11.01.2010. КИЕВ. Роль Православия в государствообразующем, духовно-нравственном и культурном прогрессах в Киевской Руси
Каждый из народов имеет свою неповторимую историю и предназначение, определенные для него Промыслом Творца. С момента крещения киевлян в водах рек Днепра и Почайны историческое бытие нашего Отечества невозможно мыслить в отрыве от истории Вселенского Православия, которое стало благодатной и питательной средой для взращивания творческого потенциала и духовного гения древнерусской нации.
Каждый социальный организм переживает в своем бытии три основных этапы: зарождения, расцвета и увядания. Киевская Русь была еще молодой державой в тот момент, когда ее народ просветился светом Православия.
Таким образом, всему дальнейшему более чем тысячелетнему процессу становления нашей государственности, развития социально-экономических и политических отношений, развития культуры было предопределено происходить в контексте все более глубокого проникновения истин восточного христианства в сознание широких народных масс. Мы видим в мировой истории народы и цивилизации, длительное и культурно существование которых разделяется на историю «до» и «после» принятия христианского просвещения. Из этого ряда мы можем отметить Грецию, Сирию, Рим, Египет. Что касается народа Древней Руси, то о нем этого сказать нельзя. Если о политическом и военном могуществе государства времен Киевских князей Святослава и даже Олега мы можем рассуждать предметно, то о великих культурных достижениях европейского уровня нам в этот период говорить еще не приходится. Бурный, феноменальный расцвет государственного строя и культурного творчества в Киевской Руси начинается в ХІ веке — непосредственно после принятия восточного христианства. И это не есть и просто не может быть хронологически случайным совпадением. Детальный анализ конкретных законодательных памятников, памятников литературы и зодчества, как и общего культурного ландшафта этой великой эпохи, однозначно свидетельствует нам о том, что источником творческого вдохновения для деятелей искусства того времени было именно православное христианство, воспринятое со всей искренностью широкой славянской душой.
Безусловно, столь значительное и резонансное для всей Европы событие, как крещение Киевского государства, не могло произойти без длительной и постепенно внутренней (духовной) подготовки. Крещению любого человека в Церкви обязательно предшествует опыт научения и наставления в основных истинах христианской веры. Любое церковное таинство совершается не механически, а по вере приходящего, но чтобы вера в человеке достигла должной степени силы и сознательности, человеку нужно пройти через опыт обучения, научится понимать и воспринимать всю глубину этого тайнодействия. Так было и со всем древнерусским народом.
За века, прошедшие от первых соприкосновений с христианством, которые мы традиционно связываем с именем святого апостола Андрея Первозванного, и до святого равноапостольного князя Владимира, в разных частях территории Киевской Руси появлялись и исчезали многие племена и народы. Некоторые из них, в частности, греки, готы и скифы, не только исповедовали христианство, но и имели епископские кафедры. Так, например, исторически зафиксировано, что Скифский епископ Евангелик управлял своей епархией при императоре Диоклетиане, епископ Готский Феофил присутствовал на І Вселенском Соборе, а епископ Еферий II Херсонеский подписался под актами ІІ Вселенского Собора. Правда, не обнаружено прямого преемства русского Православия с какой-либо из этих древних христианских традиций. Вследствие этого, историю Руси, как и историю Русской Православной Церкви принято исчислять с деятельности святой равноапостольной княгини Ольги.
Не вдаваясь в рассмотрение и толкование большого количества интересных исторических подробностей о исторических фактах в отношении равноапостольной Ольги, в своих выводах мы обратим внимание лишь на то любопытное обстоятельство, которое объединяет святую Ольгу с ее потомками, князьями Владимиром, Ярославом и другими: чувство собственного достоинства и высокое национальное самосознание, которые готовы преклониться под легкое бремя Христово, но отнюдь не терпят внешнего государственного влияния Византии.
Великий и святой равноапостольный князь Владимир, внук святой русской княгини, смог своими трудами осуществить мечту Ольги, приведя всю Русь к Православию. Не пересказывая общеизвестную историю его собственного обращения в христианство, нам необходимо отметить лишь одну важную черту: историческое чутье и политическую прозорливость князя-крестителя. Неизбежный и государственно необходимый процесс централизации русских земель и собирания Киевской Руси как цельного этноса он начал, будучи еще язычником. Пантеон деревянных идолов, воздвигнутый в Киеве, был призван объединить все восточнославянские племена общим религиозным почитанием. Только убедившись в бесперспективности политеистического пути, князь Владимир начал задумываться об альтернативном решении этой глобальной проблемы.
Мы имеем полное право обстоятельно доказывать тот факт, что к перемене государственной веры для себя и своего народа святой князь Владимир подошел с истинно государственной мудростью, рассудительностью и дальновидностью. Должно быть признано непререкаемой истиной, что святой князь Владимир принадлежит к числу выдающихся деятелей мировой истории, причем крещение Руси является главным свершением всей его земной жизни.
Летописные повествования о выборе веры князем Владимиром Великим однозначно говорят нам: из всех рассмотренных религиозных учений Православие было избрано как безусловно предпочтительное. Киевский князь понял, что христианство восточного обряда есть именно та религия, которая поможет вдохнуть идею национального единства в души столь отдаленных друг от друга племен, как хорваты на реке Сане и вятичи в Приокских лесах. Крестившись в греческом Херсонесе, князь Владимир вскоре крестил и весь свой народ. В самом акте крещении Киевской Руси исследователи отмечают два принципиально важных аспекты: всеобщность и ненасильственность. Не только страх, но и уважение, и доверие к князю и боярам подвигло киевлян в подавляющем большинстве последовать их примеру. Другими словами этот процесс основывался на взаимодоверии. Не лишним будет здесь отметить, что если такие страны Западной Европы, как Швеция, христианизировались около ста лет, и веру в Одина латинским миссионерам приходилось истреблять огнем и мечем, то среди русичей сопротивление христианизации оказали лишь немногочисленные волхвы и то преимущественно в отдаленных русских княжествах, где власть Киевского князя ощущалась намного слабее.
Замечательна та перемена, которая произошла с князем Владимиром после принятия Таинства Крещения. Насколько нам известно, святой Владимир был первым из европейских государей, пожелавшим отменить смертную казнь в своей стране. Только настоянием греческих епископов введенный Владимиром мораторий на смертную казнь был отменен из опасения, что не все смогут по достоинству оценить гуманность и человеколюбие князя.
Полнота благодатных плодов восточного христианства явила себя уже в период правления князя Ярослава Мудрого. А известные факты, заключения браков дочерей этого князя с королями европейских держав, а также сыновей и принцесс из различных стран Европы, показывает, насколько мощной и влиятельной стала христианская Русь уже в первые десятилетия после своего приобщения вере Христовой. Принятие христианства включило русскую державу в чреду великих народов Европы. И если до этого с ней считались как с сильным, но крайне диким и непредсказуемым соседом-варваром, то после крещения восточнославянского этноса при святом князе Владимире европейские государства увидели в ней новый полноценный субъект всемирно-исторического процесса. Сын святого Владимира Великого был выдающимся человеком. Его деятельностью было не только наращивание военной и экономической мощи державы, но и великолепное храмостроительство, основание школ, перевод и переписка книг. Кроме этого этот князь оставил о себе память в истории, как о князе-законодателе. Его монументальная «Русская Правда» стала основополагающим юридическим памятником законодательного творчества Древней Руси и государств, образовывавшихся во времени на ее исторической территории.
Именно в княжение святого Ярослава Мудрого был написан замечательный памятник отечественной историософской мысли — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Редкое совершенство формы соединяется в нем с удивительной глубиной содержания. Оно есть самое блестящее ораторское произведение, самая знаменитая и безукоризненная академическая речь. Значение этого труда выходит далеко за рамки обычного для христианского богословия противопоставления подзаконного, то есть рабского, и благодатного, то есть свободного, состояний жизни как отдельных народов, так и всего человечества. В нем едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов нашей земли. Русский митрополит осуждает как национальную замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Вообще, «Слово о Законе и Благодати» — это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма. Оно заключает в себе религиозно осмысленную гносеологию, позволяющую творчески познавать Бога, общество и исторический процесс.
Другой замечательный памятник масштабного религиозно-философского осмысления истории Древней Руси — это «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца. Исключительное значение этого произведения для отечественной исторической науки засвидетельствовало Императорское Общество Истории и Древностей Российских, в 1829 году отметившее вклад преподобного Нестора в русскую историографию памятной доской над ракой с его святыми мощами. В историософской реконструкции летописи первостепенную важность имеют следующие три вопроса:
1) «Откуда есть пошла земля Русская» и «Кто в Киеве начал первым княжить?;
2) крещение Руси и отношение к этому событию современников;
3) историософские представления самого летописца, как наиболее репрезентативные для культуры XII века, наложившие определенную печать на излагаемые события.
Святой Нестор отступает от традиций византийских хронографов, начинавших историю с пространных богословских рассуждений о сотворении мира. Он лишь ограничивается краткой ссылкой на происхождение славян от Иафета, унаследовавшего западные и северные земли. Тем самым славяне обозначаются им как исторический народ и включаются в семью европейских народов.
Говоря о выборе веры и акте крещении Киевской Руси, преподобный Нестор подводит читателя к такому выводу: святой князь Владимир принял восточное христианство не по чьему-то наущению, и не под давлением силы, а потому, что Господь, возлюбивший русскую землю, Сам открылся ему.
Историософское мышление автора «Повести» наиболее рельефно проявилось в обсуждении проблемы зла в истории в связи с убийством святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Не выходя за рамки догматического провиденциализма, летописец выступает с убедительной теодицеей, показывая, что отнюдь не Бог, а диавол и греховная человеческая воля суть источники общественных бедствий.
Разумеется, не в одной лишь литературе проявил себя гений нашего народа после принятия крещения. Культура, пришедшая на Русь с принятием Православия из Византийской империи, продолжала развиваться на почве собственного, оригинального творчества. Это способствовало национальной самоидентификации Киевского государства и нахождению им собственного места в сообществе европейских христианских государств. Культура Древней Руси одухотворялась ценностями самого высокого порядка: в зодчестве, иконописи, в декоративном искусстве, в шитье, церковном пении и литургическом творчестве. В области иконографии и храмовой архитектуры русский народ, опираясь на византийские традиции, пошел по пути создания оригинального образа и сделал в этом направлении шаг вперед даже сравнительно с Византией. Стремление выразить умопостигаемые духовные ценности в чувственно воспринимаемых формах на Руси было реализовано в предельно совершенном виде: иконографии до сих пор поражающую своей красотой и глубиной современников. Художественная культура Древней Руси явилась во многих отношениях завершением всей восточно-европейской культуры.
Православие обогатило сознание наших предков новыми научными, философскими и богословскими понятиями, которые до христианизации вообще не были им известны. Соответственно, это стимулировало развитие древнерусского литературного языка. По утверждению литературоведов, славянский язык к середине XI века значительно превзошел по своим выразительным качествам многие языки тогдашней Европы.
Крещение Руси способствовало созданию и плодотворному развитию русской нации. Сегодня для нас особенно приятно вспомнить, что именно стольный город Киев на многие века стал рассадником духовного подвижничества, христианской культуры и церковного искусства для всех тех племен и народов, которые, принимая христианскую веру, входили в лоно Православной Церкви. Киев был колыбелью нашего отечественного искусства. Он послужил первою почвою, на которую пали семена христианства, занесенные из Византии, и где они получили самый ранний уход. Чем послужил Херсонес крымский для Киева при равноапостольном Владимире, тем стал Киев для всех остальных городов Руси. Из него, как средоточия тогдашней религиозной жизни, христианство шло к окраинам древнерусской державы; вместе с верою переносились сюда церковно-обрядовые порядки, а с ними и церковное искусство.
Мы не преувеличим, если выразим мысль, что благовременная христианизация Руси стала для Церкви Христовой своеобразной духовной и моральной компенсацией за отпадение Рима от полноты Православия. Свежая зеленеющая русская церковная ветвь – Русская Православная Церковь заполнила место в кроне древа мирового православного христианства, опустевшего, гордого и притязательного латинства.
К сожалению и в наше непростое время мы все чаще сталкиваемся со случаями недобросовестных спекуляций со стороны Римо-Католической и Греко-Католической церквей, которые пытаются фальсифицировать историю, приписывая латинству сколько-нибудь значимую роль в процессе христианизации нашего народа. Но для каждого непредвзятого исследователя отечественной истории должно быть очевидно, что единственной Церковью на территории исторической Киевской Руси, которая имеет прямую преемственную связь с купелью крещения Руси 988 года, является Русская Православная Церковь имеющая литургическое общение со всей полнотой Вселенского Православия. Что бы ни писали римо-католические историки в своих тенденциозных учебниках, для нас будут совершенно понятны мотивы их так называемого «нового взгляда на историю». Источником этих псевдонаучных мистификаций, бесспорно, является политика папского Рима, сохраняющая до сих пор характер экспансии в отношении украинского Православия.
Будем же ценить и хранить нашу Православную веру, ведь это есть та истинная и святая вера, которую мы получили как ценнейший дар от наших предков и обязаны чистой и неповрежденной передать своим потомкам.
Анатолий Чорногор
11.01.2010. ВОЛОДИМИР-ВОЛИНСЬКИЙ. Освячено храм в ім’я прп. Амфілохія Почаївського