СЕРГЕЙ ГЕРУК. ВЕРНЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ. Ко дню Тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Владимира
Когда-то восьмилетний мальчик переступил сельский храм и навсегда остался в стенах Церкви Христовой – служить Богу и людям.
Ко дню Тезоименитства
Блаженнейшего Митрополита Владимира
Когда новый Предстоятель Украинской Православной Церкви в июне 1992 года ступил на бурлящий людьми перрон Киевского вокзала, на вопросы толпившихся журналистов спокойно ответил: «Я вернулся на родную землю, чтобы служить Богу и людям…»
С тех пор прошло более 17-ти лет. Позади остались огромные испытания, выпавшие на украинское православие и ее Предстоятеля. Архивы, научные работы, документальные фильмы, книги, посвященные Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, открывают перед нами страницы новейшей истории Церкви, составляют яркое полотно, в котором образ Предстоятеля без приукрашений представляет фигуру уникальную, истинного сына украинской державы, безукоризненный авторитет которого признан во многих ведущих державах мира.
Когда Блаженнейший Владимир приезжает в Иерусалим, или на Афон, в европейские или американские страны, его везде встречает паства, как любимого архиерея, молитвенника за весь мир. Не случайно его именем названа звезда, не случайно ему присвоено звание «Выдающегося человека ХХ века», не случайно его богословские труды высоко оценены в ведущих университетах и академиях мира, не случайно его имя возносится ежедневно в тысячах храмов и монастырей Украинской Православной Церкви.
Истории еще предстоит изучить и оценить наследие Блаженнейшего Владимира в его многотомных трудах, и его жизнь и деятельность в повседневных буднях. Их длинная череда составляет месяцы и годы, а годы – многие десятилетия. Когда-то давно восьмилетний мальчик Виктор Сабодан из живописного села Марковцы, что на Хмельниччине, переступил сельский храм и навсегда остался в стенах Церкви Христовой – служить Богу и людям. Биографические страницы жизни и деятельности Предстоятеля хорошо известны современному православному читателю.
И все же полувековой период священнического служения и сорокалетие в архиерейском сане не могут не удивлять, давая понять, что Церковь и ее Господь Спаситель удивительным образом преображают душу верующего человека. В одном из своих трудов Блаженнейший Митрополит Владимир писал: «Свойство Церкви — в ее святости – в ее Главе – Богочеловеке. Он – «лоза истинная, а мы – «ветви» Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и мы, если не будем соединены органическим единством жизни с Господом Иисусом Христом, а в Нем – и с Богом Отцом, и Святым Духом. Все христиане призваны к святости и богоуподоблению (Ин. 15,1-6, Мф.5, 48)».
* * *
Верующие знают, сколь благодатно общение с истинными пастырями Христовыми. Ибо, через таинство священства, и особо — через архиерейскую хиротонию, человеку преподносятся благодатные дары Святого Духа, которые по евангельскому учению в ценности своей ни с чем не сравнимы на земле. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33)». И именно благодать, не раз напоминал Митрополит Владимир в проповедях, врачует всего человека, свидетельствует о той радости, которая ожидает праведную душу за гробом в блаженной вечности.
Испытав эту радость в детском и юном возрасте, будущий митрополит Киевский и всея Украины понял, что не может променять ее ни на какие утехи этого бренного мира. Мало того, он принимает в молодые годы, когда большинство его современников вступали на путь брачной жизни, обеты безбрачия, а затем и монашества. И, снова-таки, как поучают святые отцы, этот шаг не возможен был без благодати Божией и особого призвания. Непроизвольно пришли на память штрихи к портрету Алеши Карамазова из великого романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», где писатель описывает мотивы, побудившие главного героя поступить в монастырь. «… вступил он (Алеша – авт.) на эту дорогу потому только, что в то время она одна его поразила и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его. …Задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и Бог существуют, то сейчас же, естественно, сказал себе: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю. Сказано: «Раздай все и иди за Мной, если хочешь быть совершенен». Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне».
Видимо, и у Виктора Сабодана были подобные мысли, может не такие пылкие, как у героя Достоевского, но не менее благородные, а может быть, и более глубокие. Ибо, и по воспоминаниям его соучеников, да и глядя на фотографии молодого студента-академиста, юного богослова, а затем преподавателя, ректора, наконец, архиепископа и митрополита, понимаешь, сколь глубок он в своих думах, каких вершин богословских мыслей и рассуждений касался его пытливый разум. Именно там, в богословских школах Одессы, Москвы и Питера формировались архиерейский ум и сознание, его святительская мудрость.
* * *
Посвятив себя без остатка служению Церкви Христовой, он пишет богословские труды, которые одновременно и просты, и поразительно глубоки. Не случайно его главный богословский труд «Экклезиология в отечественном богословии» стал темой магистерской диссертации, раскрыл современному миру взгляд на природу Церкви, ее сущность, основные принципы церковного бытия и жизненного значения Церкви для всего человечества. В то время, когда атеистическая держава навязывала современному обществу бутафорные идеалы «светлого будущего», наши богословы писали о непреходящих ценностях жизни человеческой, о ее главных божественных идеалах. И в ряду выдающихся мыслителей современности стал Митрополит Владимир.
«С того дня, когда Иерусалимская горница с находящимися в ней апостолами осветилась огнями сошедшего Духа, таинственно и незримо совершается в жизни Церкви нескончаемая Пятидесятница, и это Чудо Божие на земле должно быть ведомо нашей вере через Церковь», — поэтически точным языком звучат первые абзацы его магистерской монографии. И далее: «Церковь есть величайшее явление во всемирной истории. Церковь – сердце мира, сердце Вселенной, поскольку Господь Церкви – Господь и этого мира».
* * *
Думается, не случайно в мае 1992 года на историческом Харьковском соборе Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран именно Митрополит Владимир (Сабодан). Церковь в то время переживала величайший кризис, связанный с расколом, с антицерковными действиями бывшего митрополита Филарета. Его тоталитарные методы управления Церковью, репрессивный нажим на духовенство, и особенно – на украинских архиереев, а также личные грубые нравственные нарушения не могли не быть замечены паствой, не вызвать естественного протеста. И хотя Филарет всячески маскировал свои амбициозные желания стать патриархом Московским и всея Руси после кончины Святейшего Пимена (Зверкова +1990), Господь судил иначе: на Архиерейском соборе в Москве на патриарший престол был избран митрополит Алексий (Ридигер +2008). Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) также был выдвинут на эту высокую церковную должность и ему было отдано значительно больше голосов, чем Филарету, вышедшему из кандидатов после первого тура. Лишь 18-ю голосами Митрополит Владимир уступил будущему Патриарху Алексию II.
Все это повергло Филарета в великое уныние и ярость. И тогда, очевидно, у него и созрел план, как достичь патриаршего куколя: раз не в Москве, то в Киеве, где и высокие мужи из ЦК КПУ, и руководство КГБ Украины, а затем, после распада Союза – Президент Украины и премьер-министр — были с ним на короткой ноге. «Да и кто посмеет мне возражать!» — не раз восклицал он. В тишине кабинета на Пушкинской, 36 он составлял обращения Священного Синода УПЦ, воззвания к новоизбранному Святейшему Алексию II, к Священному Синоду РПЦ с единственным требованием: предоставить немедленно полную автокефалию Украинской Православной Церкви. В пылу карьерного помрачения не понимая, какую беду накликает он на Украину искусственным лоббированием этого сложного вопроса. Однако подписи под коварными воззваниями, как искусно и «аргументировано» они не были составлены, поставили не все архиереи УПЦ. Епископы Алипий, Онуфрий, Сергий отказались от такого коварного шага. Ярости Филарета не было предела. Лишив сана перед этим молодого епископа Ионафана «за непослушание Церкви» (а точнее – ему лично), Филарет был уверен, что никто из епископата УПЦ не дерзнет ему перечить. Но волей Божией уже был сделан первый шаг очищения Церкви от скверны злоупотреблений и диктатуры. По сути, шаг, проделанный тремя украинскими епископами, вскрыл многолетнее заболевание в украинском экзархате, несколько десятилетий возглавляемом Филаретом, будущим лжепатриархом. Начался бурный процесс освобождения Церкви от тоталитарного прошлого.
Но ярость врагов Церкви, ставших на сторону Филарета, лишь усугубилась. Погромы и захваты православных храмов до пролития крови при тотальной поддержке власть придержавших чиновников, вплоть до Кабмина, Верховной Рады и первого президента Украины, который рьяно поддержал раскольников и огласил Харьковский собор незаконным, что являлось грубейшим нарушением Конституции. Полная информационная блокада, юридический произвол, бандитские нападения на соборы и храмы бойцами УНА-УНСО, разбойничье вооруженное нападение на Киево-Печерскую лавру весной 1992 года – все это поставило каноническое Православие в условие безбожных гонений.
Но у Украинской Православной Церкви был уже новый Предстоятель – Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), который с первых дней прибытия на Киевскую кафедру повел церковный корабль в невероятно сложных политических условиях. Украина была на грани религиозной войны. Однако как не была накалена обстановка, милостью Божией, заступничеством великого равноапостольного князя Владимира, угодников Киево-Печерских и мудрым водительством Предстоятеля Церковь выстояла. И не только выстояла. Ныне Украинская Православная Церковь занимает ведущее место в мире по количественному составу приходов, монастырей, духовных школ, священства, епархий. Она пользуется наивысшим доверием граждан Украины. И как неоднократно отмечалось и в средствах массой информации, и с трибун конференций, юбилейных всеукраинских торжеств – в этом особая заслуга Блаженнейшего Митрополита Владимира.
В день тезоименитства нашего всеукраинского Пастыря хочется пожелать ему многая и благая лета. Испола эти деспота, дорогой Владыка Владимир!
Сергей Герук