Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.06.2009. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Доцент кафедры истории Украины Днепропетровского национального университета Татьяна Литвинова: «Наш город никогда официально не назывался Сичеславом»

Казалось бы, принимать решение о переименовании города должны только его жители. Но власть имущие по-прежнему используют эту тему для привлечения к себе внимания. Сегодня нардепы-«бютовцы» заявляют о намерении очистить карту Украины от советских названий. В парламент внесен соответствующий законопроект. Закончить переименование они рассчитывают к 20-летию независимости страны. Согласно их планам, Днепропетровск будет переименован в Сичеслав (область, соответственно, в Сичеславскую). Днепропетровск не единственный в области город с «неблагозвучным» именем. Мы в одной компании с Днепродзержинском (по версии БЮТ – Каменск), Новомосковском (Самар), Орджоникидзе (Покровск) и Первомайским (Шахтерское). Чтобы выяснить, почему нас решили назвать Сичеславом и правомерно ли такое название, «Левый берег» побеседовал с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Украины Днепропетровского национального университета Татьяной Литвиновой.

— Что вы можете сказать о возможном переименовании Днепродзержинска, Орджоникидзе и Днепропетровска в Каменск, Покровск и Сичеслав?

— Историческое название Днепродзержинска – село Каменское, позже – Каменск. Это, по крайней мере, название, которое было у города достаточно долгое время. Неясно, по какому принципу депутаты выбирают названия: если по историческому, то Сичеслав здесь явно неуместен. Я не думаю, что даже ярые борцы за удревнение истории города хотели бы видеть название Сичеслав.

— Почему нам предлагают имено Сичеслав?

— В принципе, наш город официально никогда Сичеславом не назывался. В 1919 году Украина переживала бурный и драматический период. Наш город тогда переходил из рук в руки несколько раз: то к белым, то к красным, то к Махно, менялись политические режимы. Был момент, когда в Днепропетровске установилась власть Директории (Украинская Народная Республика) – это был очень короткий период. И город представители некоторых общественных организаций стали называть Сичеславом, но официально это никем нигде не было утверждено.

— Если говорить о возвращении исторических названий, то любому горожанину на ум естественно приходит Екатеринослав. Насколько, по-вашему, возможно такое переименование?

— Нам в случае реального переименования надо искать компромисс, и вряд ли получится вернуть название Екатеринослав. В нашем городе, как, может быть, ни в каком другом, ситуация сложная и неоднозначная, потому что у нас очень неоднородная городская община – впрочем, общины как таковой у нас нет. Вернуть историческое название, Екатеринослав, откажется украинско-ориентированная часть горожан, потому что они воспринимают Екатерину ІІ как императрицу, ликвидировавшую Запорожскую Сечь. Также Екатерине припоминают то, что она вновь ввела крепостное право на украинских землях, после того как его больше столетия не было – после Хмельныччины.
Но при всех «грехах» Екатерины, те, кто не принимает и обвиняет ее, забывают, что именно усилиями ее правительства в значительной степени сформирована территория современной Украины. Вообще, проблема переименования именно нашего города тесно связана с поисками момент его рождения, с летоисчислением. Из-за желания удревнить историю Днепропетровска возникает очень большой разброс мнений. Как минимум, существуют екатеринославская, богородицкая, кодакская, новокодакская и другие версии рождения города. И я думаю, меньше всего сторонников именно у сичеславской версии.

— Расскажите поподробнее о теориях происхождения Днепропетровска. Совершенно непонятно, например, что такое «богородицкая версия»…

— В поселке Шевченко сохранились останки Богородицкой крепости – довольно большой фрагмент земляных валов, который и сейчас сохраняет статус памятника истории и должен охраняется государством. В этом месте была переправа через Самару, очевидно, это был пункт, где базировались купцы и торговцы. Наши археологи уже несколько лет занимаются этим и они даже выдвинули версию о том, что это упоминаемый в летописях городок Самарь. Основываясь на этих фактах, сразу же естественно возник соблазн удревнить историю нашего города.

— А что собой представляет крепость Кодак, чья она? Ведь не все горожане изучали историю Украины…

— Уже в конце 1980-х – начале 1990-х годов активно начала внедряться «кодакская версия» основания нашего города. И сторонники ее стали рьяно доказывать необходимость продления летоисчисления Днепропетровска вплоть до 1635 года, когда крепость Кодак была построена здесь польским правительством, прежде всего для того, чтобы продемонстрировать Крымскому ханству и Османской империи: вот здесь рубеж нашего государства. Этот южный форпост также решал задачу контроля над передвижениями казачества. До строительства Кодака южная граница Речи Посполитой проходила по городам Черкассы, Чигирин, Канев, а в XVII веке граница отодвинулась до Кодака, на сотни километров. По условиям российско-турецкого договора начала XVIII века, крепость была разрушена, но ее остатки и сейчас находятся почти на территории нашего города.

— А что такое в таком случае «новокодакская версия»?

— Новокодакская версия родилась сравнительно недавно. Ряд историков, увлекаясь вновь введенными в широкий оборот документами из архива Коша последней Новой Запорожской Сечи и обнаруживая там для себя новые сведения, пытается вписать их в историю города. Само по себе это неплохо, если бы речь не шла о дате рождения города… Новый Кодак был довольно большим поселением – одним из административных центров Вольностей Войска Запорожского. Там была церковь, проходила довольно активная экономическая жизнь, но это еще не значит, что Новый Кодак можно считать городом.

— А разве близость Старого и Нового Кодаков не сыграла роль в выборе местности для основания Екатеринослава?

— Да, эти поселения были определенным ориентиром. Но говорить о том, что существует какая-то преемственность между ними и Екатеринославом, по моему мнению, нет никаких оснований. Как настоящий город он стал формироваться с указов Екатерины ІІ. Первый указ 1776 года – о строительстве города-крепости не на правом берегу Днепра, а примерно в районе современного Новомосковска. Но с присоединением Крыма к России граница изменилась, а необходимость в крепости здесь естественно отпала. К тому же, стало ясно, что место выбрано неудачно. Тогда появился указ о переносе Екатеринослава на высокий правый берег Днепра. Город начал строиться как имперский, с типовой плановой застройкой. Кусок земли на нынешней территории от парка Шевченко до парка Глобы принадлежал казакам, в том числе Лазарю Глобе, но казна эти земли выкупила. Самое интересное, что в начале XIX века потомки Глобы подняли вопрос о том, что им якобы не заплатили. Назначенная комиссия разобралась, что деньги были получены, но дабы не было недовольств со стороны потомков, им уплатили нужную сумму еще раз.

— Кстати, вот мы же парк в честь казака с алчными наследниками переименовали – ничего, все быстро привыкли.

По части переименования у нас город совершенно уникальный! Вот если поехать в Чернигов, можно увидеть, что они все улицы переименовали давно, дали им исторические названия. Но у них стоит, например, Пятницкая церковь – и улицу, ведущую к ней, переименовали в Пятницкую. А у нас все очень сложно: улица Комсомольская – в прошлом Казачья, улица Плеханова – Новодворянская. Множество мнений препятствуют процессу переименования, поэтому пока что Днепропетровск – это своеобразный заповедник старых названий. К тому же горожанин, живущий на улице Ворошилова, вряд ли задумывается, в честь кого она названа. Он привык всю жизнь ходить по улице Ворошилова, и нужно спросить у него, испытывает ли он при этом дискомфорт.

— И что, получается, ни одно название не удовлетворяет всех горожан полностью? И если совсем всерьез пойдет речь о переименовании Днепропетровска, то все равно полгорода останутся обиженными? И какое название вы могли бы предложить?

— Для меня этот вопрос не так прост. Мне близко то, которое город носил дольше всего. Но думаю, что нужно искать выход. Как мы сами называем свой город? Днепр. Вот какое название могло бы стать компромиссом. Множество городов имеют название рек, на которых они стоят, та же Москва. К тому же, интересная вещь: когда говорят «Днепропетровск», кто ассоциирует эту вторую часть названия с Петровским? А если и связывают, то редко знают и задумываются, кто он такой. Мы как-то проводили опрос в одном среднем учебном заведении: очень многие дети почему-то считают, что имя нашего города связано с рекой и Петром І.

Ирина Егорова,
общественно-политическое еженедельное издание
«Левый берег»