Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

17.03.2010. КИЕВ. Преподаватель взрослой катехизической школы Юрий Маслов выступил с докладом на прошедшем семинаре в МАУП

В рамках сотрудничества кафедры православной культуры и теологи и взрослой катехизической школы академического храма Двенадцати апостолов Межрегиональной Академии управления персоналом, состоялся семинар на тему «Социальная справедливость в условиях глобального финансово-экономического кризиса».
На семинаре с докладом выступил преподаватель взрослой катехизической школы академического храма Двенадцати апостолов МАУП Юрий Маслов на тему «Вопросы социальной справедливости в социальном учении ветхозаветных пророков»:
Тема справедливости в философии и социологии — вечная сложная и противоречивая, как тема счастья. Надо заметить, что в обществе начинают говорить о справедливости именно тогда, когда на наших глазах происходит огромная несправедливость, которая прямо или косвенно касается всех и каждого. Общие для всех объективные заданные Богом критерии справедливости может дать нам только Божественное Откровение. Поэтому понятия мира и справедливости нужно тщательно оберегать от временных утопических, идеологических, революционных элементов или элементов, связанных с теорией классовой борьбы или рыночной экономики. Требование социальной справедливости с точки зрения современной либеральной идеи нелепо, а попытка ее установления — нонсенс, который приводит к разрушению и самого общества и государства. Критика «римским папой» экономического либерализма — Фридрихом фон Хайеком социальной справедливости — одна из самых яростных среди всех, когда-либо существовавших. «Хайек называет ее «миражом», «антропоморфной иллюзией», «онтологическим абсурдом», одним словом — полной бессмыслицей, за исключением случая родового общества. То, что Хайек называет рынком, определяется как общественная игра. Ее правила беспристрастны и в равной степени действительны для всех. Все игроки равны, но не все выиграют; общество состоит из выигравших и проигравших. Его нельзя определить как «справедливое» или «несправедливое», ибо никто не знает, каковы будут последствия его действий. Поскольку общественная игра не была никем задумана, то никто и не ответственен за ее результаты. Говорить о «несправедливости безработицы» столь же абсурдно, как сожалеть, что он, а не ты выиграл в лотерее. Как справедливое или несправедливое может оцениваться только само поведение, но никак не его результаты. Никто не должен отвечать за неудачи другого. Невезение лежит в самой природе вещей, и глупо восставать против него» . До сих пор история человечества остается историей столкновений и насилия, несправедливости и нужды, человеческой немощи и вины. Собственными силами человек не способен преодолеть порог своего ограниченного и земного мира. Классическое определение социальной философии о справедливости гласит: «Каждому воздавать должное». Дефиниция сама по себе ясная. Но нет такой человеческой инстанции, которая смогла бы без тени сомнения определить, что именно «подобает» каждому конкретному человеку. Хотя понятие справедливости и является глубочайшим основанием всякой социальной активности, оно не заключает в себе никакого содержательного критерия. В этом контексте важное место занимает принцип равенства, но и он не может в одиночку решить все проблемы. Справедливость следует определить как процесс — и в понятии, и в его реализации. Построение более справедливого мира — непреходящая задача для человечества. Но, при этом важно помнить, что абсолютная справедливость и вечный мир недостижимы в нашем земном мире. Мы можем лишь бесконечно приближаться к более справедливому миру, свободному от насилия и войн. Но проекты общества, воплощающие идеальный мир без конфликтов и нужды, принадлежат к неистощимой сфере социальных и политических утопий. Любые попытки построить человеческими усилиями рай на земле до сих пор терпели неудачу из-за несовершенства людей и ограниченности земных возможностей. Поэтому мечты об идеальном и совершенном мире приводят людей к трансцендентальному измерению их существования. Библейская весть о спасении обещает избавление человека и всего творения от немощи. Однако это эсхатологическое событие целиком лежит во власти Бога и возвещается лишь «в конце времен».
Согласно иерархии ценностей ветхозаветного пророческого учения основная забота пророков заключалась в обеспечении социальной справедливости. «Основа этого морального долга — призыв пророков соблюдать социальную справедливость» . Пророки не приуменьшали значение экономической и политической стороны человеческой жизни, напротив, социальная сфера деятельности представляла для них естественное направление пророческого служения. Их главная забота — это решение проблем социального неравенства и связанных с ними бедности и страданий.
Проблема бедности, несчастных и обездоленных занимает центральное место в социальном учении пророков. Не случайно на протяжении веков в мыслях и делах пророков преобладало убеждение, что, борясь со всеми этими бедами, они выполняют волю самого Бога. «Пророки так же, как и псалмопевцы, видят, что в социальной перспективе бедность — это великое страдание человечества, а в религиозной перспективе — важное задание, данное Божественным Провидением. Бедность становится основной формой человеческой беды, несчастья. Страдание необходимо облегчать. Пророк, желая положить конец страданиям бедных, становится моралистом, политиком, юристом [...] Он должен действовать из жалости — сегодня мы сказали бы «из солидарности» — глубинного истинного сопереживания человеку. Он должен «жалеть» и своего ближнего, и человека в целом» , — пишет философ Герман Коэн.
В Священном Писании источником и оплотом справедливости является сам Бог, дела Которого всегда истинны и праведны. Он всегда воздает каждому человеку в должной мере за его добрые дела и прегрешения и никогда не нарушает принципа высшей справедливости. Люди, стремящиеся в своих взаимоотношениях быть честными, должны любить справедливость и соотносить собственные поступки с заветами Бога.
Можно выработать дальнейшую дифференциацию смысловых оттенков понятия справедливости на основе социального учения пророков:
— естественная справедливость, устанавливаемая Самим Богом и имеющая одинаковую силу для всех живых существ, включая в первую очередь людей;
— политическая справедливость, распространяющаяся на всех тех, кто принадлежит к Израилю, принадлежащему Богу;
— законная справедливость, определяющаяся конкретными законами Бога и государства.
Ветхозаветные пророки прежде всего являлись свидетелями о правде Божией и социальной справедливости. В своем восприятии тайны о правде Божией они показали, что никакая этическая система не имеет значимости и силы, если она не связана с Абсолютом, и что не может быть другого Абсолюта, кроме Личности Живого, открывающегося, истинного Бога. В этом сердцевина социального учения пророков, и можно сказать оригинальность философского мышления. Кроме этого, в связи с праведностью Божией, пророки много говорят о суде и о наказании, ибо правда есть порядок, установленный Богом, отвечающий его сущности и которого он является поручителем. «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих. Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» (Ам. 8: 4; 7). Сама по себе проповедь пророков сохраняет все свое значение до сего дня. Современному миру, который сокрушается перед мировым злом, который утверждает, что оно неизбежно и неодолимо, Бог отвечает через пророков, что Его верные должны уметь видеть зло и несправедливость и не соглашаться с ним. Проповедь пророков свидетельствует, что обличение зла и даже политическая борьба с социальным злом являются недостаточным усилием. Необходимо в первую очередь примирить человеческое общество с Богом и с подлинной правдой, которая имеет своим основанием правду Божию или праведность самого Бога. Израильский народ не может быть солидарным со всяким неправедным законом или с порядком, основанным на неправде и на грехе. Пророки призывают Израиль быть «малым остатком», который кажется иногда слабым и раздавленным «миром сим», но который исповедует свою верность Богу, свою веру в Его силу и любовь, предстательствует за внешний мир и ожидает полноты откровения правды и любви Божией. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Ам. 9: 11 – 12).
Важно подчеркнуть, что справедливость и любовь не исключают друг друга, а лишь, действуя совместно, укрепляют функционирование и развитие человеческого общества. Обе они являются излучениями одного Божиего Промысла и любви Творца, программой и печатью достоинства человеческого духа. Итак, справедливость, как бы строго она ни соблюдалась законами, и регламентировалась правовыми актами, без любви к Богу и человеку она не сможет убрать из жизни основу социальных конфликтов. Святейший Патриарх Кирилл размышляет: «А почему люди борются за справедливость? Каков критерий справедливости, который точно указывает, справедливы общественные отношения или не справедливы? Нет иного критерия, кроме критерия нравственного. Понятие справедливости, ставшее социальным и философским понятием, на самом деле является понятием нравственным. Мы не соглашаемся с условиями жизни, если они несправедливы; люди не соглашаются с законами, если видят несправедливость этих законов. А мерилом является нравственное чувство, тот самый компас, который точно указывает человеку, куда нужно идти. Поэтому для того, чтобы не потерять ориентир в жизни, чтобы не потерять возможность достичь счастья, реализовать мечту, достичь высоких идеалов, нужно самое главное — защитить и сохранить свое нравственное чувство» . Социальный мир и сотрудничество между людьми предполагают внутреннюю духовную связь и соблюдение заповедей Божиих. Таким образом, и справедливость и милосердие — это не благое расположение меценатства, а повеление Бога, обязанность каждого перед Творцом. Рабочему не нужно принимать как милостыню то, что принадлежит ему по справедливости. Хотя сегодня в нашем мире нередки попытки олигархии откупиться от налагаемых социальной справедливостью обязанностей, мелкими финансовыми подачками и акциями милосердия перед телекамерами. «Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом» . Социальная справедливость должна господствовать в государственных и общественных учреждениях, а любовь к Богу и человеку должны быть душой социологии. Социальные группы должны быть пронизаны сознанием их единства как членов одной большой семьи, как детей одного Отца небесного и чувствовать себя единым народом Израиля. Здесь предполагается, что человек должен и может исполнять долг социальной ответственности перед Богом и обществом, опираясь на силу охватывающей его любви к Богу и ближнему. В отличие от супружеской, детской, братской, дружеской любви социальная ответственность в узком смысле слова является социально-творческим и жертвенным признанием ценностей социальной справедливости, лежащей в основе общественных связей и образований. «Чувство социальной ответственности и справедливости — характерная черта нашего народа и отечественной философской мысли в целом» .
Социальная ответственность — это решимость самоотверженно служить общему благу и обществу. Важные задачи стоят перед социальной ответственностью, особенно во взаимоотношениях сословий, профессий, групп и классов. Социальная ответственность религиозных институтов, бизнеса, государства старается преодолеть конфликты путем взаимопонимания. Она ищет общее и объединяющее в людях. Она снимает холод и отчужденность в требованиях справедливости. Ничто не противоречит ей в такой степени, как классовая ненависть. Социальная справедливость и социальная ответственность требуют сделать все, чтобы преодолеть раскол общества на классы путем реорганизации общественных отношений. Социальная ответственность перед Богом прокладывает путь социальной справедливости и социальному праву своими делами и инициативами. Сегодняшняя справедливость — это вчерашняя любовь Бога к человеку, сегодняшняя любовь Бога к человеку — это завтрашняя справедливость. Целью социального учения ветхозаветных пророков являлось социальное устройство, которое основано на правде Божией, построено по ориентирам социальной справедливости, наполнено живой любовью Бога к человеку и, наконец, любовью человека к Творцу и Израилю.
Пророки подчеркивали, что социальные связи между израильским народом должны определяться не страхом, а любовью, потому что любви присуще прежде всего вести людей к искреннему и многостороннему сотрудничеству, благодаря которому появляется так много материальных и духовных благ. Любовь учит нас различать между заблуждением, которое всегда следует отбрасывать, и заблуждающимся человеком, который, всегда сохраняет свое человеческое достоинство, даже если забывает Бога и впадает в духовное прелюбодеяние и блуд. «Пророки клеймили неверность народа как супружескую неверность, уподобляя союз с Богом браку, а избрание народа Богом — избранию невесты (Осия, Иеремия). Верность заключается в правильном отправлении культа и в почитании одного лишь Яхве. Но, кроме того — а с точки зрения пророков, даже в первую очередь — она состоит в повиновении закону Божьему, который определяет всю жизнь народа и выдвигает в качестве важнейшего требования требование правды и справедливости» .
В условиях развития современной цивилизации проблема справедливости не только сохраняет свою значимость, но и приобретает особую актуальность. Противоречия, конфликты, антагонизмы социальной истории, сопровождавшиеся проявлением несправедливости, заставляют людей искать пути и средства, ведущие к практической реализации идеала справедливости. И чем болезненней проявления несправедливости, тем заманчивее представляется ее противоположность. Социальная справедливость, необходимая в связи с социальным вопросом, который в наше время обрел планетарные масштабы, затрагивает социальные, политические и экономические аспекты и, прежде всего, структурное измерение проблем и принятых соответствующих решений международным сообществом. Социальная справедливость особенно важна в нынешнем контексте, когда ценность личности, ее достоинства и ее прав, несмотря на заявления о намерениях, подвергается серьезной угрозе в связи с распространением тенденции руководствоваться исключительно критериями рыночной экономики и утилитарной выгоды. Согласно этим критериям, справедливость рассматривается с релятивистских и конъюнктурных позиций, тогда как справедливость в социальном учении пророков обретает более полное и подлинное значение только в библейской антропологии. Ведь справедливость — это не просто человеческая условность: что справедливо, а что нет. Справедливость изначально определяется исходя не из человеческого закона, а из заповедей и повелений Божиих. Согласно пророческому пониманию справедливости, она состоит в постоянной и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что подобает исполнять человеку Законом Самого Творца.
Даже после грехопадения и разрушения целостности человечества Бог не оставляет желания исправить этот несправедливый мир. В истории израильского народа из сердец ветхозаветных пророков непрестанно поднимался вопль о справедливости. Это ответ на стремление и требование Живого Бога, который хотел в древности и хочет сегодня, чтобы наш мир не был царством нравственной анархии, где всегда побеждают самые наглые, коррумпированные и жестокие, но чтобы здесь на земле господствовали честность, добродетели, прямота, искренность, истина и справедливость. Но чтобы перейти от этого стремления и требования к выполнению замысла Бога о справедливости, современному православному христианину нужно пойти особым путем, который резко расходится с обычными путями или даже требованиями этого мира. Это путь любви, заботы и милосердия в противовес злобе, ненависти и проклятиям. На Голгофе Живой Бог принял всю ненависть и жестокость мира на себя. Как это ясно подчеркивает Новозаветное Откровение, распятие было ужасающей несправедливостью, и, тем не менее, мир не слышит ответных угроз и проклятий от Бога человечеству. С воскресения Господа нашего Иисуса Христа начался новый мир, в котором возможна новая справедливость. И теперь, через тяжелый труд молитвы, евхаристического возношения и аскетической жизни, через доктринальное вероучительное убеждение человечество может изменить кардинальным образом греховную ситуацию жизни.
Таким образом, подводя итог анализу вопроса социальной справедливости в социальном учении ветхозаветных пророков и проецируя его на социальную плоскость бытия современного мира, необходимо отметить.
Во-первых, в христианском контексте дело исцеления язв неравенства, врачевания социальной плоти мира, восстановления справедливости, на любом уровне, начиная с частных взаимоотношений и заканчивая международной политикой — свидетельствует о реальной силе христианского свидетельства. Каждый христианин призван осуществлять социальную справедливость на каждом уровне своей жизни, стремясь создать такой мир, где примирение и восстановление правды Божией становятся практической реальностью. Когда православный христианин трудится ради примирения и восстановления справедливости, он не должен забывать о существовании зла. Иначе Православная Церковь будет предлагать людям просто пародию на Благую весть Нового Завета, «сентиментальную проповедь», когда все христиане делают вид, что все в порядке, прекрасно понимая, что это совсем не так. Понять, как это можно осуществлять победу над злом силою и благодатью Святого Духа на церковно-приходском уровне и глобально в мировой политике, — одна из важнейших задач современной миссии Православия.
Во-вторых, Христос Спаситель призывает христианина к такому нравственному росту и социальной активности, о которых мир, как правило, просто не имеет понятия. Христиане должны слышат вопрошания современного мира о справедливости и отвечать на эти вопросы так, чтобы они становились надлежащим ответом — голосом Самого Живого Бога. Откровение Нового Завета и сила Святого Духа указывают миру, что существуют новые возможности для продвижения по пути социальной справедливости. Этот призыв должен порождать конкретные программы и задачи в разных сферах жизни: от глобализации и справедливой экономики в международных масштабах до государственных и социально-общественных реформ во внутренней политике. Православные христиане должны ревностно отстаивать социальную справедливость, к которой стремится все человечество, и которая новым и неожиданным образом входит в наш мир через жизнь и подвиг Христа Спасителя.