Концепция УПЦ развития паллиативной помощи в Украине
Проект Синодального отдела благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви
Украинская Православная Церковь, с материнской любовью относясь к своим верным чадам и всем без исключения людям, нуждающимся в сочувствии, любви, заботе и милосердии, не может не уделить особое внимание тем людям, жизненный путь которых подходит к своему завершению и которые в силу тяжелых неизлечимых болезней испытывают физические и духовные страдания.
В настоящее время в нашем обществе таких людей становится все больше. Помимо физических негативных проявлений болезни, последние дни жизни многих больных сопровождаются душевными страданиями, страхом смерти, чувством глубокого одиночества, изолированности, переживаниями собственной беспомощности, тревогой за судьбу родных и близких. При этом действенные средства и способы оказания помощи таким больным в нашем обществе пока еще отсутствуют или недостаточно развиты.
Одним из таких средств может служить так называемая паллиативная помощь, которая в современном понимании рассматривается как комплексная система мер медицинского, социального, духовного и психологического характера, направленная на всестороннюю поддержку больного человека и его близких в ситуации, когда болезнь не поддается лечению.
В отличие от специализированного медицинского вмешательства, ориентированного на излечение болезни, целью паллиативной помощи является, прежде всего, облегчение физического состояния больного – устранение боли и других негативных проявлений болезни (симптоматическое лечение), поддержка духовного и эмоционального состояния больного, содействие в улучшении условий жизни больного и его семьи.
Среди проблем, возникающих в Украине в связи с созданием системы паллиативной помощи, ключевую роль играют проблемы мировоззренческого ценностного и духовного характера, касающиеся осмысления паллиативной помощи как таковой, ее места и роли в современной медицине и в обществе в целом, содержания и конкретных форм организации паллиативной помощи, а также отношения общества к неизлечимым умирающим больным.
Именно поэтому Украинская Православная Церковь считает необходимым выразить свое отношение и точку зрения относительно указанных проблем, а также возможных путей их решения.
1. Осмысление паллиативной помощи с позиций православно-христианского вероучения
1.1 Православная Церковь, исходя из своего вероучения, рассматривает последние дни земной жизни человека как время, предшествующее непосредственной встрече человека с Богом, которое должно быть наполнено особым духовным содержанием, достойным человека как образа и подобия Божия.
Церковь подчеркивает, что смерть, будучи трагическим следствием отпадения человека от Бога, в то же время по несказанному промыслу Божьему является и преддверием грядущей жизни человека, его вторым рождением, таинством, в котором, благодаря спасительной жертве Христа, человеку открывается путь к вечной жизни и последующему восстановлению в полноте его природы.
Согласно святоотеческому учению начальная организация человеческой природы предполагала иерархическую подчиненность тела – душе, души – духу, духа – Богу, с которым человек должен был находиться в непрерывной связи как с источником своего собственного бытия.
Первородный грех – своеволие человека в отношении данного Богом установления – нарушил связь человека с Богом и изменил саму природу человека, положив начало его автономному существованию в условиях окружающей физической реальности. При этом природа окружающего мира – «земля» – становится основным источником существования человека, подчиняя его своим законам. Первоначальный порядок вещей изменяется на противоположный: дух начинает жить душой, душа – телом, тело – материальным миром. Душа подчиняется потребностям и прихотям тела и становится его заложницей. Дух покоряется страстям – страданиям души. Физические возможности человека становятся принципиально исчерпываемыми, а смерть, которой он может подвергнуться, – неизбежной.
Восстанавливая связь человека с Богом, Христос Спаситель восстанавливает и саму природу человека, освобождая ее от власти греха и смерти Своими добровольными страданиями, крестной смертью и Воскресением. Нераздельное и неслитное соединение Божественной и человеческой природы во Христе делает возможным взаимную сопричастность Бога и человека как в аспекте страдания и смерти, так и в аспекте воскресения и жизни в вечности. Отныне предсмертные страдания и смерть сочетают человека со страданиями и смертью Спасителя, а осознанное свободное соединение со Христом в Таинствах Церкви дает возможность каждому человеку воссоединиться с Богом и наследовать Царство Небесное и жизнь будущего века.
1.2 Мировоззренческая позиция Церкви, которая непосредственно вытекает из православно-христианского вероучения, заключается в том, что какого бы уровня развития ни достигла наука, она никогда не сможет окончательно победить болезни и смерть.
Именно поэтому Церковь считает, что цели, провозглашаемые современной медико-биологической наукой как в отношении окончательного преодоления болезней, так и в отношении неограниченного продления человеческой жизни, не являются абсолютными, а достижение таких целей, тем более любой ценой, не может быть приемлемо ни с религиозной, ни с социально-исторической точек зрения.
Вместе с тем следует отметить, что само по себе качество жизни, как цель, декларируемая современной секуляризированной медициной, не может быть самодостаточной и конечной, поскольку в равной степени может служить и духовному развитию человека, и его деградации.
Задачи медицины, как в отношении излечения болезни, так и в отношении облегчения физического состояния больного медицинскими средствами, должны быть направлены на то, чтобы предоставить человеку возможности и создать условия такого физического существования, при которых он мог бы осуществлять свое жизненное предназначение и духовно возрастать в своем достоинстве.
Смысл медицины должен быть тесно связан со смыслом человеческого существования, а ее задачи и цели – служить этому смыслу и его раскрытию каждым отдельным человеком. Противостояние болезни – это борьба за смысл существования человека, за его личность, за его возможность сосредотачивать свои духовные силы и направлять их на пользу своей душе.
Именно поэтому медицинская помощь может органически сочетаться с духовной, требует сотрудничества с больным, становится действенной, когда учитывает его индивидуальность, и главное – не умаляется в своем смысле, значении и ценности даже тогда, когда физические возможности организма человека уже исчерпаны.
В этом случае в соединении с духовной опекой и разносторонними средствами поддержки больного медицина продолжает отвечать своему главному предназначению, способствуя раскрытию и осознанию больным человеком прежде всего духовного содержания своей личности.
Именно в этом и будет состоять помощь неизлечимо больному человеку, именно в таком понимании и может рассматриваться паллиативная помощь, именно с таких позиций Церковь будет воспринимать паллиативную помощь как предмет своей заботы и опеки.
2. Содержание и формы организации паллиативной помощи
2.1 Православно-христианское вероучение рассматривает человека как уникальную целостность, объединяющую в себе духовные и физические начала. Тесная связь между ними проявляется в частности в том, что физические расстройства и боль, которые испытывает тело, отражаются на душевном состоянии человека, и вместе с тем душевные и духовные переживания могут приводить к телесным страданиям или усиливать их. Именно поэтому страдания, переживаемые больным, носят, как правило, тотальный и недифференцированный характер, охватывают человека в целом как личность и не могут быть сведены к одним только соматическим (телесным), психическим или духовным причинам.
Вместе с тем облегчение физического состояния больного медицинскими средствами открывает возможность оказания больному духовной помощи, что в свою очередь может содействовать облегчению его физических страданий и осмысленному восприятию больным человеком своей жизни и смерти.
Вот почему паллиативная помощь может найти свое смысловое и функциональное завершение лишь при таком сочетании медицинских, духовных, социальных и психологических составляющих, при котором каждая из них будет рассматриваться как предусловие и средство осуществления других, а все они вместе будут служить облегчению страданий больного, его душевного и физического состояния и содействовать духовно-осмысленному и достойному завершению больным человеком своего жизненного пути.
2.2 Соответственно этому паллиативная помощь должна воплощаться в таких организационных формах, в которых возможно органическое сочетание всех ее составляющих.
В частности должны создаваться условия и возможности сотрудничества духовных пастырей или иных лиц, оказывающих больным духовную помощь, с медицинским персоналом, социальными работниками и другими лицами, непосредственно опекающими больного. Такое сотрудничество должно носить взаимосогласованный, устойчивый и регламентированный характер, предполагать знакомство медицинского персонала, социальных работников и других лиц, оказывающих помощь больному, с содержанием и средствами духовной помощи.
2.3 Организационное оформление и оказание паллиативной помощи должно происходить в соответствии с существующим в обществе культурным, религиозным и историческим опытом и традицией, отвечать запросам и представлениям общества и не нарушать достоинство больного человека и его права. В этой связи важно обратить внимание на следующее:
1. Возможное функциональное и организационное разграничение мероприятий паллиативной помощи и специализированного медицинского вмешательства не должно иметь своим следствием отчуждение паллиативной помощи от системы специализированной медицинской помощи, исключение паллиативной помощи из контекста лечебной работы учреждений специализированной медицинской помощи или приводить к вытеснению неизлечимых больных из поля деятельности данных учреждений, а тем более – к отказу таким больным в специализированной медицинской помощи.
Наличие болезни, не поддающейся излечению, и прогнозированный по медицинским критериям ограниченный срок жизни больного должны рассматриваться лишь как определенное состояние больного, а не как его статус. Причем механическое отделение неизлечимых больных от других больных может приводить к психологическому и социальному отчуждению таких больных, их социальной исключенности и стигматизации, а также в целом негативно восприниматься в общественном сознании.
Следует учитывать также и то, что в отечественной медицинской традиции – не проводить принципиального разделения больных на основании прогноза развития их болезни, а оказывать им помощь в тех аспектах, в которых они нуждаются, сочетая активные лечебные и паллиативные мероприятия.
Вместе с тем целостность контекста помощи больному требует наличия в лечебных учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, также возможностей оказания и паллиативной помощи, причем как в условиях стационара, так и вне него.
2. Обращаясь к опыту организации специализированных учреждений паллиативной помощи, а именно хосписов, следует иметь в виду, что, будучи продолжением общехристианской традиции помощи нуждающимся, в части современного западного общества эти учреждения имеют специфическую обусловленность и смысловое прочтение. Оно основывается в частности на представлениях об автономии человеческой личности и свободе ее самоопределения в любых жизненных обстоятельствах.
Так, хоспис рассматривается в определенной степени как предложение и альтернатива, суть которой – создать средствами паллиативной помощи такие условия, в которых человек мог бы самостоятельно распоряжаться собой и вести наиболее приемлемый для себя образ жизни до тех пор, пока это представляется возможным.
В то же время возможности современной медицины в отношении искусственного поддержания жизнедеятельности организма некоторых категорий больных способствовали тому, что в ряде случаев хосписы начали выполнять также и роль мест пребывания таких больных.
Не обобщая эти наблюдения и не исключая возможность практического применения современного опыта хосписной помощи в отечественных условиях, Церковь считает, что в нашем обществе организация и внедрение хосписов должны, прежде всего, ставить своей целью оказание паллиативной помощи тем неизлечимым больным, которые лишены семейной опеки, материальных средств, возможностей и условий достойного завершения своей жизни.
Под опекой хосписов могли бы находиться также и те больные, которые вынуждены оставаться в закрытых учреждениях, а именно – местах лишения свободы, психоневрологических лечебных учреждениях и тому подобных.
Именно такая направленность хосписов могла бы одобрительно восприниматься в нашем обществе и находить широкую общественную, в том числе благотворительную поддержку.
Вместе с тем Церковь считает, что для неизлечимо больного умирающего человека домашняя среда является наиболее благоприятным местом завершения его жизни, а уход за больным и попечение о нем должны становиться первостепенной обязанностью его родных и близких и не должны полностью перекладываться на профессиональные учреждения и организации.
3. Участие Церкви в становлении и развитии паллиативной помощи
3.1 Церковь рассматривает свое участие в становлении и развитии паллиативной помощи в двух основных аспектах:
во-первых – в аспекте духовно-пастырской помощи больным и умирающим;
во-вторых – в аспекте своего социального служения, направленного на отстаивание в обществе христианских ценностей любви, милосердия и сострадания к ближнему в их практическом воплощении.
Церковь считает возможным принимать непосредственное участие в программах паллиативной помощи в той степени, в которой это участие будет отвечать спасительной миссии Церкви и в которой оно может содействовать осуществлению этой миссии.
Церковь будет поддерживать лишь те усилия по организации паллиативной помощи и те ее формы, которые смогут обеспечивать целостный подход к нуждам и потребностям больного человека, и благодаря которым будут создаваться условия и возможности его духовной опеки.
3.2 Рассматривая паллиативную помощь именно как взаимосвязанный комплекс мероприятий, а не как отдельную медико-социальную отрасль, Церковь будет направлять свои усилия на развитие духовных основ медицины, социальной и психологической работы с больными и их целостное сочетание в практическом применении.
Именно поэтому Церковь усматривает свою роль в развитии паллиативной помощи прежде всего в духовно-нравственном воспитании человека на основе ценностей любви, милосердия и сострадания к ближнему, соединенном с попечением о практическом воплощении этих ценностей в деле оказания помощи умирающим больным и их близким.
Церковь считает, что необходимой предпосылкой и условием успешного становления и развития паллиативной помощи является, прежде всего, положительное духовно-содержательное отношение к неизлечимым умирающим больным в обществе, понимание и восприятие обществом помощи умирающим как духовной и социальной потребности.
Поэтому именно Церковь, религиозные организации и общины, опирающиеся как на духовный, так и на социально-исторический опыт помощи и служения ближнему, должны становиться в обществе проводником ценностей, норм и образцов деятельности, благоприятствующих индивидуализированному личностно-мотивированному и целостному подходу к нуждам и потребностям больного человека.
01.04.2009. МОСКВА. Российские вузы нуждаются в домовых храмах, считает ректор МГУ
01.04.2009. КИЕВ. Патриарх Кирилл возглавит торжества в Киеве по случаю дня памяти Крестителя Руси