Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

17.03.2009. КИЕВ. Лидер украинских раскольников заявляет, что Константинополь готов был принять их в свою юрисдикцию, но на неприемлемых для него условиях

Константинопольский патриархат готов был к лету 2008 года, когда отмечалось 1020-летие Крещения Руси, включить в свой состав украинских раскольников, но были выдвинуты неприемлемые для них условия, утверждает глава самопровозглашенного Киевского патриархата Филарет Денисенко.
«У нас и у Вселенского патриарха была разная цель. Наша — войти на короткий срок в Константинопольский патриархат и выйти оттуда автокефальной Церковью. Его — сделать Киевский патриархат частью Константинопольской церкви и таким образом укрепить ее, а автокефалию нам дать в будущем, когда — неизвестно», — заявил Ф.Денисенко в интервью журналу «Украинский виждень».
«Но нам нет разницы — быть в Московском патриархате или в Константинопольском. То есть вышли из одного ярма, попали — в другое», — пояснил он.
Ф.Денисенко также сообщил, что, согласно «предыдущим договоренностям», «Киевский патриархат» должен был получить от Константинопольского томос (постановление — «ИФ») об автокефалии.
«А нам сказали: «Вы входите, а затем мы вам дадим томос». Мы спрашиваем: «Когда?» Отвечают: «Может, через год, может, через пять, а может, через десять». Тогда возникает вопрос, а может, через сто лет?» — заявил лидер украинских раскольников.
Согласно этим условиям, Ф.Денисенко должен был отречься от «патриаршества», его структура бы уже не называлась бы «патриархатом», а стала бы митрополией Константинопольского патриархата.
«Мы должны были бы избрать трех кандидатов на Киевский престол, а из них патриарх бы уже избирал предстоятеля. В Синод мы бы предлагали трех кандидатов на одно место, а он из трех избирал бы одного. Поэтому условия для нашей Церкви в составе Константинопольского патриархата были бы хуже, чем для УПЦ в составе патриархата Московского», — сказал Ф.Денисенко.
По его словам, эти условия формулировали митрополит Галльский Эммануил и генсек Синода Константинопольской церкви архимандрит Элпидофор.
Сам же Ф.Денисенко ставил иные условия. «В течение 2009 года мы должны войти в Константинопольский патриархат и в этот же год выйти как признанная автокефальная Церковь», — рассказал он.
Отвечая на вопрос о том, какую роль в переговорах играл секретариат президента Украины Виктора Ющенко, Ф.Денисенко отметил: «Они способствовали вхождению».
При этом он добавил, что в свое время ездил к Константинопольскому патриарху в Стамбул вместе с главой секретариата президента Виктором Балогой.
«Между Москвой и Константинополем продолжается борьба за первенство в мировом православии. Москва хочет занять первое место как наибольшая Церковь. А Константинополь хочет этому помешать. Для Московской церкви очень важно, чтобы Украинская церковь была в составе Московского патриархата, тогда она одна — больше всех вместе взятых», — заявил Ф.Денисенко.
Константинопольский же патриархат — первый по чести, что основывается на истории, и «для того, чтобы сохраниться в таком состоянии, ему необходимо иметь реальную силу… Вот он и пытается в настоящий момент всю диаспору подчинить себе», продолжил Ф.Денисенко.
«И в этом противостоянии, — считает он, — очень важную роль играет Украинская церковь. Если она будет с Москвой, то преимущество будет на стороне Москвы. Если с Константинополем — преимущество на стороне Константинополя. Поэтому Константинопольский патриарх и хочет, чтобы Украинская церковь отделилась от Москвы. Это его мечта — ослабить Русскую церковь. Поэтому он и борется за Украинскую. Хочет ее взять себе, а когда отпустит — неизвестно», — добавил Ф.Денисенко.

Интерфакс-Религия