Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

29.07.2009. КИЕВ. Святейший Патриарх Кирилл обратился с речью к преподавателям и студентам КДАиС

«Ваше Блаженство, Ваше высокопреосвященство и преосвященства, братья и сестры, дамы и господа, представители СМИ. Я с глубокой благодарностью принял знаки и диплом доктора богословия прославленной Киевской духовной академии. Для меня академическая среда является моей родной средой. Десять лет я был ректором в то время Ленинградской духовной академии, преподавал, занимался научной работой. И вспоминая свой жизненный путь, могу сказать, что это были самые счастливые годы моей жизни.
Церковная академическая среда обладает совершенно уникальными характеристиками, которые способны воздействовать на формирование человеческой личности, так как может быть ни одна другая среда. С одной стороны школа это место интеллектуального поиска, это место где человек получает информацию, где на основе полученной информации создаются идеи, представления, образы, которые поднимают человека, возвышают его дух, формируют его сознание. Это замечательное время.
Я хотел бы обратиться ко всем студентам, которые сейчас меня слышат. Помните, что это действительно лучшее время в том смысле, что никаких других обязательств для человека, который учится практически нет. Есть только одно обязательство – работать над самим собой. Вся последующая жизнь будет связана с тем, чтобы тратить свои силы, тратить свою энергию, свои знания. Дай Бог, чтобы жизнь сложилась так, чтобы можно было восполнять эти внутренние силы, свою энергию. Но ведь бывает и так, что мы находимся в ситуации, когда и восполнять, то невозможно. Поэтому именно в студенческие годы формируется тот капитал, который работает всю жизнь, принося проценты. И, наверное, самое лучшее вложение, которое может сделать человек для себя это вложение в образование.
В наше время, которое называется информационным временем, информационной эпохой образование и информация становятся огромной силой воздействия на межличностные отношения. На общественные процессы. И потому Церковь соприкасаясь с временем своей земной стороной, с миром в первую очередь на стыке церковно – общественных и церковно – государственных отношений использует силу слова. Эта сила слова становится убедительной силой. Эта основа становится силой тогда, когда образованное общество проявляет интерес к этому слову. Вот почему нужно получать хорошее образование, постоянно работать над собой. И в этом смысле время проведенное в академии является совершенно особым по значению для человека.
Ну и второе измерение академической жизни это духовное состоявляющее. В университетах тоже ведь люди учатся. Но в духовной школе совершенно особое обучение. Потому что ведь в основе верующего человека лежит религиозный опыт. Можно прочитать многие книги, умные, полезные, но если у человека не сформировался свой собственный религиозный опыт, он не сможет быть эффективным в служении Церкви. Его слово не будет убедительным. Потому что священник, получив академическое образование, если не имеет собственного религиозного опыта, он будет говорить людям в проповедях чужие мысли. Он будет просто пересказывать то, что выучил и народ это чувствует. Самое сильное слово это то слово, которое преломляет, отражает внутренний, духовный мир человека, проповедника. Вот почему духовное воспитание в академии, семинарии чрезвычайно важно.
Я думаю, что на этом пути стоит много проблем у нас. Не только в Киевских школах, в других школах Русской Церкви. Сейчас нужно понять, что требуются какие-то новые подходы к современной молодежи приходящей в наши школы. Нужно максимально приблизить к ним нашу православную традицию, сделать ее понятной. А через внутренний религиозный опыт эта традиция должна стать живой для каждого кто учится в такой школе. Вот почему на равне с дисциплиной которая совершенно необходима в любом общежитии человеческом будь то школьные общежития или будь то государственное общежитие везде нужна дисциплина, везде нужны законы. Потому что если два человека живут в одной комнате, один любит спать с открытой форточкой, а другой с закрытой и если не будет закона регулирующего взаимоотношения, то даже этот дискомфорт может порождать конфликты. Но что говорить о более серьезных конфликтах. Поэтому я сторонник чтобы жизнь школы основывалась на конкретных законах, порядках, на правилах. И чтобы эти правила выполнялись. Но дисциплина регулирует лишь только внешнюю жизнь школы. А вот внутренне духовное становление с дисциплиной не связано. Дисциплина нам помогает нам всем вместе быть в одном коллективе. Решать задачи которые перед нами стоят каждому на своем месте. А вот созидание внутреннего человека требует совсем иных усилий. Я предаю огромное значение этому созиданию внутреннего человека. Мне кажется, что очень важно развивать в наших студентах тягу к литургической жизни. Чтобы студенты наши близко к сердцу не только умом воспринимали то, что происходит в храме. Литургическая жизнь должна стать для человека неотъемлемой частью его жизни и очень сильной потребностью. В первую очередь это должно касаться Святой Евхаристии.
Мне кажется, что духовническая робота, исповедь, причастие Святых Христовых Таин — это то, что должно быть в центре нашей духовной жизни академической. Поэтому возрастает во много крат сегодня требование, которое нужно сегодня предъявлять духовникам.
Духовники, в духовных школах должны понимать молодежь, должны отвечать им сердечной, отеческой любовью. Если духовник вовлекаясь в внутреннюю жизнь студента или воспитанника становится путеводителем, наставником для него, то такой контакт духовника со студентом во многом определит духовный строй жизни этого студента. Поэтому духовническая работа, активная литургическая жизнь это то что должно быть в центре нашего академического бытия. И вот тогда спрягая интеллектуальное с духовным мы можем иметь замечательные явления современного. мыслящего образованного человека с сильным внутренним религиозным опытом. Я думаю, что для Церкви вступившей в XXI век, Церкви, которая несет коллосальную ответственность за духовную жизнь народа необходимо иметь таких пастырей».