Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.11.2009. КИЕВ. Митрополит Агафангел принял участие в работе Международной конференции

19 ноября митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, принял участие в международной конференции «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени», которая состоялась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины в Киево-Печерской Лавре.
После приветственного слова Предстоятеля Украинской Православной Церкви с докладом «Проблемы православия на постсоветском пространстве» выступил митрополит Агафангел. Он подчеркнул, что «мы собрались сегодня вместе, чтобы, с радостью в сердце, вспоминая исторический Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на украинскую землю, обсудить важнейшие проблемы церковной и общественной жизни, обозначенные Его Святейшеством и имеющие сегодня особую актуальность.
Среди таких проблем, безусловно, одно из первых мест занимает непростой вопрос церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви».
Далее владыка отметил, что «история Православия в Украине за последние 17 лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Украинской Православной Церкви.
Можно сказать, что этот небольшой исторический период времени определил как судьбу Православия в Украине на рубеже веков и на последующие десятилетия, так и основные тенденции развития церковно-государственных и межцерковных отношений в Украине».
По мнению владыки «канонической территорией Русской Православной Церковью со времен Крещения Руси является территория Святой Руси, Русского Мира, ядром которого, как справедливо отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл являются современные Россия, Украина, Белоруссия, Молдова. Наша Церковь сегодня, с одной стороны, постоянно заявляет об уважении к сложившимся государственным границам и суверенитету каждой из окормляемых стран. С другой стороны, Церковь не может не хранить и не возрождать бездумно попранное политиками в силу сиюминутных политических интересов и личной выгоды священное, богозаповеданное духовное, историческое, культурное и народное единство стран Русского Мира.
Именно последний аспект миссии Русской Православной Церкви вызывает особое раздражение у националистических политиков на Украине, пытающихся не только разорвать единство народов Украины и России, поссорить их между собою, но и разорвать нешвенный хитон церковный, расчленить вековую духовную основу бытия наших народов — Русскую Православную Церковь, навязать народу Божию противоречащий его Богоустремленному вектору развития разрыв, под видом грубого раскола (филаретовство, «уапц»), или в соблазнительной словесной упаковке так называемой «канонической автокефалии», «единой украинской поместной церкви» и т. п.»
С тревогой митрополит Агафангел подчеркнул, что «действия националистических политиков становятся все более агрессивными. С одной стороны, они усиливают травлю поборников церковного единства. В последнее время мы видим, как в контролируемых лидерами государства средствах массовой информации идет шельмование тех иерархов и священнослужителей канонической Церкви, которые имеют мужество открыто заявлять свою гражданскую позицию, выступать на защиту святой православной веры и народа Божия. Идет и кампания по дискредитации Церкви как таковой, распространение клеветы и грязных инсинуаций вокруг тех достаточно небольших пожертвований, которые собираются Церковью, без всякой помощи от государства (в отличие от той же Европы) для строительства и благоукрашения Божиих храмов и святых обителей, для осуществления социального и благотворительного служения. Вся эта травля имеет не спорадический, но направленный и жестко регламентируемый характер.
С другой стороны, те же националистические государственные деятели не стесняются делать ставку на внутрицерковные группы, исподволь продавливающие идею автокефалии или уравнения Святой Церкви и раскола, Христа и велиара, света и тьмы. Выступая с политическими заявлениями на сугубо церковные темы, такие деятели открыто указывают, как именно и с кем нам нужно вести переговоры, каковой должна быть цель переговоров, какие решения на таких переговорах должны приниматься. К сожалению, под давлением политиков, и внутри Украинской Православной Церкви звучат все более смелеющие голоса о необходимости титуловать раскольников, лишенных сана и преданных анафеме, церковными титулами, проводить совместные богословские конференции, избегать «взаимной» критики, что является попыткой заставить замолчать тех, кто говорит правду о гибельной и дьявольской природе раскола. Да и употребление вот этого словечка – «взаимной», используется для создания некоей иллюзии «взаимности», связанности, якобы, существующих между Святой Церковью и раскольниками, что само по себе является грубейшим догматическим, каноническим и безнравственным искажением.
Наконец, нельзя не сказать о попытках привлечения высшим государственным руководством Украины внешнего фактора — Константинопольского Патриархата, неоправданно претендующего на «вселенский» статус, с целью расчленения при его помощи единого Русского Православия. Пользуясь искусственно поддерживаемой некомпетентностью основной массы населения нашей страны в церковных вопросах (путем запрещения преподавания основ православной культуры в школах и вузах), эти правители пытаются навязать простому народу образ Константинопольского патриарха, как некоего православного «вселенского» папы, возглавляющего, якобы, всю Православную Церковь».
Вспоминая о минувшем визите в Украину Святейшего патриарха, Владыка сказал, что «миллионы православных украинцев встречали уже в этом году преемника Патриарха Алексия — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С триумфом прошел Первосвятитель нашей Церкви по своей, а не чужой для него земле, и постоянно вокруг него живое море народа Божия со слезами радости скандировало: «Наш Патриарх Кирилл!». Неординарные, мудрые и растворенные любовью Христовой проповеди и выступления Его Святейшества по общенациональному телевидению, собравшие у экранов невиданные на Украине аудитории, растопили оледенелые сердца и открыли многим глаза на Истину, которую несет миру Святая Православная Церковь.
Но сегодня нам нельзя жить только памятью о прекрасных днях визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину. Этот визит мы должны рассматривать, скорее, как вдохновенный призыв к действию и борьбе за святое дело Церковного Единства сегодня. Тем более, что недоброжелатели этого единства не оставляют своих попыток вновь и вновь его подорвать. Мы опять видим приезды различных эмиссаров с берегов Босфора, опять слышим не остающиеся без ответа призывы раскольников за помощью в Стамбул.
Все более муссируется тема открытия подворья Константинопольского Патриархата в Киеве, естественно, без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина. Различные фанариотские богословы дают все более развязные интервью в украинских изданиях, в которых пытаются навязать украинскому народу ересь «восточного папизма», позволяют себе попытки дискредитировать действия нашего священноначалия в глазах нашей же паствы, грубо вмешиваются во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви».
Отвечая на актуальный вопрос: «Что же мы можем противопоставить напору тех сил, которые пытаются поссорить сегодня народы Святой Руси?» митрополит Агафангел подчеркнул, что нужно «твердо и нерушимо стоять в единстве Церковном, и неуклонно свидетельствовать об этом единстве как перед народом Божиим, так и перед теми, кто пытается расколоть нас.
Мы ни на шаг не должны отходить от духа и буквы богодухновенных церковных канонов, делая все возможное для ликвидации раскола на Украине, но не путем компромиссов, а путем спасительного призыва пребывающих в пагубном расколе к покаянию и смиренному возвращению в спасительное лоно Русской Православной Церкви без всяких предварительных «требований» или «условий».
Мы, церковные иерархи, духовенство, безусловно, должны быть требовательными и к себе, а это значит, что мы обязаны активизировать миссию, катехизаторскую, просветительскую и социальную работу. Мы должны донести до каждого жителя Украины, что Православие — это не отвлеченное понятие, о котором хорошо поговорить на конференциях или на досуге. Православие — это жизнь во Христе, реальное и регулярное участие в жизни Церкви, которую Господь стяжал Кровию Своею, биение пульса души, без которого нет и не может быть жизни ни отдельного человека, считающего себя православным, ни целого общества и государства, являющегося частью Православного Русского Мира».
В работе конференции приняли участие видные общественные и религиозные деятели из различных стран – России, Белоруссии, Польши и др., среди которых были депутаты Верховной Рады Димитрий Табачник и Польского сейма Евгений Чиквин.
По благословению Владыки митрополита от Одесской епархии в работе конференции приняли участие секретарь епархии протоиерей Андрей Новиков и настоятельница Свято-Архангело-Михайловского Одесского женского монастыря игумения Серафима.
«Одесса православная»