Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

28.01.2009. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Крещение Господне: двухсот летняя история празднования в Екатеринославе

Традиция проводить водоосвящение на Днепре в Днепропетровске имеет 200-летнюю историю. В период конца XVIII – начала XIX веков из-за трудностей с быстрой застройкой нагорной части Екатеринослава основное развитие получила лишь низинная приднепровская территория. В то время духовными центрами города были две церкви – Троицкая и Успенская, вплоть до освящения в 1835 году Преображенского собора. Тогда собор «на горе» построен не был, а сама «гора» застраивалась до середины прошлого столетия. Поэтому крестный ход и водоосвящение на Днепре проводились в низинной части города.
Так, в 1899 году «воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». То есть в парке Шевченко в районе ресторана «Маяк», возле Мерефо-Херсонского моста. Однако трудности прохождения крестного хода вынудили вновь перенести место в нижнюю часть города – туда, где в прибрежной застройке остался единственный «просвет».
На плане Пупырникова 1885 года впервые появляется название улицы «Иорданская». К началу XX века прочно закрепилось единственное место для водосвятия: «на Иордани» – в конце Иорданской улицы (в 1923 году ее переименовали в улицу Михаила Коцюбинского). Среди населения бытовало название Иордань – место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан.
Водосвятия в городе проводились не менее трех раз в год. Как же все происходило?
Владимир Машуков в «Воспоминаниях о городе Екатеринославе (1887 -1910 гг.)» пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи, и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода».
История также сохранила описание праздника 1914 года. Накануне праздника по распоряжению администрации закрывались все увеселительные и зрелищные заведения города. В печати было объявлено, что в 9 часов утра 6 января в Успенской церкви будет совершена Божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр для освящения воды. Все городское духовенство должно было явиться для участия в нем в Успенскую церковь в праздничном облачении. И вот, в 9 часов утра Преосвященный Агапит в Успенской церкви в сослужении ректора духовной семинарии протоиерея А. Одинцова, настоятеля Успенской церкви А. Березовского, ключаря кафедрального собора священника И. Волошинова при двух певчих совершали Литургию святого Василия Великого. В 11 часов в Успенскую церковь прибывали крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей города. По окончании Литургии многочисленное городское духовенство и Преосвященный Агапит со святым крестом в руках, при пении хора певчих, колокольном звоне и звуках духовых оркестров, исполняющих «Коль славен», совершали крестный ход по Иорданской улице на реку Днепр. На берегу в специально выстроенной палатке, украшенной национальными флагами и еловыми ветвями, задрапированной белой тканью, Владыка совершал освящение воды. В момент погружения святого креста в воду производился троекратный салют из пушек. Во время крестного шествия от храма и по всей Иорданской улице до Днепра стояли войска местного гарнизона. Храм, вся Успенская площадь и прилегающие к ней улицы были запружены народом. На богослужении присутствовали губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, полицмейстер П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные Городской думы и многие другие начальствующие лица — как военного, так и гражданского ведомств.
Обряд существовал даже в первые годы советской власти. В сложный революционный период с 1917 по 1921 год место водосвятия варьировалось в зависимости от военной обстановки в городе. Даже после прихода советской власти водоосвящение на Днепре в конце Иорданской улицы также проводилось.
Так, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца») зафиксировано:«1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили изо льда крест и насадили сосен. После водоосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». В 1923 г.: «На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажаны елки в ледяные подставки». 1925 г.: «После обедни все старые церкви (кроме «Стефановских») подошли к Успенью, а оттуда на Днепр. На реке лед около берега вскрылся, и поэтому люди стояли не на льду (как обычно), а на берегу. Когда освятили воду, двое мальчишек и один инвалид купались. Выпустили голубя».
Однако с конца 20-х — начала 30-х годов крестные шествия уже запретили. Перед войной в этом месте был благоустроен берег Днепра от улицы Московской до Коцюбинского, сооружены подпорная стенка, спуски к Днепру, бульвар. Теперь здесь располагается начальная часть Центрального (Нового) моста. В 2005 году этот участок Набережной капитально реконструирован, сооружены фонтаны и поставлены скульптуры.
Пятнадцать лет назад, с приходом митрополита Иринея на Днепропетровскую кафедру эта многовековая традиция была возрождена. С самого утра в праздник Крещения Господня на Набережной Днепра собираются жители Днепропетровска. Все уже привыкли, что в этот праздничный день в одно и тоже время и при любой погоде митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней обязательно обходит акваторию своей епархии. После Божественной литургии Владыка в сопровождении духовенства и множества верующих возглавляет торжественное шествие крестным ходом на Днепр, во время которого улицы, транспорт, и жители города окропляются святой водой. Затем на месте, где уже полным ходом развернулось строительство Иоанно-Предтеченского храма, Днепропетровский Архипастырь совершает великое освящение воды. Владыка благословляет всех присутствующих и освящает воды Днепра, трижды опуская в реку Святой Крест. Ежегодно Великое таинство собирает тысячи горожан. В общей массе верующих всегда молится и мэр города Иван Иванович Куличенко. Сразу после освящения юные кадеты Екатеринославского кадетского корпуса окунаются в священные воды. За ними следуют и другие участники крестного хода. Кто не рискует погрузиться в Днепр, просит Владыку Иринея обильно окропить их святой водой. Празднование на берегу оканчивается торжественным многолетием, во время которого в небо традиционно выпускаются белые голуби.

Диакон Георгий Скубак