Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

17.08.2009. КИЕВ. Конфликт в Китаево

Четыре столетия назад в этой живописной местности был монастырь, который изначально функционировал как скит Киево-Печерской Лавры. В советский период тут находились институт пчеловодства и биологической защиты растений, а также домики для проживания сотрудников института.

Именно вокруг одного из таких домов и разгорелся весь сыр-бор, о котором вот уже больше месяца активно сообщают СМИ.

Документальная предыстория:

Кабинет министров Украины издал распоряжение № 228 от 26 апреля 2002 г. «О передаче целостного имущественного комплекса Киевского государственного, научно-производственного комбинат в безоплатное пользование монастырю «Китаевский пустынный скит». В июле того же, 2002, года Министерство аграрной политики, в рамках выполнения указанного распоряжения, вместе с другим имуществом передало монастырю жилищный фонд комбината, несмотря на то, что там проживало 163 человека. В решении МинАПК эти дома были указаны и переданы монастырю по акту приема-передачи имущества как нежилые. Так возникла коллизия, которая не была урегулирована между монастырем и жителями дома по адресу ул. Китаевская, 35/2. Монахи неоднократно обращались к жителям тех домов, которые были переданы монастырю в пользование, с тем, чтобы как-то разрешить ситуацию, однако безуспешно. А уже осенью 2002 года распоряжением Голосеевского районного совета и райгосадминистрации в г.Киеве указанный жилишный фонд был принят в коммунальную собственность Голосеевского района.

История Калашникова:

Митинг местных жителей под стенами Свято-Троицкого Китаевского монастыря перерос в силовой захват жилого дома, занимаемого монахами. Объектом скандала стала квартира №1 по ул. Китаевской 32/5 Жители урочища Китаево и члены инициативной группы «Наше Китаево» обвиняют служителей монастыря в том, что в декабре прошлого года они силой выселили из квартиры законного владельца, 20-летнего сироту Александра Калашникова (его семья якобы занимала эту квартиру с 1953 года). Тогда на обращения Александра в милицию, к городским властям и в другие службы реакции никакой не последовало.

В монастыре же настаивают, что всю собственность они получали по закону, а действия жителей называют преступными. «Никаких документов в свою пользу при захвате помещения жители не предъявили», – говорит братия обители.

Хроника протестов:

23 июля возле Свято-Троицкого мужского монастыря состоялась акция протеста. Ее участники осудили незаконное силовое завладение представителями монастыря 25,5 га земли, которая находится в официальном землепользовании Киевской овощной фабрики. Согласно официальному заявлению о намерениях между фабрикой и Благотворительным фондом «Помощь одаренным детям», на этой территории должен был быть построен детский центр внешкольного досуга. Конфликт, который развивался больше года, перешел в решающую фазу, когда в мае представители монастыря при поддержке вооруженной охранной структуры захватили земельную собственность, завели туда тяжелую строительную технику и начали капитальные работы по возведению кирпичных заборов и фундаментов под неизвестные объекты. Из источников, информированных о планах монастырского руководства, стало известно, что на захваченных территориях строится автостоянка и обустраивается территория под кладбище (по действующим санитарно-гигиеническим нормам, кладбища там быть не может), на других участках планируют строить жилищные и хозяйственные объекты.

Со своей стороны, монахи и прихожане Китаевской обители протестуют против возведения центра на той земле, где расположено древнее монастырское кладбище. Протестующие со стороны фабрики уверены, что монастырь просто хочет захватить землю, чтобы построить на ней несколько жилых и хозяйственных объектов, а также обустроить на этой территории кладбище.

Где «зарыта собака» в Китаево? Как сообщают очевидцы событий, представители овощной фабрики действительно не понимают, почему монастырь так рьяно борется за территорию кладбища и возражает против строительства там развлекательного комплекса. Тот факт, что на кладбище совершались захоронения монахов и мирян еще с 1600 годов, чьи имена и сейчас поминаются в монастыре, по мнению представителей застройщика, несущественен. Новые хозяева спорной земельной территории хотят лично засвидетельствовать наличие захоронений, и если при строительстве будут найдены какие-то кости, то в этом случае, как они выразились, останки «вновь предадут земле».

Обращение в суд:

В июле 2009 года некоторые из жителей спорного дома получили повестки из Голосеевского районного суда г. Киева. Истец – Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь УПЦ. В исковом заявлении изложены требования об отселении Малиновского В., Гетьман Н., Гетьман О. и других из занимаемых ими помещений. Иск подписан наместником монастыря архимандритом Прохором (Костюченко В.Г.).
Жильцы дома, ставшего «яблоком раздора» между монахами и мирянами, надеются на то, что суд вынесет справедливое решение. Они уже обратились к Президенту Украины В.Ющенко с требованием защитить их право на жилье, гарантированного Основным Законом.
Кроме того, они обратились с просьбой на имя Премьер-министра Украины Ю.Тимошенко о создании правительственной комиссии для пересмотра и установления правомерности передачи имущества Киевского государственного научно-производственного комбината в безоплатное пользованию монастырю, в частности жилья вместе с проживающими в нем гражданами.

Тем временем архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь), побывав на минувшей неделе (10 августа) в Китаево и выслушав обе стороны конфликта, подготовил депутатский запрос в Киевсовет, с тем, чтобы гражданам, проживающим в спорном доме, было столичной властью выделено достойное жилье.

Надежды и ожидания:

«Мы расцениваем такие действия как беззаконие. При наличии документов нам говорят, что мы не имеем прав», — так прокомментировал ситуацию наместник монастыря архимандрит Прохор и добавил, что монастырь призывает представителей власти Украины вмешаться в ситуацию и, в конце концов, прекратить это бесчинство.

«Просим законным способом урегулировать этой многолетний конфликт, который нынче достиг крайней степени напряженности», – пишут в открытом письме органам власти Украины жители дома по ул. Китаевской, 32/5.
Нынче уже известно, что власти решили обеспечить более 80 семей, проживающих на земле, переданной правительственным распоряжением Свято-Троицкому монастырю, квартирами.

«Мы готовим документ, в котором будет четко оговорено, кто обеспечит людей квартирами: район или Кабмин, — сказал заместитель председателя Голосеевской РГА Николай Даневич. — Претензии монахов на это имущество законны. И в ближайшее время мы вопрос закроем. Нужно более 90 квартир».

Будут ли действительно предприняты властью – как исполнительной, так и судебной, и муниципальной – адекватные меры для разрешения земельного конфликта, покажет уже ближайшее время.

Справка:

В ХVІ столетии иноки Печерского монастыря основали в Китаевской пустыни отшельнический скит. В 1716 году здесь закончили строительство деревянной церкви преподобного Сергия Радонежского и келий. Однако в 1757 году эти постройки сгорели. Через два года Синод дал разрешение на строительство новой каменной церкви. Стараниями блюстителя Дальних пещер иеросхимонаха Тимофея в 1753—1767 годах на месте сгоревшей церкви была построена каменная — в честь Святой Троицы, с двумя приделами. Работами по возведению храма руководил известный зодчий — мастер украинского барокко Степан Ковнир (1695—1786). В 1829—1837 годах в 50 метрах от Троицкой церкви была сооружена надвратная каменная колокольня, на которой были установлены часы с боем. Высота ее достигала 22 саженей, а первый ярус колокольни имел вид широкого двухэтажного объема. Одновременно с колокольней в 1833 году были построены одноэтажные кирпичные корпуса братской трапезной с теплой церковью Двенадцати апостолов, кухней и несколькими келиями. На восток от Троицкой церкви, согласно проекту киевского епархиального архитектора Павла Спарро, в 1843—1844 годах возвели двухэтажный братский корпус. Еще через восемь лет с северо-западной стороны пустыни сооружены ворота и каменная ограда. Правда, в годы тоталитаризма Китаевский скит пребывал в запустении: в 30-х годах варварски разрушили колокольню, в 1950 году упали своды Троицкой церкви. И только спустя четыре десятилетия была проведена реставрация церкви и трапезной с келиями, после чего основные здания комплекса переданы Украинской Православной Церкви Московского патриархата. В течение 1993—1995 годов завершен ремонт комплекса храмовых построек, которые сейчас используются церковной общиной и основанным здесь монастырем «Китаевский пустынный скит».

В разное время в монастыре бывали Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Михаил Грушевский.. Эту обитель называют также «Киевским Афоном»
Алла ДМИТРУК