О причинах смерти
Святейший Патриарх Алексий умер в своей резиденции в Переделкино утром 5 ноября. «Сегодня утром патриарху Алексию стало плохо, была вызвана реанимация. Врачи попытались запустить остановившееся сердце, однако попытка оказалась неудачной, и сердце Предстоятеля остановилось вновь», – было сообщено прессе.
Константинопольский Патриарх Варфоломей I в этот же день, выступая перед журналистами, отметил, что Святейший Патриарх Алексий чувствовал приближающуюся кончину. «Когда я приехал в Украину для участия в торжествах по случаю 1020-й годовщины Крещения Руси, после литургии и официального обеда у нас была долгая и плодотворная встреча, в ходе которой Алексий сказал мне, что он чувствует приближающуюся смерть и что мы должны стремиться восстановить мир в Церкви. Он сказал, что, возможно, он не сможет уже принять участие во Всеправославном совещании в минувшем октябре. Несмотря на свои мрачные предчувствия, не послушав врачей, Патриарх Алексий приехал на встречу, имея сильное желание поставить свою подпись под итоговым документом Всеправославного совещания, который представляет собой ответ полноты Православной Церкви на актуальные проблемы современного мира. Эта подпись остается неизгладимым знаком его свидетельства», – сказал он.
Как известно, Святейший Патриарх Алексий по состоянию здоровья вынужден был прервать свой июльский визит в Украину: после киевских торжеств он должен был посетить Донецк, но перенес поездку на более поздние сроки. Тем не менее он продолжал отправлять запланированные службы и совершать визиты. Его Святейшество принял участие в торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, в Белоруссии. В ноябре, находясь в отпуске, вынужден был прервать отдых и вновь пройти курс лечения, о чем 28 ноября письмом сообщал митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию: ««Отдых у меня прервался мерцательной аритмией, и для проведения кардиоверсии мне пришлось выехать в Мюнхен. Пришлось проходить не только обследование, как предполагалось ранее, но и лечение. Осталась слабость, которая, по словам врачей, будет постепенно проходить», – сообщал Алексий II. В своем письме Патриарх также выразил надежду 1 декабря вернуться в Москву. 4 декабря, накануне смерти, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он совершил свою последнюю Божественную литургию.
«Стенокардия напряжения стала причиной надрыва сердца, которое не знало отдыха многие десятилетия» – под таким заголовком вышла статья в газете «Твой день», журналист которой исследовал эту проблему. В ней говорится:
«Через несколько часов после светлой кончины патриарха в его резиденцию в Переделкине приехали представители прокуратуры и судмедэксперты. Никто, естественно, и предположить не мог, что за внезапной смертью 79-летнего предстоятеля кроется что-то темное, но таков порядок.
«Тело осмотрели, как полагается в таких случаях, – рассказал «Твоему дню» источник в правоохранительных органах. – Никаких признаков чего-то подозрительного не обнаружили. А поскольку о вскрытии даже речи не шло, то в заключение внесли те данные, которые были получены при последнем прижизненном медицинском осмотре патриарха».
Скупые строчки медицинского заключения, сделанного в стенах Центральной клинической больницы, мало что скажут непосвященному: «ИБС (ишемическая болезнь сердца. – Ред.). Стенокардия напряжения, НК 2 Б отягощенная (недостаточность кровообращения второй степени. – Ред.), ХИБС. Состояние после АКШ (аорто-коронарное шунтирование. – Ред.): гипертоническая болезнь 3 степени, легочное сердце (когда работа сердца зависит от работы легких. – Ред.), застой в малом кругу кровообращения».
Не секрет, что у Святейшего давно были проблемы с сердцем. В 1996 году, почти тогда же, когда и Борис Ельцин, он перенес сложнейшую операцию на сердце. Но врачи-кардиологи сразу же обратят внимание на главное: «стенокардия напряжения». Это означает, что сердечная мышца учащенно бьется. Сердце человека постоянно находится в напряженной работе.
«Эта болезнь характерна для всех людей, от чьих решений зависит жизнь других, – прокомментировал врач-кардиолог. – Например, для крупных руководителей, которые должны лично контролировать все, что происходит в их ведомстве, хозяйстве. Человек, обремененный таким грузом, не может остановиться. Работа входит у него в привычку. Но сердце в конце концов не выдерживает нагрузки. Не зря людям, пережившим инфаркт, в первую очередь прописывают полный покой и запрещают работать, напрягаться, даже думать о проблемах».
Груз, который нес на своих плечах Святейший, трудно сравнить с каким-то другим. Ведь «ведомство» Алексия II – это огромный православный мир, все, кто почитает Русскую православную церковь во всех, даже самых отдаленных, уголках планеты. Последний день своей жизни первоиерарх Русской православной церкви провел так же, как и тысячи других, – в трудах во славу Господа и в заботе о своей пастве. 4 декабря Алексий II отслужил праздничную службу в Успенском соборе Кремля. В этот день был его любимый церковный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. И на эту же дату пришлась 91-я годовщина интронизации святителя Тихона – последнего патриарха, при котором Русская православная церковь была единой. Алексий II, которому удалось вновь объединить Русскую и Зарубежную православные церкви, возглавил молебен у мощей святителя в Донском монастыре Москвы».