Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Владимир Воропаев. Писатель-христианин


Владимир Воропаев,
председатель Гоголевской комиссии РАН,
доктор филологических наук

19 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских родился сын Николай. Три дня спустя младенец был крещен в местной Спасо-Преображенской церкви. Мать Гоголя, у которой двое детей перед тем умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом Святителя Николая, называемым Диканьским, если будет у нее сын, наречь его Николаем и просила местного священника молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. По словам сестры писателя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем.
Первые литературные опыты Гоголя относятся ко времени его пребывания в Нежинской гимназии высших наук. Наиболее значительный из них – поэма «Ганц Кюхельгартен», напечатанная отдельным изданием в 1829 году под псевдонимом В. Алов. После отрицательных отзывов в печати начинающий автор забрал все экземпляры из книжных лавок и сжег.
Подлинным литературным дебютом Гоголя стали «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), принесшие ему известность. Одобрительно отозвался о них А.С. Пушкин. В начале 1835 года Гоголь издал сборник «Арабески», куда наряду с художественными произведениями вошли научные (исторического характера) статьи и «Миргород» (в двух частях), который явился продолжением «Вечеров». В.Г. Белинский провозгласил Гоголя главой русских поэтов.
В апреле 1836 года по распоряжению Императора Николая I на сцене Александринского театра в Петербурге был поставлен «Ревизор», который принес его автору славу драматического писателя. Сокровенный смысл комедии Гоголь разъяснил в «Развязке Ревизора» (1846): «Страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба». В 1836-48 годах Гоголь жил за границей (Швейцария, Париж, Рим). В 1842 году он выпустил в свет первый том поэмы «Мертвые души», задуманной как эпос в трех томах, обнимающий собой «всю Русь» и «все человечество в массе». Духовный смысл его идеи раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».
В том же 1842 году вышло собрание сочинений Гоголя в четырех томах. В 1843 году он приступил к работе над «Размышлениями о Божественной Литургии» (оставшимися незавершенными и увидевшими свет только после его смерти), в которых выразил основы своего миросозерцания: «Если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату».
Последнее десятилетие жизни Гоголя проходит под знаком все усиливающейся тяги к иночеству. Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни. «Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира». Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, – сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, – помогая при этом бедным студентам из средств, полученных за издание своих сочинений. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.
Современники не оставили никаких свидетельств о близких отношениях Гоголя с какой-либо женщиной. О его церковном отношении к послушанию говорит тот поразительный факт, что он по совету своего духовного отца сжег главы незаконченного труда и практически отказался от художественного творчества. О том, насколько труден этот шаг был для Гоголя, можно судить по его признанию в «Авторской исповеди» (1847): «Мне, верно, потяжелей, чем кому-либо другому, отказаться от писательства, когда это составляло единственный предмет всех моих помышлений, когда я все прочее оставил, все лучшие приманки жизни, и, как монах, разорвал связи со всем тем, что мило человеку на земле, затем чтобы ни о чем другом не помышлять, кроме труда своего».
Отражение духовной жизни Гоголя можно найти во второй редакции повести «Портрет» (1842). Художник, написавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом. Приуготовив себя подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создает картину, которая поражает зрителя как бы исходящей из нее силой духа. В конце повести монах-художник наставляет сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через личный подвиг художника. В повести он как бы наметил программу своей жизни. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.
Зимой 1843/44 года в Ницце Гоголь написал духовно-нравственные сочинения «Правило жития в мире» и «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии», в которых открыл новый для себя жанр, близкий к святоотеческой традиции. К позднему творчеству Гоголя относятся составленные им молитвы, а также систематизированные выписки из творений святых отцов и учителей Церкви, характерные скорее для писателя-аскета, чем для светского литератора. Молитвы Гоголя, написанные во второй половине 1840-х годов, свидетельствуют о его богатом молитвенном опыте и глубокой воцерковленности его сознания.
В 1845 году писатель пережил творческий кризис, сжег первую редакцию второго тома «Мертвых душ», предпринял попытку оставить литературное поприще и поступить в монастырь. По словам В.А. Жуковского, настоящим призванием Гоголя было монашество. «Я уверен, – писал он П.А. Плетневу в марте 1852 года, получив известие о смерти Гоголя, – что если бы он не начал свои «Мертвые души», которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно». Однако подлинный трагизм ситуации заключался в том, что монашеский склад был только одной и, вероятно, не главной стороной гоголевской натуры. Художническое начало преобладало в нем; кризис Гоголя – следствие внутреннего конфликта между духовными устремлениями и писательским даром.
В начале 1847 года Гоголь выпустил «Выбранные места из переписки с друзьями», где высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию и слово писателя. Зерно книги зародилось еще в «Правиле жития в мире», которое глубиной мысли и лаконизмом формы напоминает апостольские послания: «Начало, корень и утвержденье всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы все, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога». Книга Гоголя говорит о необходимости внутреннего переустройства каждого, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей страны. Все вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные – имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к преобразованию общества через преобразование человека. «Общество образуется само собою, общество слагается из единиц, – писал Гоголь. – Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою… Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».
Книга Гоголя вызвала полемику. Среди откликов особый резонанс имело письмо В.Г. Белинского к Гоголю из Зальцбрунна (июль 1847 года). Суть спора сводилась к «религиозному прогнозу». Для Гоголя понятие христианства выше цивилизации. Залог самобытности России и главную ее духовную ценность он видел в Православии. «Есть примиритель всего внутри самой земли нашей, который покуда еще не всеми видим, – наша Церковь… В ней заключено все, что нужно для жизни истинно русской, во всех ее отношениях, начиная от государственного до простого семейственного, всему настрой, всему направленье, всему законная и верная дорога» (Просвещение, 1846). Никакие благие преобразования в стране невозможны без благословения Церкви: «По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведенье в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым».
Гоголь остро ощущал отклонение человека от христианских заповедей. «Невольно обнимается душа ужасом, – писал он матери и сестрам в марте 1851 года, – видя, как с каждым днем мы отдаляемся все больше и больше от жизни, предписанной нам Христом». Единственный выход для русского народа Гоголь видел в исполнении заветов Евангелия. «Один только исход общества из нынешнего положения – Евангелие»; «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось».
В своих художественных произведениях Гоголь часто утверждал идеал через обличение пошлости (в смысле бездуховности), которая есть искажение образа Божия в человеке: «В уроде вы почувствуете идеал того, чего карикатурой стал урод». В жизни и в творчестве Гоголь, по его собственному признанию, шел путем церковной аскетики – очищения, восстановления в себе образа Божия, воцерковления своих писаний.
В феврале 1848 года Гоголь совершил паломничество в Иерусалим. В последние годы жизни он трижды посетил Оптину пустынь, где, по преданию, намеревался поселиться в скиту. В феврале 1852 года, за десять дней до смерти, Гоголь сжег бумаги, среди которых, как полагают, находилась беловая рукопись второго тома «Мертвых душ». Перед кончиной он соборовался, дважды исповедался и причастился. В завещании Гоголь предлагал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь; просил, чтобы тело его было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по нему не прекращались. Гоголь был похоронен в Свято-Даниловом монастыре в Москве. На надгробном памятнике высечены надписи – из Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе», и пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся». В 1931 году останки Гоголя перенесены на Новодевичье кладбище.
Исключительная оригинальность и самобытность творчества Гоголя определяется в первую очередь органической связью его поэтики с традициями народной культуры. Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий сатирик и обличитель, доподлинно знавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа.
В стилистике прозы Гоголя слились стихии церковнославянского и народного языка. Это подтверждается и собранными им «Материалами для словаря русского языка», где представлены слова и диалектные, и церковнославянские. По Гоголю, характерное свойство русского языка – «самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи». Суть творческого развития Гоголя заключается в том, что от чисто художественных произведений, где литургическая, церковная тема была как бы в подтексте, он переходит к ней непосредственно в «Размышлениях о Божественной Литургии», сочинениях, подобных «Правилу жития в мире» (собственно духовная проза), и в публицистике «Выбранных мест из переписки с друзьями».
При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Гоголевская традиция определила не только явления в духе «натуральной школы», но и многие лирико-мистические, символические, фантастические и гротескные образы у писателей ХХ века. Любое направление или течение в литературе могло по праву видеть в нем своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни – идеал до сей поры глубоко значимый для России.
Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому призван.
Журнал «Виноград»