Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Раскол не может быть частью Православия»
Ни для кого не секрет, что восшествие на престол патриарха Московского и всея Руси Кирилла породило массу разговоров о будущем Украинской православной церкви (УПЦ). Одни считают, что новый патриарх предоставит УПЦ автокефалию, то есть позволит выйти из-под юрисдикции Московского патриархата. Другие утверждают, что при Кирилле это в принципе невозможно, поскольку он — такой же сторонник единства Русской православной церкви в канонических пределах, каким был его предшественник Алексий II. О сегодняшнем и завтрашнем дне украинского православия мы беседуем с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.
– Как Вы считаете, сможет ли новый Патриарх повлиять на преодоление раскола украинского православия? Есть ли у него в этом вопросе чёткая позиция?
– Прежде всего, хочу заметить, что, с точки зрения церковного права, некорректно говорить о «расколе украинского православия». Украинское православие – это каноническая Украинская православная церковь, являющаяся составной частью Русской православной церкви. Раскол же, где бы он ни был, не может быть частью православия. В своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал, что уврачевание раскола в Украине должно осуществляться только через соблюдение канонов. А это значит, что раскольники могут вернуться в Украинскую православную церковь, которую возглавляет Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, только через покаяние.
– Патриарх Кирилл заявил о том, что свой первый зарубежный визит совершит в Украину. Означает ли это, что он настроен на диалог с раскольническими группами? Возможен ли такой диалог в принципе?
– Предстоящий визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину свидетельствует о его большом внимании к проблемам, которые существуют в Украинской православной церкви. Думается, этот визит поможет нам, как помог и визит в Киев ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, благодаря которому были сорваны планы автокефалистов, рассчитывавших на содействие Константинопольского патриарха. Что касается раскольников, то тут, ещё раз подчеркну, речь может идти о возвращении их в лоно святой Православной Церкви только через покаяние.
– Как, по-вашему, будут складываться отношения нового предстоятеля Русской православной церкви с украинским руководством?
– В своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал необходимость соблюдения добрососедских отношений между Россией и Украиной. В своей интронизационной речи он заявил о единстве православной цивилизации святой Руси.
– А за какой путь уврачевания раскола на Украине выступаете лично Вы?
– Я против любых путей уврачевания раскола, кроме канонического пути – через покаяние. Если же раскольники покаются, тогда уже можно говорить о дальнейшем.
– Представители Украинской православной церкви самопровозглашённого Киевского патриархата заявляют о росте автокефальных настроений на Украине как среди священнослужителей, так и среди паствы.
– Ложь – их единственный аргумент. Иначе и быть не может, ведь за расколом стоит «отец лжи» – диавол. Каждый истинно верующий знает, что раскол – дело сатанинское.
– Можно ли говорить о том, что возврат к идее передачи УПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, как это предлагал Президент Украины, уже невозможен и что эта идея окончательно отвергнута как светскими, так и церковными властями на Украине?
– Хотелось бы в это верить, но сегодняшние реалии говорят о том, что эта «карта» ещё в руках игроков-политиканов.
– Согласны ли Вы с тем, что попытки добиться выведения УПЦ из-под юрисдикции Московского патриархата нужно рассматривать как часть политики нынешних украинских властей по разрыву духовных нитей, связывающих братские народы России и Украины?
– У православного народа Украины недоумение и справедливый протест вызывает грубое вмешательство во внутренние дела Церкви некоторых государственных деятелей, нарушающих Конституцию страны и стремящихся вопреки воле народа на словах «объединить» Украинскую православную церковь с раскольниками-филаретовцами и прочими «реформаторами», а на самом деле – растворить православие в псевдоцерковных организациях, узаконить беззаконие. Из Украинской православной церкви пытаются сделать карманную политическую структуру, которая будет поддерживать нагнетаемую в Украине определёнными силами антироссийскую истерию. Учитывая тревожный ход развития событий, нам следует как никогда тесно объединиться и дать отпор врагам Церкви, сохраняя богозаповеданное единство Русской православной церкви на всей её канонической территории. Любая попытка отделения Украинской православной церкви от Русской, кем бы и когда она ни предпринималась, всегда была и будет расколом, причём не в образном, а в прямом, каноническом смысле слова.
– В украинских СМИ появилась информация о том, что недавно епископ Сумской и Ахтырский Евлогий был вызван на допрос в прокуратуру после того, как выступил с докладом в одном из вузов о необходимости единства с Русской церковью. Как вы относитесь к такому давлению со стороны государства на священнослужителей, выступающих против автокефалии УПЦ?
– Насколько мне известно, владыка Евлогий был вызван в прокуратуру по доносу раскольников и националистов из-за своего выступления в Сумском государственном университете, где он рассказал об опасности раскола и безблагодатности самосвятской лжецеркви. Мы поддерживаем владыку Евлогия в его стоянии за истину и обличение раскольников.
– На днях в одном из сёл той же Сумской области представители так называемого «Киевского патриархата» обманным путём захватили храм. Какова реакция на этот факт?
– Как и всё духовенство и верующие Одесской митрополии Украинской православной церкви, я возмущён действиями раскольников-филаретовцев, совершивших захват Свято-Параскевиевского храма в селе Гудымы Сумской области при поддержке и попустительстве местных властей. Захват храма свидетельствует о циничном попрании закона, прав верующих на свободу совести, норм христианской и общечеловеческой морали со стороны потерявших человеческий облик последователей анафематствующего Филарета и его пособников. Своими действиями они делят украинский народ на «своих» и «чужих», разжигают межрелигиозную рознь.
– 20 марта исполняется 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы. Эта дата будет отмечаться на государственном уровне, как и 300-летие так называемого украинско-шведского союза. Как УПЦ и Вы лично относитесь к возможности снятия анафемы, наложенной в своё время Русской православной церковью на клятвопреступника и изменника Мазепу?
– Церковь Христова не может подвергнуть осуждению, неправомерно отлучить кого бы то ни было. Единственным условием снятия анафемы является покаяние того, кто ей предан. А поскольку, согласно учению православной церкви, после смерти покаяние невозможно, то и снятия анафемы с Мазепы быть не может. Поэтому я категорически против шумихи вокруг церковной реабилитации гетмана и не приемлю никаких торжеств в его честь. Особенно сейчас, когда в стране кризис. Лучше бы те средства, которые власть намеревается потратить на эти мероприятия, отдать бедным и сиротам. Чествовать же того, кто находится под церковной анафемой, значит, самим навлекать на себя гнев Божий.
– У Патриарха Кирилла репутация реформатора. В чём может заключаться реформирование церковной жизни при новом Патриархе? В каких реформах, с Вашей точки зрения, нуждается Православная церковь в России и на Украине?
– Да, средства массовой информации создали такой образ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако, подчёркиваю, сам Святейший Патриарх говорит о себе как о продолжателе курса своих предшественников и прежде всего Святейшего Патриарха Алексия II, с которым он трудился долгие годы. В своих многочисленных интервью новый Патриарх неоднократно подчёркивал, что любые реформы в богослужебной, догматической, канонической, нравственной жизни церкви вредоносны, а потому недопустимы. А вот развитие и совершенствование церковно-административной и миссионерской деятельности, безусловно, необходимо. Более того, подобного рода совершенствование назрело. Но, конечно, это совсем не те «реформы», которых так жаждут журналисты в ожидании сенсаций.
– Сегодня много говорится о том, что идёт процесс разрушения традиционных христианских ценностей. По-вашему, этот процесс носит стихийный или спланированный характер? Как Русская православная церковь может ему противостоять?
– Секулярный мир давно устремился к построению «рая на земле», что ведёт к поклонению человекобогу – антихристу. Поэтому мы должны остановить ниспадение в бездну исторического небытия. Церковь в лице своих пастырей, обязанных заниматься попечением духовной жизни людей, непременно должна давать духовную оценку всем происходящим в мире событиям. Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами. Путь этот, несомненно, является регрессивным, тупиковым, ведёт к самоуничтожению цивилизаций. В настоящее время единственно спасительным путём для стран с православным населением может быть выход из системы глобально насаждаемых греховных законов мирового развития. Это не бегство от реальности, не национальная гордыня и не мракобесная утопия, а необходимая государственная оборона, основанная на православном учении о сопротивлении злу. Ведь мы обязаны не только бороться с внутренним злом в себе, но и ограждать себя и своих близких, свой народ от внешнего зла как в открытых войнах – силой оружия, так и в скрытых – силой законодательства. Причём степень ограждения от зла должна зависеть от степени его нарастания. Чрезвычайно важно помнить, что Русская православная церковь – единственная структура, объединяющая почти всё былое геополитическое пространство России (включая Украину, Белоруссию, Среднюю Азию, Прибалтику). Именно Церковь должна быть сегодня собирателем лучших сил народа и его духовным вождём. Только высший авторитет Церкви способен объединить многочисленные международные и внутригосударственные православно-патриотические организации.
Беседу вел Сергей Мальне,
«Крымская правда»
Иеромонах Симеон: «Гоголь – самый церковный писатель в русской литературе»
01.05.2009. КИЇВ. Під патронатом УПЦ проводиться перший в Україні Пасхальний