Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел . Раскол не может быть частью православия
Украинское православие — это каноническая Украинская православная церковь, являющаяся составной частью Русской православной церкви. Раскол же, где бы он ни был, не может быть частью православия. Уврачевание раскола должно осуществляться только через соблюдение канонов. А это значит, что раскольники могут вернуться в Украинскую православную церковь, только через покаяние.
Ни для кого не секрет, что восшествие на престол патриарха Московского и всея Руси Кирилла породило массу разговоров о будущем Украинской православной церкви (УПЦ). Одни считают, что новый патриарх предоставит УПЦ автокефалию, то есть позволит выйти из-под юрисдикции Московского патриархата. Другие утверждают, что при Кирилле это в принципе невозможно, поскольку он — такой же сторонник единства Русской православной церкви в канонических пределах, каким был его предшественник Алексий II. О сегодняшнем и завтрашнем дне украинского православия мы беседуем с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.
- Как вы считаете, сможет ли новый патриарх повлиять на преодоление раскола украинского православия? Есть ли у него в этом вопросе чёткая позиция?
- Прежде всего хочу заметить, что с точки зрения церковного права некорректно говорить о «расколе украинского православия». Украинское православие — это каноническая Украинская православная церковь, являющаяся составной частью Русской православной церкви. Раскол же, где бы он ни был, не может быть частью православия. В своих выступлениях святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал, что уврачевание раскола на Украине должно осуществляться только через соблюдение канонов. А это значит, что раскольники могут вернуться в Украинскую православную церковь, которую возглавляет блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, только через покаяние.
- Патриарх Кирилл заявил о том, что первый зарубежный визит совершит на Украину. Означает ли это, что он настроен на диалог с раскольническими группами? Возможен ли такой диалог в принципе?
- Предстоящий визит святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину свидетельствует о его большом внимании к проблемам, которые существуют в Украинской православной церкви. Думается, этот визит поможет нам, как помог и визит в Киев ныне покойного святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, благодаря которому были сорваны планы автокефалистов, рассчитывавших на содействие Константинопольского патриарха. Что касается раскольников, то тут, ещё раз подчеркну, речь может идти о возвращении их в лоно Святой православной церкви только через покаяние.
- Как, по-вашему, будут складываться отношения нового предстоятеля Русской православной церкви с украинским руководством?
- В своих выступлениях святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал необходимость соблюдения добрососедских отношений между Россией и Украиной. В своей интронизационной речи он заявил о единстве православной цивилизации святой Руси.
- А вы лично выступаете за какой путь уврачевания раскола на Украине?
- Я против любых путей уврачевания раскола, кроме канонического пути — через покаяние. Если же раскольники покаются, тогда уже можно говорить о дальнейшем.
- Представители Украинской православной церкви самопровозглашённого Киевского патриархата заявляют о росте автокефальных настроений на Украине как среди священнослужителей, так и среди паствы.
- Ложь — их единственный аргумент. Иначе и быть не может, ведь за расколом стоит «отец лжи» — диавол. Каждый истинно верующий знает, что раскол — дело сатанинское.
- Можно ли говорить о том, что возврат к идее передачи УПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, как это предлагал президент Украины, уже невозможен и что эта идея окончательно отвергнута как светскими, так и церковными властями на Украине?
- Хотелось бы в это верить, но сегодняшние реалии говорят о том, что эта «карта» ещё в руках игроков-политиканов.
- Согласны ли вы с тем, что попытки добиться выведения УПЦ из-под юрисдикции Московского патриархата нужно рассматривать как часть политики нынешних украинских властей по разрыву духовных нитей, связывающих братские народы России и Украины?
- У православного народа Украины недоумение и справедливый протест вызывает грубое вмешательство во внутренние дела Церкви некоторых государственных деятелей, нарушающих Конституцию страны и стремящихся вопреки воле народа на словах «объединить» Украинскую православную церковь с раскольниками-филаретовцами и прочими «реформаторами», а на самом деле — растворить православие в псевдоцерковных организациях, узаконить беззаконие. Из Украинской православной церкви пытаются сделать карманную политическую структуру, которая будет поддерживать нагнетаемую на Украине определёнными силами антироссийскую истерию. Учитывая тревожный ход развития событий, нам следует как никогда тесно объединиться и дать отпор врагам Церкви, сохраняя богозаповеданное единство Русской православной церкви на всей её канонической территории. Любая попытка отделения Украинской православной церкви от Русской, кем бы и когда она ни предпринималась, всегда была и будет расколом, причём не в образном, а в прямом, каноническом смысле слова.
- В украинских СМИ появилась информация о том, что недавно епископ Сумский и Ахтырский Евлогий был вызван на допрос в прокуратуру после того, как выступил с докладом в одном из вузов о необходимости единства с Русской церковью. Как вы относитесь к такому давлению со стороны государства на священнослужителей, выступающих против автокефалии УПЦ?
- Насколько мне известно, владыка Евлогий был вызван в прокуратуру по доносу раскольников и националистов из-за своего выступления в Сумском государственном университете, где он рассказал об опасности раскола и безблагодатности самосвятской лжецеркви. Мы поддерживаем владыку Евлогия в его стоянии за истину и обличение раскольников.
- На днях в одном из сёл той же Сумской области представители так называемого «киевского патриархата» обманным путём захватили храм. Какова реакция на этот факт?
- Как и всё духовенство и верующие Одесской митрополии Украинской православной церкви, я возмущён действиями раскольников-филаретовцев, совершивших захват Свято-Параскевиевского храма в селе Гудымы Сумской области при поддержке и попустительстве местных властей. Захват храма свидетельствует о циничном попрании закона, прав верующих на свободу совести, норм христианской и общечеловеческой морали со стороны потерявших человеческий облик последователей анафематствующего Филарета и его пособников. Своими действиями они делят украинский народ на «своих» и «чужих», разжигают межрелигиозную рознь.
- Двадцатого марта исполняется триста семьдесят лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы. Эта дата будет отмечаться на государственном уровне, как и 300-летие так называемого украинско-шведского союза. Как УПЦ и вы лично относитесь к возможности снятия анафемы, наложенной в своё время Русской православной церковью на клятвопреступника и изменника Мазепу?
- Церковь Христова не может подвергнуть осуждению, неправомерно отлучить кого бы то ни было. Единственным условием снятия анафемы является покаяние того, кто ей предан. А так как согласно учению православной церкви после смерти покаяние невозможно, то и снятия анафемы с Мазепы быть не может. Поэтому я категорически против шумихи вокруг церковной реабилитации гетмана и не приемлю никаких торжеств в его честь. Особенно сейчас, когда в стране кризис. Лучше было бы те средства, которые власть намеревается потратить на эти мероприятия, отдать бедным и сиротам. Чествовать же того, кто находится под церковной анафемой, — значит самим навлекать на себя гнев Божий.
- У патриарха Кирилла репутация реформатора. В чём может заключаться реформирование церковной жизни при новом патриархе? В каких реформах, с вашей точки зрения, нуждается Православная церковь в России и на Украине?
- Да, средства массовой информации создали такой образ святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако, подчёркиваю, сам святейший патриарх говорит о себе как о продолжателе курса своих предшественников и прежде всего — Святейшего патриарха Алексия II, с которым он трудился долгие годы. В своих многочисленных интервью новый патриарх неоднократно подчёркивал, что любые реформы в богослужебной, догматической, канонической, нравственной жизни церкви вредоносны, а потому недопустимы. А вот развитие и совершенствование церковно-административной и миссионерской деятельности безусловно необходимо. Более того, подобного рода совершенствование назрело. Но, конечно, это совсем не те «реформы», которых так жаждут журналисты в ожидании сенсаций.
- Сегодня много говорится о том, что идёт процесс разрушения традиционных христианских ценностей. По-вашему, этот процесс носит стихийный или спланированный характер? Как Русская православная церковь может ему противостоять?
- Секулярный мир давно устремился к построению «рая на земле», что ведёт к поклонению человекобогу — антихристу. Поэтому мы должны остановить ниспадение в бездну исторического небытия. Церковь в лице своих пастырей, обязанных заниматься попечением духовной жизни людей, непременно должна давать духовную оценку всем происходящим в мире событиям. Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами. Путь этот несомненно является регрессивным, тупиковым, ведёт к самоуничтожению цивилизаций. В настоящее время единственно спасительным путём для стран с православным населением может быть выход из системы глобально насаждаемых греховных законов мирового развития. Это не бегство от реальности, не национальная гордыня и не мракобесная утопия, а необходимая государственная оборона, основанная на православном учении о сопротивлении злу. Ведь мы обязаны не только бороться с внутренним злом в себе, но и ограждать себя и своих близких, свой народ от внешнего зла как в открытых войнах — силой оружия, так и в скрытых — силой законодательства. Причём степень ограждения от зла должна зависеть от степени его нарастания. Чрезвычайно важно помнить, что Русская православная церковь — единственная структура, объединяющая почти всё былое геополитическое пространство России (включая Украину, Белоруссию, Среднюю Азию, Прибалтику). Именно Церковь должна быть сегодня собирателем лучших сил народа и его духовным вождём. Только высший авторитет Церкви способен объединить многочисленные международные и внутригосударственные православно-патриотические организации.
Сергей МАЛЬНЕВ. — «Крымская правда»
Архиепископ Ионафан. Практика перекрещивания еретиков и раскольников в древней Православной Церкви
28.02.2009. КИЕВ. Предстоятель УПЦ возглавил празднования масленицы возле древнейшего храма столицы