку был взят архиепископ Юлиуш Паэтц (Juliusz Paetz), ранее служивший в придворном штате папы римского Павла VI и Иоанна Павла II. После долгого сопротивления его вынудили к отставке, а он был не только соотечественником, но и старым другом Войтылы.
Это был самый громкий сигнал о том, что политика Войтылы по контролю «с самого начала» не сработала, и в конце понтификата Иоанна Павла II стало необходимо прибегнуть к специальным мерам против священников-педофилов во всей католической церкви. В спешке было решено провести в епархии быстрый канонический процесс первой степени и второй процесс в Ватикане с добавкой возможности со стороны понтифика применить прямую и секретную процедуру для освобождения от клерикального чина всех священников, виновных в насилии над несовершеннолетними.
Голос России/Седмица.Ru