Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

31.08.2009. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Состоялся круглый стол по вопросу необходимости введения уроков православной культуры в общеобразовательных школах

В настоящее время в украинском обществе существует две основных точки зрения на вопрос о необходимости внедрения в школах уроков Православия.
Первая. Представители церкви и религиозных общественных организаций считают необходимым введение религиозного образования в школах. Многие утверждают, что только религия может «исправить нравы» современной молодежи, живущей в опасное время вседозволенности и восстановить авторитет семейных ценностей. Сторонники всеобщего внедрения православного образования желают государственной поддержки религиозных образовательных программ.
В свою очередь защитники принципа светского характера государственной и муниципальной общеобразовательной школы вовсе не являются противниками Православной Церкви вообще и религиозного образования в частности. Однако они считают, что светскость образования — один из аспектов свободы совести, неразрывно связанный с правом каждого родителя обучать и воспитывать ребенка в соответствии с собственным мировоззрением. Это вторая точка зрения.
Кто прав? Ответ на этот вопрос попытались дать участники круглого стола «Нужно ли вводить уроки Православной культуры в общеобразовательных школах?», который состоялся 21 августа в информационном агентстве «Время».
Во встрече с общественностью города и представителями региональных СМИ приняли участие представители духовенства Днепропетровской епархии, чиновники, а также педагоги вузов и гимназий города. На круглом столе Днепропетровскую епархию представляли: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Ярослав Денека; руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Днепропетровской епархии протоиерей Сергей Резников и заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии Елена Георгиевна Рогова.
Государственную систему образования представляли: заместитель мэра города по вопросам образования и науки Елена Валентиновна Лозенко, директор Днепропетровской гимназии № 136 Валерий Борисович Письменный и преподаватель факультета правоведения Днепропетровского университета внутренних дел кандидат философских наук Юрий Алексеевич Нарижный.
В своем выступлении митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней подчеркнул, что уроки православной культуры помогут молодым людям правильно определиться с жизненными ориентирами: «Я думаю, что вводить уроки духовного образования, конечно, надо. Этот вопрос давно назрел, потому что родители на встречах в епархиальном управлении очень часто его поднимают. Духовное образование в современном мире – это не новость. В каждой стране такое образование имеется. Естественно, в каждой стране есть конфессия, которая является, можно сказать, ведущей. Поэтому в каждой стране религиозное образование начинается с вероисповедания той конфессии, которая самая многочисленная. Это не значит, что ущемляются другие религии, ни в коем случае. Выпускник школы, на мой взгляд, должен иметь полное образование и знания о том, в какую жизнь он вступает, в какой религиозный мир и иметь толерантность, терпение, уважение к людям разного вероисповедания. Я думаю, что мы уже готовы к внедрению в общеобразовательных школах духовного образования, мы уже разработали свои программы обучения. Они являются ознакомительными. Мое мнение — все должно преподноситься детям культурно, лояльно, ни в коем случае, чтобы не было обидной критики, все должно быть по-человечески. Но, все-таки, православие, в котором мы родились, должно быть главным направлением в духовном образовании. И то, что сегодня правительство Украины дает нам добро на это – надо благодарить Бога, и поддерживать такое правительство, развивать программы духовного образования, и делать все, для того, чтобы дети знали, в каком мире они живут, знали свою веру и были знакомы с другими верами».
Власть областного центра соглашается с необходимостью в школьной программе наличия предметов с религиозной и нравственной направленностью. Но при этом они высказывают некоторые пожелания. Во-первых — методы преподавания на таких уроках должны быть толерантными, ведь только в Днепропетровске насчитывается более 200 религиозных общин, и навязывание своего мировоззрения не к чему доброму не приведет. Не менее важный мотив — качество образования.
«Накануне нового учебного года, вопрос, который мы обсуждаем сейчас, не менее важен, чем материальная подготовка школ, — сказала заместитель городского головы Днепропетровска по вопросам образования и науки Елена Лозенко. — Самым важным в учебных заведениях всегда был и остается вопрос качества обучения и качество нравственного подхода к воспитанию наших школьников. Нравственное воспитание тесно переплетается с духовным. Безусловно, это, прежде всего, воспитание отношения к добру и злу, формирование представлений о нормах поведения в обществе, об идеалах. Уже нескольких лет в наших школах преподается такой факультативный предмет, как основы христианской этики и основы православной культуры. Но преподается этот предмет в условиях светской школы. Это важно и я хотела бы это подчеркнуть. В общеобразовательной школе работа выстраивается в соответствии с Конституцией (статья 35) и двух законов Минобразования, которые подчеркивают светский характер школы. Светское образование – один из аспектов свободы совести, свободы выбора и каждый родитель, исходя из своего мировоззрения, определяет методы воспитания своего ребенка».
Также Елена Лозенко подтвердила, что в нынешнем учебном году, как и ранее, в Днепропетровских школах уроки духовного образования будут преподаваться в факультативной форме.
Свое мнение по этому вопросу высказал и директор гимназии № 136 Валерий Борисович Письменный: «Мы очень много потеряли за годы советской власти. И только сейчас мы поняли, что без церкви настоящего человека воспитать невозможно. Основывая гимназию в 1991-92 году, мы ввели предмет «Основы христианской морали» начиная с первого класса. Но вводить духовное образование в общеобразовательных школах нельзя вдруг, потому что кому-то этого захотелось. Это должна быть система, четкая система с 1-го по 12-й класс. Это очень важно. Только в этом случае мы, светская школа и церковь, добьемся необходимого результата в духовном воспитании детей».
Заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии, методист областного института последипломного образования Елена Георгиевна Рогова, отстаивая принцип необходимости введения в общеобразовательную школу предметов с религиозной и духовно-нравственной направленностью, сказала: «По сути дела, веру навязать невозможно. С точки зрения философии — это свобода выбора, а с точки зрения религии – это Дар Божий. То есть к вере не приходят классами, школами. К вере приходят одинокими путниками. Но дать человеку знания, на что и как опереться в критической жизненной ситуации, куда он может обратиться, как решить ту или иную жизненную проблему, где он может найти стержень своей собственной жизни может только духовное образование. У человека должна быть мощно развита не только горизонтальная составляющая в жизни – его обеспеченность, материальное состояние, но еще и вертикальная. Но об этой составляющей мы очень долгое время не помнили. И если ученик нашей школы, выйдя за порог своего учебного заведения, ни разу не задаст себе вопрос: «А в чем же смысл жизни?», то вряд ли он сможет стать хорошим человеком. Безусловно, духовное образование должно охватывать самый ранний возраст. Но это — добровольное желание родителей. Мы не должны нарушать ничьих конституционных прав и тех нормативных актов, которые действуют на сегодняшний день. Что касается подготовки учителей, то у нас уже есть вузы, где открыты теологические факультеты – это Острожская академия, Ужгородский университет. Подготовка кадров не делается в один день. Я считаю, что процесс внедрения духовного образования должен «вызревать» и быть здоровым, и каких-то кавалерийских атак в этом плане быть не должно».
Православная вера существует на нашей земле более 1020 лет — это вера наших предков. И чтобы будущее поколение не пренебрегало вековыми ценностями знакомить нашу молодежь с религией и культурой надо со школьной скамьи. Что же касается общеобразовательных программ, то в Днепропетровске на протяжении нескольких лет ученики средней школы изучают по заявлению родителей основы христианской этики. На добровольных основах — факультативно. Созданные по просьбе родителей, подобные уроки удачно дополняют школьную программу.

Диакон Георгий Скубак