Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

АНАТОЛИЙ ЕГОРЕНКОВ. Православное «измерение» проблемы сект и психокультов в аспекте задач медицинского образования


АНАТОЛИЙ ЕГОРЕНКОВ.
Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца (г. Киев)

Имеющая место в современном мире проблема сект и психокультов неожиданным образом актуализировала новые задачи перед высшим медицинским образованием, перед биомедицинской наукой и практикой. Этот социальный и мировозренческий феномен [1] , по нашему мнению, является продуктом, в том числе и западного либерального богословия, о котором ( о западном либеральном богословии) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал следующее : «В значительной мере богословие 19 – 20 веков на Западе было ориентировано на поддержку либерализма. …либеральное, так называемое прогрессивное богословие отрывает сознание людей, молодежи, от Предания Церкви, в котором ясно содержится вся аксиология христианская, христианская нравственность, и переориентирует это сознание на светские ценности…», [2]. Светскими ценностями, «отрывающими сознание людей» от Предания Церкви могут быть в наше время, как это на первый взгляд не покажется странным, и гипертрофированные ценности физического «оздоровления», духовного «развития», расширения сознания (вплоть до «космического»).
По известному определению проф., д.м.н. Кондратьева Ф.М. ( г. Москва, Научный Центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского), деструктивные культы/секты – это группы и организации, которые для привлечения и удержания членов используют либо неэтичные либо опасные для здоровья ( без информирования людей) манипулятивные психотехники. А для маскировки и обмана используется какое-нибудь формальное прикрытие (религиозное, политическое, коммерческое, духовное, терапевтическое). В эту же категорию сект и культов попадают и группы/ организации пара-медицинского «профиля». Обострившаяся проблема неокультов в странах СНГ, в особенности различных нерелигиозных (или псевдо-религиозных) психокультов, принимающих экзотические маски псевдомедицинских и псевдодуховных «практик», заставляет сегодня общество решать системную задачу восстановления и развития союза современной биомедицинской науки с гуманитарной (включая богословскую) традицией в профессиональной подготовке и воспитании будущих врачей-практиков и врачей-исследователей. При этом в мировоззренческом плане современная медицина и образование в данном случае могут выступать и как системы противодействия сектам, культам и как (к сожалению) системообразующий элемент их возникновения (в виде разного рода пара-медицинских культов). Поэтому проблема противодействия неокультам парамедицинского профиля – это новый вызов обществу, в том числе и для представителей медицинской науки, практики, для организаторов медицинского образования.
В своем выступление на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» тогда еще митрополит Кирилл ( будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси) сформулировал очень важную для развития медицины и медицинского образования мировозренческую и дидактическую мысль о том, что «… Отступление человека от Бога, прекращение богообщения не может не оказать отрицательного влияния на физическое состояние как космоса, так и человеческой личности. Однако сегодня, современная медицина существует вне подобных размышлений. Когда заболевший человек ходит по врачам, ни один из них , за редчайшим исключением, не спросит у пациента, что, кроме симптомов недуга, составляет его внутреннюю жизнь. Я знаю, что сегодня некоторые врачи и у нас, и на Западе начинают задавать пациентам вопросы, которые выходят за рамки их формальной медицинской специализации и касаются повседневной жизни, эмоционального фона его существования, духовного склада личности, ее нравственных приоритетов. Я полагаю, эти редкие специалисты интуитивно, а может быть, и опытным путем приходят к осознанию того факта, что существует некая тайна человеческого бытия, в сердцевине которой сопрягаются физические и духовные начала личности. Я думаю, что медицина, исключающая духовное измерение человека, по определению примитивна…», [3] .
Именно в таком контексте применено слово «измерение» в названии данного доклада. То есть речь идет не о физико-техническом понимания «измерения» , как совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины. А «измерение», как —
способ оценки явления,
выбор из многомерного пространства оценок определенной, адекватной системы оценок,
выбор способа действия при решении проблемы.
Сама по себе проблема сект и психокультов – это лишь частный случай общей проблемы, когда возникает необходимость оценки и поиска новых форм сотворчества профессиональных ученых, богословов, преподавателей высшей школы в раскрытии механизмов, причин, возможных негативных последствий вызовов современности и создания системы их «врачевания».
Почему в данном докладе мы акцентируется внимание читателей именно на «православном» измерении ? Конечно совсем не потому, что мы с Вами являемся участниками семинара, организованного Украинской Православной Церковью. А например, на конференции буддистов можно было бы говорить о «буддийском» измерении. Дело не только в формальных признаках ( хотя и они важны). Дело в сути, которая состоит в том, что наша с Вами традиция, отражающая нашу историческую реальность в понимании места и роли врача, медицины и медицинской науки вообще, основана именно на Православной традиции. Иные измерения (например, основанные на современной либеральной философии постмодернизма ) – это иные идеи о том, что – «…каждый человек автономен, каждый человек создает свою систему ценностей. Он автономен от Бога, он автономен от людей, он создает свою систему ценностей….. Нет добра и зла, а есть плюрализм мнений…» (Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 29 июля 2009 г., г. Киев, [2]).
Почему можно рассматривать проблему сект и психокультов именно с точки зрения медицины и медицинского образования? Потому что современные методики вовлечения, удержания в сектах (в том числе и псевдомедицинских, коммерческих, псевдорелигиозных) часто основаны на преступном и неэтичном применении современных достижений биомедицинских науки и практики, использовании различных психотехник. И структурам гражданского общества для создания методов защиты и противодействия («противоядия») этому явлению необходимо знать структуру самого «яда».
Почему методы реабилитации и врачевания в данном сообщении мы связываем с именно «православным» измерением ? Потому что, как стало очевидным сегодня ученым и врачам-практикам, без комплексного духовно-нравственного и душевно-телесного подхода мы эту проблему вообще не решим. Сегодня в медицинском информационном пространстве существует, например, такое понятие, как интегративная (холистическая, от лат. Holos – целый, общий) медицина. Этот термин ( направление) возник сравнительно недавно, в 90-ых года 20 века в США. Смысл этого термина сводится к тому, что так как организм человека находится в постоянном взаимодействии с физической (природной) и социальной ( общественной) средой, то и лечение человека должно быть комплексным (всецелым). При этом обычно под комплексом методов лечения в интегративной медицине понимают применение и методов так называемой Западной (научной) и традиционной медицины. Но под видом традиционной (народной, альтернативной) медицины обычно внедряются идеи Восточной медицины в виде различных псевдо-восточных духовных практик. При этом духовно-практический арсенал нашей народной медицины, основанной на православной традиции и существующей со времен преподобного Агапита Печерского, часто игнорируется или подается в искаженном виде. А это и есть механизм для успешного «внедрение» в сознание людей различных сектантских учений и практик, для подготовки людей к сектантству через искажение духовно-нравственной сферы человека.
Возникает ряд очевидных вопросов:
Почему в развитии интегративной медицины так очевидно игнорируется православное «измерение» ?
Почему в нашем обществе так неохотно проблемы сект и психокультов рассматриваются с точки зрения разумного критического православного «измерения»,
Почему у нас доминирует приятная для «слуха» и «ока» нашей «продвинутой» и «самой читающей в мире» интеллигенции псевдо-восточная «экзотика», кстати в активном союзе с различными анти-научными биомедицинскими течениями ?
Ответы на эти вопросы упираются в решение мировоззренческих проблем, в проблему нравственного выбора, в проблему целей и содержания образования. И один из базовых мировоззренческих вопросов для обсуждаемой темы – это содержание православного «измерения» врачебной деятельности. Ответ на него дан, в частности, в работе «Путь к очевидности» русского философа Ильина Ивана Алексеевича: « … Служение врача есть служение любви и со-страдания, он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет души и сердца. Тогда все вырождается и врачебная практика становиться отвлеченным “подведением” больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. На самом деле пациент совсем не отвлеченное понятие, соcтаявшее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее, он совсем индивидуален по своему телесно-душевному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким должен врач увидеть его, постигнуть и лечить. Именно к этому зовет нас наша врачебная совесть. Именно таким мы должны полюбить его, как страдающего и зовущего брата…», [4] . В этой же работе сформулирована комплементарная идея смысла академического (университетского) образования: «…Вот почему тихое, созерцающее и глубокое благоговение является истинным источником академического исследования. И это благоговейное преклонение перед Богом –созданной тайной мироздания, это изумление человека, испытующего Божии следы и лучи в мире – есть одна из благороднейших молитв, доступных человеку…», [4]. Можно также обратиться к работе Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, Душа и Тело», в которой святитель Лука на основе христианской антропологии обосновал механизмы психосоматической связи в лечении больных, в применении психотерапии. И сегодня такой психотерапевтический подход, такая «медицинская парадигма» может ( и должна) стать органичным элементом концепции православной «интегративной» медицины. Практика православно-ориентированных врачей в реабилитации и врачевании жертв психокультов и сект, помощи их родственникам, показывает свою эффективность и целесообразность. В этих и других работах ученых-медиков рельефно выражено указанное в названии нашей темы православное «измерение» врачебной деятельности. И мы, не будучи в массе своей врачами или учеными в области наук о живом, все же интуитивно понимаем, что это правильное направление, нравственное, этого нельзя потерять, это перспективно и в научном смысле.
Но есть, к сожалению, и другая мировоззренческая реальность нашей медицины. Будущие молодые врачи и исследователи в массе своей начинают тяготеть к другой — либеральной, постмодернистской модели врачебной и научной деятельности. А эта модель задает и прагматический вектор их отношения к помощи жертвам неокультов и сект, который ослабляет эффективность помощи, так как исключает внимание врача к духовно-нравственной сфере пациента. К этому ( часто неосознанному) выбору наших современных врачей склоняет и западная либеральная философия и реалии нашей социально-экономической жизни. В наших медико-дидактических исследованиях нам удалось выявить доминирующую сегодня «модель» врачебной деятельности. Мы, например, ставили перед студентами-медиками, молодыми исследователями-врачами такой вопрос: « В каком художественном образе, отраженном в литературе или кино, заключен для Вас идеальный современный врач? И чем этот образ для Вас привлекателен ?». Приведем фрагмент диалога этого «идеального врача» со своими коллегами:
Форман: Разве мы не должны поговорить с пациенткой, прежде чем ставить диагноз?
Хаус : Разве она врач?
Форман: Нет, но…
Хаус: Все лгут.
Кэмерон: Доктор Хаус не любит иметь дело с пациентами.
Форман: Если не лечить пациентов, зачем мы стали врачами?
Хаус : мы стали врачами, чтобы лечить болезни. Общение с пациентами делает большинство врачей несчастными.
Форман: Таким образом, Вы пытаетесь исключить людей из медицинской практики?
? : Если мы не говорим с ними, они не могут нам лгать, и нам не нужно лгать им. Людей переоценивают.
Имя этого «идельного» врача для наших студентов-медиков – Хаус. Это популярный среди студентов-медиков не только США, но и Украины и России герой теле-сериала «Доктор Хаус». Отличия очевидны и симптоматичны. Последствия внедрения и трансляции такого мировоззрения через СМИ для формирования мировоззрения будущих врачей тоже понятны. В одной из книг проф. Силуяновой И.В. ( г. Москва) приведены примеры мнений реальных молодых российских врачей : «… Врач – это не бог, Врач это даже не священник. Врач никому ничего не должен…. Пора привыкнуть к мысли, что медицина это не божественная профессия. … Врач – это исполнитель услуг…. В условиях глобального оглупления населения и в первую очередь нашей страны, с моей точки зрения заставить себя любить этих людей ( пациентом) у меня нет ни времени, ни желания. В современных условиях нельзя тратить свое время и силы на воспитание какого-нибудь быдла, который порой даже не знает или не хочет знать имя хирурга, спасшего ему жизнь…», [5]. И уже наш соотечественник (украинский врач) в одном популярном в Украине издании с иронией пишет: «…Ты давал клятву Гиппократа! Жаль только, нет закона: пришел в супермаркет, клятву прочитал и получил набор продуктов…» .
Не смотря на такие современные трансформации православное «измерение» врачебной и научной деятельности – это не выдумки. Как писал все тот же философ И.А. Ильин : «Это не мои выдумки. Я только всю жизнь применял эти правила и теперь выговорил их. Они укоренены в традициях русской духовной и медицинской культуры и должны быть переданы по возможности новым подрастающим поколениям русских врачей…» [4].
Как мы можем передать традиции «русской духовной и медицинской культуры» и как современный российский или украинский врач, получивший этот дар, может его использовать для решения проблем сект и психокультов ? Очевидно, что в этом случае пациенты нуждаются, в том числе, и в медико-психологической помощи. Но для реализации такой помощи пациенты должны иметь возможность получить от своего врача разъяснение с медицинских позиций негативной сути самой философии и практики такого культа или секты. И здесь уже возникают проблемы. Например, такая: в новом документе «Этический кодекс врача Украины» есть пункт, который по сути ограничивают реализацию медицинской помощи жертвам сект и психокультов. В разделе «Врач и общество» сказано, что «лікар не повинен займатися політичною, релігійною агітацією та пропагандою в робочий час…» [6] . Но ответственный врач, желающий быть этичным и профессиональным при оказании помощи в указанной выше ситуации не сможет обойти вопросы религиозно-духовные. При этом получится, что он клевещет на некую официально зарегистрированную организацию (секту, семинар духовных практик). Но тогда заинтересованные организаторы таких структур и их покровители могут подвести данного врача под нарушение этики врача и привлечь к ответственности за, якобы, религиозную пропаганду в рабочее время.
Поэтому необходимо защитить и врача, дать ему инструмент для реализации врачебного постулата, записанного в Международном кодексе медицинской этики [7]: « … Врач должен предоставить пациенту все ресурсы своей науки… Врач должен оказывать неотложную помощь как выполнение гуманитарного долга, если нет уверенности в том, что что другие хотят и могут оказать такую помощь…». А разве духовно-нравственная помощь – это не ресурс медицинской науки. И здесь, исходя из специфики самой проблемы, необходим такой подход, который бы соответствовал указанному православному «измерению» ( как наиболее эффективному в данной ситуации) для выполнение своего профессионального долга, когда другие не хотят и не могут оказать такую помощь .
Что можно и нужно сегодня сделать в образовательном плане для указанной решения ? Наиболее оптимальным и оперативным было бы внесение новых образовательных блоков в учебные программы. Например, в виде элективных курсов для студентов-медиков или семинаров повышения квалификации для врачей. Наш опыт проведения в стенах Национального медицинского университета им. Богомольца такого экспериментального однодневного образовательного семинара для студентов-медиков и преподавателей на тему «Что современный врач должен знать о тоталитарных сектах и психокультах ? медицинские, биоэтические, юридические и богословские аспекты» выявил образовательные пути решения. Была отработана методика повышения квалификации. По времени такой семинар занимает около четырех академических часов. При помощи двойного анкетирования (до и после) было зафиксировано изменение (от негативного к позитивному) отношения (особенно взрослой части слушателей, то есть врачей-преподавателей и врачей-исследователей) слушателей к содержанию семинара данного семинара. Если в ответах первоначальной анкеты доминировали мнения: А зачем нам знать о культах и сектах, это не имеет отношение к нашей профессии, где здесь медицина и мед. образование, зачем Вы нас здесь собрали ? То после завершения семинара стали доминировать другие мнения в повторной анкете и выступления с мест: как важно именно в такой связке (медицина, богословие) давать информацию об этом явлении и нам, как преподавателям-медикам и нашим студентам — будущим врачам. Сам семинар состоял их следующих информационных элементов: психофизиологические особенности состояния и поведения людей, находящихся в психокультовой зависимости; богословских аспекты проблемы; психиатрия и секты; просмотр и обсуждение видео-сюжетов по проблеме сект и культов; общая дискуссия. Уже после указанного выше разового семинара некоторые коллеги – врачи сообщали автору, что теперь им гораздо легче давать пояснения и профессионально обоснованные советы своим знакомым пациентам и членам их семей по поводу различных рекламируемых в СМИ сектантских по сути методов «духовного и физического» оздоровления, лечения.
Таким образом, по нашему мнению, была решена главная задача, которую мы перед собой поставили: подвести слушателей к самостоятельному пониманию очевидности православного по сути решения этой проблемы, в гармонической связке телесного, духовного и душевного аспектов. В результате проведения семинара выяснилось, что у врачей, к которым могут обращаться за консультацией (например, по поводу рекламируемой в СМИ программе «Нарконон» для лечения наркозависимости) или за помощью родственники жертв сект и культов (например, коммерческих или псевдомедицинских культов) не хватает не только религиозно-богословских знаний (что априори было очевидно и на чем часто паразитирую современные «гуру»), но и специальных медико-психологических, медико-физиологических, медико-социальных знаний. Официальных специальных блоков учебных программ ( для врачей-психологов, психиатров, врачей общей практики и т.д.) по этим проблемам нет. Нет таких программ и для специалистов в области судебной психиатрии. Ни для кого не секрет, что у нас отсутствует официальная и общедоступная судебно-психиатрическая экспертиза, которая позволила бы защитить имущественные права, честь и достоинство, здоровье людей, попавших в зависимость от сект или привлечь к уголовно-правовой ответственности их организаторов за преступное использование методов психо-воздействия.
Откровением для многих участников проведенного учебного семинара стала научная информация о механизмах негативного действии на психическую сферу человека различных модных ныне «духовных практик» с применением медитаций ( по ОШО, Махариши, холотропного дыхания). Откровением для профессионалов-медиков стала также информация об отсутствии научно-обоснованных данных об эффективности и полезности так называемых методик очистки программы «Нарконон», рекламирумых в некоторыми СМИ Украины (например, [8]) , о замаскированной связи этой программы с сайентологической псевдо-религиозной сектанской концепцией . А как, например, врачу-специалисту без такой специальной (научной и богословской) подготовки противостоять гремучей смеси квази-науки и псевдо-религиозных измышлениям печально-известного Григория Грабового, который создал свою секту и продвигает свое «учение о воскрешение мертвых » на территории СНГ. Эти примеры можно и далее продолжить.
В заключение необходимо обратить внимание на следующее: Мы сегодня много говорим о необходимости реформы высшего мед. образования, о его совершенствовании по европейским стандартам, о реализации идей Болонского процесса. Но при этом часто забываем, что все это необходимо соизмерять с реальными, а не надуманными вызовами современности, с использованием нашего духовного-православного потенциала. Использование этого потенциала в медико-социальной и медико-образовательной сфере сможет защитить наше общество от негативных влияний неокультов. И это будет реальным вкладом в развитие отечественной высшей медицинской школы и практической медицины. И вновь очень уместны и актуальны слова, сказанные тогда еще митрополитом Кириллом ( а ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси): «… Сегодня, я думаю, мы все, и в первую очередь, богословы в союзе со светскими учеными, должны работать для того, чтобы выработать совместный адекватный ответ, который будет адресован не только работниками науки и медицины, но также пациентам и их близким, всем проницательным и социально ответственным людям…..», [3].
Думаю, что для обозначенной в докладе проблемы это и есть ответ на один из «вызовов» современности.
Литература:
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт системного исследования – Нижний Новгород: изд-во «Христианская библиотека», 2007 — 813 с.
Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слова. Проповеди. Выступления. – К.: изд-во Киево-Печерской Лавры, 2009. — 104 с.
Православие и проблемы биоэтики.- М.: ООО «Форма Т», 2009. – 144 с., с.5 -14.
Ильин И.А. Путь к очевидности. Сочинения – М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 912 с., с. 671- 846.
Силуянова И.В. Избранные. О призвании врача – М.: изд-во ООО «Форма Т», 2008. – 256 с.

http://www.umj.com.ua/ukr/archive/73/1520.html

http://psychiatry.org.ua/medical/paper106.htm

http://www.2000.net.ua/c/62310