Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Иларион: «Новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл обладает всеми качествами, достойными Московских Первосвятителей…»

Его проповеди и богослужения всегда искренние, и он — человек открытый для диалога. И новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл обладает всеми качествами, достойными Московских Первосвятителей, особенно в нынешних условиях церковного бытия.
Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион
27-28 января в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, в работе которого приняли участие делегаты от Донецкой и Горловской епархий. После Собора правящий архиерей Донецкой епархии митрополит Иларион поделился своими впечатлениями.
– Ваше Высокопреосвященство, Вы — неоднократный участник Архиерейских Соборов. Чем Поместный Собор отличается от Архиерейского?
– Архиерейский Собор – это собор епископата. На Поместном Соборе присутствует вся полнота Церкви – архиереи и духовенство, миряне и монашествующие. И избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви совершилось соборным разумом.
– Московский Патриархат объединяет верующих многих стран, не часто выпадает возможность пообщаться с единоверными братьями, живущими за границей. Была ли у Вас такая возможность?
Состоявшийся Поместный Собор впервые после 1917 года стал действительно Поместным, потому что в нем приняла участие и Русская Православная Церковь Заграницей. И в том, что мы объединились – несомненная заслуга почившего Святейшего Патриарха Алексия II. В первый раз, конечно, мы имели возможность общаться с архиереями, которые приехали из-за рубежа, на первом, после воссоединения, Архиерейском Соборе, проходившем в июне 2008 года. На Соборе ежедневно в Храме Христа Спасителя совершалась Божественная литургия, а общение у Единой Чаши Христовой – это самое главное.
Кроме того, наше общение проходило и во время заседания Собора, и во время перерыва соборных деяний. Мы имели возможность общения в неформальной обстановке, потому что жили в одной гостинице, а также встречались за трапезой. И это было свободное общение без всяких ограничений ни с одной стороны, ни с другой. И кто какие вопросы хотел решить – решали, никаких препятствий к этому не было.
– В Донецкой епархии сложились добрые отношения с местной властью. В России это относится и к общегосударственной политике. До какой степени, на Ваш взгляд, Церкви необходима поддержка со стороны государства, а где от этого лучше дистанцироваться?
– Всякие отношение необходимо выстраивать. Иногда на это уходят годы. И если архиерей находит правильный контакт с властьимущими, то, соответственно, будут и результаты этих взаимоотношений. Кто и как на кого должен влиять? Думаю, влияние государства на Церковь может быть лишь со стороны добрых отношений. Не должно быть заигрывания и компромиссов в стиле «ты – мне, я тебе». Если государство начинает ставить Церкви свои условия, то она утрачивает свою важность в жизни человека, общества, страны в целом. У Церкви – своя миссия, у государства – свои задачи. Государство в основном использует, пусть и вынужденно, механизмы принуждения, а Церковь всегда вела человека ко Спасению, не посягая на его личную свободу. В России мы наблюдаем добрые отношения Церкви и государства, но, с другой стороны, если эти отношения становятся слишком близкими, непаритетными, то они часто становятся обязывающими к чему-то. А этого Церковь не может себе позволить. Церковь должна быть вне политики, а государство – это политический институт, там своя политика, свое видение жизни и человека. Мы стараемся идти близко друг к другу, но не сближаться и не пересекаться, быть независимыми от политики, от государства.
– Избрание Предстоятеля Церкви – ответственный исторический момент. С каким чувством участники, делегаты подходили к этому вопросу?
– Лично для меня было определенное волнение. С одной стороны, торжественность момента, с другой – такое большое количество участников, одних делегатов, собранных со всего мира, 700 человек – а это еще и определенное чувство неизвестности. Ведь различные вопросы церковной жизни можно было по-разному сформулировать – что при различии культурном и историческом могло вызвать неоднозначную реакцию. Приходы Московского Патриархата расположены практически в каждой стране, и, не секрет, что за границей многие вопросы решаются более демократично. Хотелось, чтобы совершилась воля Божия, чтобы Собор не перешел в плоскость политическую, со взаимными обвинениями или какими-то конфликтами. Думаю, это тревожило каждого – чтобы все прошло мирно, в единении мирного духа, в единении Церкви. В частности, нам это удалось, потому что никто из членов Архиерейского и Поместного Соборов не ставил провокационных вопросов, которые могли бы привести к расколу Церкви. Главное было сохранить единение мирного духа, духа разума, который необходим был для избрания Святейшего Патриарха. Мы достигли этого, потому что избрали достойного Предстоятеля.
– Со святейшим Патриархом Кириллом вы знакомы лично. В 2007 году он даже посетил пределы Донбасса. Что вы можете сказать о нем как о человеке и архиерее?
– Я говорил еще до избрания, что митрополит Кирилл – это достойный преемник покойного Святейшего Патриарха Алексия, потому что деятельность Предстоятеля была связана и с жизнью митрополита Кирилла. Он много лет возглавлял отдел внешних церковных связей, который является ведущим отделом Московской Патриархии. Митрополит Кирилл – это человек образованный, дипломат, полиглот, человек, которого знает весь мир, и православный, и инославный. Патриарх Алексий выстраивал взвешенные отношения с государством, думаю, что эта тенденция сохранится. Если государство не будет вмешиваться в церковные дела, то и Церковь, соответственно, не будет противостоять ему. И Поместный Собор, и я сказали, что он – самый достойный из всех кандидатов, которые присутствовали на Соборе.
Да, митрополит Кирилл посещал и нашу епархию, и Святогорскую Лавру. Он открыт для общения, не уходит ни от каких вопросов, его всегда приятно слушать. Его проповеди и богослужения всегда искренние, и он — человек открытый для диалога. Безусловно, новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл обладает всеми качествами, достойными Московских Первосвятителей, особенно в нынешних условиях церковного бытия.
– Удалось ли пообщаться с Его Святейшеством на Поместном Соборе?
– Конечно, мы общались и до избрания его Патриархом, и во время Архиерейского собора. Собор завершился досрочно, так что такая возможность предоставилась.
– Обсуждался ли визит Патриарха в Донбасс?
– Всему своё время. Хотя именно Донецкая епархия была одной из первых в Украине, которую покойный Святейший Патриарх Алексий планировал посетить.
– Вопрос церковного единства не раз озвучивался Его Святейшеством. Православные Донбасса очень ценят связь с Матерью-Церковью. Каким образом нам противостоять принципу «разделяй и властвуй», который политики пытаются проецировать на Церковь?
– Самое худшее – это когда политики вмешиваются в жизнь Церкви. Сегодня нам не стоит угождать сиюминутным желаниям властьпридержащих. Политика есть политика, она должна заниматься своим делом, а мы – своим. Угождать, как хотелось бы некоторым – «хочу поместную церковь, хочу автокефальную» – нельзя. Нельзя желание одного человека ставить выше мнения народа Божия. В нашем регионе особенно сильны связи с русским народом. Восток Украины особенно ценит это единство. У нашей Церкви достаточно прав, и наш Синод, под мудрым руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира, самостоятельно принимает решения и по делам епископата, и по учреждению епархий и монастырей, жизни духовных школ. Заострять эти вопросы, которые поднимаются некоторыми горячими головами, среди верующего народа не стоит. Всякое поспешное изменение вызывает обсуждение и бурную реакцию среди верующих людей. Этим пользуются радикалы, подогревая кликушество и настроения в стиле диомидовских деклараций и т.п., поэтому надо быть с этим очень осторожными, и не спешить никуда прежде времени. Потому вопрос церковного единства, о котором радел почивший Святейший Патриарх Алексий и нынешний Патриарх Кирилл, стал лейтмотивом Поместного Собора. На нем красной нитью проходила тема единения, никаких раздоров или расколов не должно произойти в Церкви. Мы должны самыми тесными узами быть связаны для решения вопросов, которые остаются актуальными в жизни Церкви.
– Почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий за годы своего Патриаршества сумел вывести Церковь на качественно новый уровень. Это видно по возросшему количеству восстановленных и новопостроенных храмов и монастырей, воссоздана церковная организационная структура. Какие вопросы, по Вашему мнению, придется решать Святейшему Патриарху Кириллу и священноначалию вообще в ближайшее время?
– В свое время один архиерей говорил о том, что монастырь – это не стены, это не здание, монастырь – это люди. Сегодня строительство храмов, которое успешно прошло за период правления Святейшего Патриарха Алексия, – это один из важных вопросов, которые решала Церковь последние 20 лет. Но сегодня стал очевидным архиважный вопрос воспитания человека, восстановления нормального состояния его души. Давайте быть объективными: со строительством храмов и монастырей не поднялся уровень духовности. В обществе остро существуют проблемы и наркомании, и преступности, у нас остались проблемы нравственные, разрушается институт семьи и брака. И не секрет, что сегодня эти проблемы наблюдаются не только в светских кругах, но и в духовных. А ведь семья – это малая Церковь, это первая домашняя школа молитвы, поста и любви к Богу и ближнему. Семейные устои насильно расшатываются, и поэтому задание Патриарха Кирилла, который принял церковный корабль – это решение проблемы духовного воспитания человека, восстановление традиций воспитания в духе христианской нравственности.
Мы наблюдаем сегодня малый приток монашествующих. Мы видим сегодня множество невоцерковленной молодежи, которая не противится Богу, нет, она просто не интересуется духовной жизнью. Вопрос их морали, нравственности оставляет желать лучшего. Это задача Церкви – воспитать человека, дать ему возможность прийти к Богу. Если раньше молодые смотрели на духовную литературу, художественные фильмы широко открытыми глазами, то теперь наблюдается безразличие. Вопрос духовного воспитания и катехизации человека, и молодежи в особенности, необходимо решать.

Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство за интервью.