Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Диакон Георгий Скубак. Всеукраинская премьера «Страстей по Матфею»

Накануне Страстной Седмицы Центр православной культуры «Лествица» совместно с Днепропетровским областным советом представил благосклонному вниманию любителей классической музыки очередную, восьмую по счёту, встречу на «Острове классики». На этот раз в Академическом театре русской драмы им. М. Горького прозвучало музыкальное произведение для хора и оркестра «Страсти по Матфею» композитора Илариона (Алфеева), бывшего епископа Венского и Австрийского. Масштаб концерта — и в духовном, и во временном смысле — велик и знаменателен. В первую очередь грандиозностью темы — Страсти Христовы, а во-вторых — это крупное произведение для хора, оркестра и солистов впервые было исполнено в Украине. Всеукраинская премьера состоялась по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея.
Мировые и европейские премьеры уже прошли в Америке, Канаде, Австралии, Италии и Москве. 8 апреля состоялась венгерская премьера произведения в Будапеште. Пришла очередь и Украине познакомиться «вживую» со «Страстями по Матфею» епископа Илариона. И особенно приятно, что именно Днепропетровск стал первым городом в Украине, который взял на себя труд и ответственность за премьерное исполнение этого непростого произведения.
«Страсти» были исполнены объединённым хором Спасо-Преображенского кафедрального собора и Днепропетровской областной филармонии (хормейстеры Ольга Пучкова и дьякон Вячеслав Марцинков) и камерным составом Академического симфонического оркестра Днепропетровской областной филармонии. Солисты: Игорь Сахно – Евангелист, Алёна Бокач – сопрано, Светлана Сошнева – меццо сопрано, Игорь Чернявский – тенор.
В своем интервью после концерта главный дирижер Академического симфонического оркестра областной филармонии, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук поделилась своими переживаниями: «Я очень серьезно, с большой ответственностью отношусь к сегодняшнему событию, к сегодняшней премьере в Украине произведения владыки Илариона. Я знаю, что весь мир, в частности многие европейские государства, уже имели честь его услышать. Тем особенно интересно сегодняшнее событие, что мы имеем честь исполнить эти «Страсти по Матфею», именно православные. Очень сложная задача, поскольку масштаб события вселенский. Разумеется, мы может только какой-то отблеск, отпечаток далекий изложить того, что произошло тогда и с тех пор происходит каждый раз в душах людей. Это наша попытка сопереживать, соучаствовать, молиться и переживать Страстную неделю и ожидать Пасхи Господней».
Монументальное произведение состояло из 48 номеров общей продолжительностью более 2 часов. Речитатив Евангелиста чередовался с исполнением а капелла и инструментальными номерами. Это музыка, рожденная из внутренней тишины, наступающей к началу Страстной седмицы. И когда музыка умолкает, звучат священные слова Евангелия о последних днях жизни Христа, которые невозможно слушать без трепета…
На премьеру приехали слушатели со всей Украины: Львова, Киева, Полтавы, Харькова и Крыма. Присутствовал митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, священнослужители, представители областной администрации и областного совета, деятели искусства и культуры, многие известные представители православной общественности. Сам автор произведения при всём желании не смог приехать на концерт. Он искренне сожалел об этом, но недавнее новое назначение на должность председателя ОВЦС не позволяет ему отлучиться от неотложных дел.
Перед концертом со сцены к зрителям со святительским словом обратился митрополит Ириней. Владыка, призывая Божье благословение, пожелал, чтобы участники и свидетели всеукраинской премьеры этого произведения стали сопричастны той высокой теме, которой посвящена наша встреча — страданиям Христа и Его искупительной жертве за весь человеческий род. Также днепропетровский архиерей выразил надежду, что музыкальное произведение, написанное епископом Иларионом, которое прозвучит в период, когда Церковь готовится к Страстной седмице, поможет верующим глубже пережить спасительный подвиг Господа Иисуса Христа и радостно встретить день Его Светлого Воскресения.
Музыкальное произведение для хора и оркестра «Страсти по Матфею» имеют свою уникальную историю. Об этом зрителю со сцены поведал неизменный ведущий концертов «Место встречи — Остров классики» бакалавр теологии из Москвы Иван Дяченко. Оказывается, что уже в IV столетии вошло в традицию читать в церквах евангельское повествование о Страстях Господа, Его Распятии и погребении. А вот в XIII веке на Западе эти чтения приобретают некий театральный элемент. Эти повествования начали распределяться, так сказать, «по ролям». Один из священнослужителей пел партию рассказчика (евангелиста), другой — слова Спасителя, еще несколько — слова остальных персонажей, хор был гласом народа. В начале XVI столетия историю «Страстей» насыщают ариями, канонами, фугами, добавляют музыкальные инструменты. Жанр развивается и перерастает в музыкальную драму. К концу XVII века жанр «Страстей» переживает упадок и, наверное, под натиском оперы совсем бы вымер, но явился Иоганн Себастьян Бах. «Страсти по Матфею» Баха — самые грандиозные и, пожалуй, самые глубокие из когда-либо написанных «Страстей». Ничто созданное ни до, ни после в этом жанре не может сравниться с шедеврами Баха.
И нужно было обладать смелостью, мудростью и, конечно, глубокими знаниями, чтобы не побояться представить на суд мировой общественности новое произведение, новые «Страсти по Матфею». Именно это сделал в 2007 году православный архиерей, в то время епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).
Мировая премьера «Страстей по Матфею» епископа Илариона, состоявшаяся два года назад в Москве, всколыхнула как церковную, так и музыкальную общественность. Событие почти небывалое: священнослужитель, архиерей, написал музыку не для пения на клиросе, а для исполнения в концертном зале. Надо отметить и то, что в истории всей русской музыки отечественные композиторы на протяжении последних двух веков не обращались к жанру страстей как крупной музыкальной форме. И сочинение владыки в этом смысле прокладывает новый путь. А в контексте европейской культуры тоже премьера — впервые в истории этого жанра музыки страсти Христовы передаются сообразно православной традиции. То есть так, что в рассказе о Страстях Господних отсутствует натурализм, театральность, «страдания» потрясают не своим описанием физических мук, а духовным смыслом, когда на первый план сокровенно проступает грядущее Воскресение из мертвых.
Критикам, желающим пожурить композитора за отголоски в его произведении баховского стиля, — не стоит ломать копья. Владыка Иларион сделал это сознательно. Недаром он взял то же название «Страсти по Матфею», тем самым открыто подчёркивая источник, откуда он черпал музыкальное вдохновение. Но никакой стилизации «под Баха» не получилось. Рождаясь из сердца русского православного человека, произведение насыщено многовековыми традициями русской церковной музыки, в нём одновременно присутствует стилистика композиторского письма близкая и Шостаковичу, и Прокофьеву.
Так, внешне опираясь на западноевропейские формы, владыка всё равно мыслит как русский композитор и православный богослов. «Мне хотелось перенести в концертный зал атмосферу Службы двенадцати Евангелий, совершаемой в канун Великой Пятницы», – говорил в интервью композитор-епископ. И, как результат, случилось следующее. Церковный человек узнаёт в этом произведении знакомое богослужение родной церкви, но звучащее по новому, а западный человек через привычные для него музыкальные формы знакомится с совершенно иным для него православным пониманием Страстей Спасителя. И показательно, что исполнение «Страстей по Матфею» епископа Илариона в Европе, в Америке, в Австралии было отмечено невероятным успехом.
На премьерном концерте в Днепропетровске в зале стояла удивительная, глубокая, напряженная, молитвенная тишина. А ведь далеко не все присутствовавшие были православными христианами, были и светские люди, и люди, вообще ничего не знающие о вере Христовой, но все они соприкоснулись с духовностью Православия. Можно с уверенностью сказать, что духовные переживания, вызванные прекрасной музыкой и прекрасным исполнением, не оставили равнодушным никого. Люди не скрывают, что именно такие концерты помогают им найти дорогу к храму, свой путь ко Христу. Концерт закончился продолжительными овациями.
Режиссер этого музыкального проекта заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко сказал: «Мы благодарны композитору этого произведения владыке Илариону Алфееву за то, что он не возражал, чтобы произведение «Страсти по Матфею» прозвучали в музыкальном проекте «Место встречи – Остров классики». Нам приятно, что всеукраинская премьера состоялась именно в Днепропетровске. И хочется напомнить одно изречение: может, оно с юмором, но в этом есть доля правды. Днепропетровск не первый город, но и не второй в Украине. У нас люди тепло принимают, они умеют ценить настоящее искусство, и эти бурные аплодисменты – свидетельство тому».