Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

03.03.2009. ОДЕССА. В первый день Великого поста викарий епархии совершил вечернюю службу

В первый день Великого поста, по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, епископ Белгород-Днестровский Алексий, викарий Одесской епархии прибыл в Свято-Успенский Одесский кафедральный собор, чтобы совершить вечернюю службу с чтением дивного покаянного канона преподобного Андрея Критского. Облачившись в великопостные одеяния, епископ Алексий под умиленное пение ирмоса «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися» вышел царскими вратами на середину храма, где приступил к чтению покаянного канона.
После завершения чтения первой части канона, Владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», — такими словами начинается первая песнь покаянного канона преподобного Андрея Критского. Если этот праведник, начиная подвиг молитвы и пощения, задает себе вопрос: «Откуда начинать оплакивать множество своих прегрешения?», то и нам, грешным, вступившим на поприще Великого поста, следует задаться тем же вопросом: «Откуда нам, грешным, начинать оплакивать наши прегрешения? С чего нам начинать поприще покаяния?»
Еще вчера святая Православная Церковь в дивных песнопениях показывала нам, как сетуя «седе Адам прямо рая и плакашася горько: увы мне рай, рай словесный. Что теперь сделать, чтобы обрести его?». И вместе с нашим праотцем Адамом мы восклицаем, сетуя о нашей прожитой жизни, о многочисленных греховных терниях, которые не дают нам наслаждаться Солнцем правды – Господом нашим Иисусом Христом – оплакиваем потерянный рай. Мы оплакиваем то, что потеряли после омовения в Крещенской купели: святая Православная Церковь после Крещения облекла нас в ризы спасения и в этой царской порфире направила нас по пути в Царствие Небесное.
На этом пути для каждого из нас были соблазны и искушения. Наша духовная одежда, дарованная нам Спасителем мира, изорвалась о греховные терния и шипы. «Наг есмь и обнажен», — восклицает царь и псалмопевец Давид. И мы, вместе с ним можем сказать то же самое о своем плачевном духовном состоянии. Нечем нам похвалиться перед Богом, ибо нет в нас совершенства. Грех пленил нас, сковав все чувства и желания, глубоко проникнув своим ядом в душу. Грех поработил нашу волю: из рабов Христовых мы стали рабами своих страстей и похотей.
Каждый из нас, кто сегодня пришел под своды этого собора, внимая покаянному канону, понимает, что надо менять прежний образ жизни, нужно вернуться ко Христу и следовать за Ним.
Но посмотрите, царь Давид, отверзая свои уста, восклицает в псалмах от имени всего Израиля: «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче, ибо утренний дух мой ко храму. Ко храму святому Твоему». Если этот праведный муж ветхозаветной церкви чувствовал, что в нем недостаточно сил, чтобы самому справиться с прегрешениями, то мы, грешные должны вместе с ним обратиться к Богу Крепкому Живому и умолить Господа раскрыть наши души для покаяния. И тогда «Божественная Благодать немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» наполнит наши сердца, очищая их от греховной скверны.
В этом мире, который, к сожалению, лежит во зле, человеческое естество, поврежденное первородным грехом, не в состоянии сделать ничего доброго без Божественной помощи. И ярким тому примером является искупительная жертва Христа Спасителя, который на Кресте пострадал за наши грехи, искупив нас Честною Своею Кровию.
В эти покаянные дни будем же вместе с пророком Давидом восклицать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». «В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Нет в нас сил бороться с грехом. Даже святой апостол Павел говорил: «Хотел бы я разрешиться и быть со Христом. Но дадеся мне пакостник плоти, ангел сатанин, который пакости мне деет. Он уязвляет мою плоть, порабощая душу. И потому то, что не хочу, совершаю, а то, что хочу, того не делаю».
Лишь только тот, кто прилагает особый труд и особые усилия к делу своего спасения восхищает Царствие Небесное. Священное Писание не даром говорит нам о том, что «Царство Небесное нудится и нужницы восхищают его» (Мф 11:12). Только тяжелый кропотливый труд – ежедневный и ежечасный – даст нам то, что Господь уготовал любящим Его.
«Вера без дела мертва», — учит апостол Иаков. Если мы говорим, что веруем, но не делаем добрых дел, то какова эта наша вера? Апостол пишет, что и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Но духи зла не желают вернуться к своей прежней ангельской природе, а продолжают творить свою волю, а не волю Божию. Бесы разрушают наши души тела, растлевая нас страстями и пороками.
Сегодня – первый день Великого поста, первая ступень лествицы, ведущей нас в Царство Небесное. Мы начинаем восхождение, подобно тому, как некогда Моисей восходил на гору Синай. Мы с вами в эти святые дни восходим на мысленную гору, где восседает сам Христос, чтобы там, встретившись с Ним лицом к лицу, получить от него скрижали правды, которые мы должны нести в наших сердцах.
Вот почему святая Православная Церковь дни Великого поста называет духовной весной. Вот почему эта пора называется обновлением. Ибо с наших душевных очей спадает пелена: мы начинаем видеть свои прегрешения и стараемся от них очиститься постом и молитвой. И тогда нам становится виден Горний Иерусалим, где сонмы святых, вкупе с Небесным Воинством архангелов и ангелов молятся о нас к Богу, чтобы мы «в усердии не ослабевали, духом пламенели» и достигли Царствия Небесного. Аминь».