Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Герук. Монастырь в плену

06.11.2008. РОМНЫ. Филаретовцы попытались захватить Свято-Духовский собор города
5 октября в полдень не отошедшие от Хеллоуина последователи отлученного от Церкви М. Денисенко (Филарета) в количестве сорока человек прибыли на микроавтобусе и легковых машинах из Сум в славный казацкий город Ромны. Группа состояла из так называемых «священников», «семинаристов» и просто погромщиков. На базарной площади у Свято-Духовского собора, который сейчас находится на реставрации, они сначала провели «богослужение», затем срезали замки, проникли внутрь храма, часть захватчиков уехала, а вторая группа забаррикадировалась внутри помещения. Православная община храма во главе с настоятелем отцом Николаем Бойко, которой принадлежит собор, обратилась в милицию, но захватчики отказались от общения с правоохранителями. Однако филаретовцы не учли, что прихожанами храма являются казаки Роменского куреня Запорожского казачества во главе с генерал-полковником Юрием Вовченко. Казаки провели акцию по освобождению своей святыни: захватчики были выдворены из храма и доставлены в местное отделение милиции. Были составлены акты и протоколы. Дело о филаретовских безобразиях передано в прокуратуру.

12.11.2008. УЖГОРОД. Произведен обыск в храме священника – лидера русинов Закарпатья
В ужгородском храме Христа Спасителя, настоятелем которого является один из лидеров русинского национального движения протоиерей Димитрий Сидор, на днях был произведен обыск.
Из-за этого инцидента священник, глава сойма (народного парламента) подкарпатских русин, не смог приехать в Москву для участия во Второй ассамблее фонда «Русский мир», собравшей российских соотечественников из разных стран. «Подобные методы и пропагандистские приемы, все эти поиски «врагов народа» в стиле тоталитарной эпохи не позволяют считать наших оппонентов порядочными людьми», – заявил отец Димитрий.
Недавно на протоиерея Димитрия Сидора было заведено уголовное дело по обвинению в «сепаратизме». С протестом против преследования священника выступил Правозащитный центр Всемирного русского народного собора.
Интерфакс-Религия

12.11.2008. ИВАНО-ФРАНКОВСК. На Западе Украины преступник поджег старинный храм, чтобы скрыть следы грабежа
В городе Долина Ивано-Франковской области сотрудники милиции задержали 22-летнего местного жителя, который обвиняется в хищении икон и церковной утвари из храма св. Иоанна Крестителя, принадлежавшего т.н. «Украинской автокефальной православной церкви».
Как сообщили в центре общественных связей УМВД в Ивано-Франковской области, именно для того, чтобы скрыть следы преступления, злоумышленник поджег старый храм. Сообщение об этом поступило в дежурную часть районного управления МЧС 9 ноября. До прибытия пожарных огонь успел повредить интерьер храма – пострадал алтарь, сгорела церковная литература.
После того как пожар был потушен, служители церкви обнаружили пропажу нескольких икон, золоченой чаши и другой церковной утвари. Сотрудники милиции практически сразу определили, что причиной пожара в церкви был умышленный поджог. «В течение нескольких часов была установлена личность подозреваемого в совершении этой кражи,– сообщила сотрудница центра общественных связей УМВД в Ивано-Франковской области Зорина Кречко. – Им оказался 22-летний местный житель, безработный, ранее несудимый. Во время обыска в его квартире были обнаружены украденные вещи». В настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении злоумышленника уголовного дела.
Седмица.Ru

13.11.2008. ЖИТОМИР. Верующие епархии почтили день покровительницы города Анастасии Римляныни крестным ходом
В честь престольного праздника святой преподобномученицы Анастасии Римляныни архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском храме города, после чего возглавил общеепархиальный крестный ход с иконой мученицы Анастасии по центральным улицам города.
Крестный ход прошел от Спасо-Преображенского собора по улице Победы, через Соборную площадь к Крестовоздвиженской церкви, в которой с 1982 года размещается музей природы. У стен поруганной святыни был отслужен молебен. Далее духовенство и верующие епархии направились к зданию областной госадминистрации. Здесь была установлена военная палатка, оборудованная под походную церковь общины Крестовоздвиженского храма. Данная мера была предпринята вследствие игнорирования властями обращений верующих епархии и духовенства о возвращении Крестовоздвиженской церкви Православной Церкви.
Пресс-служба Житомирской епархии

28.11.2008. КИЕВ. Из храма святителя Михаила похищены старинные иконы
Вечером 27 ноября настоятель храма протоиерей Роман Барановский и клирики храма обнаружили исчезновение двух икон старинного письма: «Дегтяревской» и «Касперовской» икон Божьей Матери. По словам старосты храма Игоря Барановского, похищение старинных образов было спланировано заранее. На этот факт указывает то, что иконы, находящиеся в алтаре, были помещены в киоты, из которых преступники их предварительно вынули, что само по себе было непростой задачей.
Образ «Дегтяревской» иконы Божьей Матери неразрывно связан с историей храма. По историческим данным, икона принадлежала великому меценату и строителю первого храма (был разрушен большевиками в 1930 году) купцу первой гильдии Михаилу Дегтяреву. До недавнего времени «Дегтяревский» образ находился в частной коллекции, из которой по инициативе настоятеля протоиерея Романа Барановского был выкуплен на собранные средства прихожан и меценатов храма.

01.12.2008. КИЇВ. Віруючі Української Православної Церкви просять владу захистити їх від спроб колишнього голови Держкомзему захопити православний храм
Відбувається чергова спроба захопити Свято-Михайлівський храм Миронівського благочиння Білоцерківської єпархії Української Православної Церкви. І керує цим процесом не хто-небудь, а колишній голова Держкомзему (до 2005 року), колишній губернатор Черкаської області, а сьогодні ректор Білоцерківського аграрного університету Анатолій Даниленко, який на останніх виборах намагався потрапити до Верховної Ради України разом з Михайлом Поплавським за списками політичної партії «Третя сила».
У своєму намаганні змінити настоятеля місцевої парафії Даниленко не тільки нехтує традиціями і канонами Православної Церкви, а й не зупиняється навіть перед загрозою розколоти місцеву громаду та посварити людей між собою за конфесійною ознакою. Подробиці у листі, який місцева релігійна громада направила до Київської облдержадміністрації та облради, Миронівської райдержадміністрації та райради, а також до Прокуратури Київської області

01.12.2008. КИЇВ. Віруючі села Карапиші захистили храм від спроби силового захоплення, але загроза залишається
Як повідомив благочинний Миронівського благочиння протоієрей Андрій Оленин, у неділю, 30 листопада, о восьмій годині ранку відбулося повторне захоплення Свято-Михайлівського храму у селі Карапиші Миронівського району Київської області представниками Київського патріархату.
Духовенство КП та молодики штурмом виламали двері у храмі, при цьому був використаний сльозоточивий газ, на що вони отримали відповідь із вогнегасників від парафіян, які знаходилися в храмі. Розкольники до церкви не проникли. Молодики КП в кількості до 70-ти чоловік не допускали віруючих на територію храму, провокували бійки та сутички.
Під час переговорів представники СТОВ «Агросвіт» та громади КП не представили ніяких документів щодо власності храму, земельної ділянки та так званого договору оренди храму, наданої СТОВ «Агросвіт» громаді КП.

Монастырь в плену

Сергей Герук

В одном из интервью Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир с печалью констатировал, что в Украине насчитывается более 300 храмов, монастырей, различных исторических церковных строений, и по сей день находящихся в распоряжении различных государственных структур. Некогда «экспроприированные» у Церкви гонителями-безбожниками, они все еще пребывают в плену государства и своим «функциональным назначением» остаются примерами надругательства над православными святынями.
Одним из таковых «объектов» является Харлампиев (Гамалеевский) монастырь, расположенный на севере Украины, недалеко от старинного исторического града Глухова, у самой границы с Россией. Несмотря на то что этот уникальный памятник церковной архитектуры ХVІІІ столетия более полувека тому назад (1956 г.) обрел в советской Украине статус архитектурного ансамбля государственного значения, чиновники хрущевских времен решили передать его в 1962 году МВД Украинской ССР для размещения в нем мужской колонии для заключенных строгого режима (ШИК-66).
Удивительно, что современные политические радетели так называемого «національного духовного відродження» демократической Украины, коим доверено решать вопросы реституции церковной собственности, в процессе ходатайств Церкви о возврате Харлампиевого монастыря даже не приняли во внимание тот факт, что этот архитектурный комплекс украинского барокко является еще и родовой усыпальницей гетмана Ивана Скоропадского. И на его территории под асфальт и бетон попали захоронения многих смиренных молитвенников, «в иночестве жизнь свою проводивших».
Более того, на очередной запрос правящего архиерея архиепископа Глуховского и Конотопского Луки из Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний пришло пространное ответствование, в коем была названа сумма в 56 миллионов гривен (более 10 млн. у.е.) как непременное условие, необходимое для перенесения исправительной колонии в другое место.
Священник протоиерей Максим Максименко, ведший до недавнего времени пастырскую деятельность с заключенными этого исправительного учреждения, неоднократно рассказывал на епархиальных конференциях, что на территории колонии сохранились (хотя и пребывающие в запустении и медленном разрушении) два храма – в честь Рождества Богородицы и в честь священномученика Харлампия, построенные еще при Петре Первом в начале ХVІІІ века, а также другие церковные сооружения.
В храме святого мученика Харлампия находится упомянутое захоронение гетмана Ивана Скоропадского и его семьи. Все остальные захоронения монастырского погоста на территории монастыря были срыты и залиты бетоном, сверху положен асфальт. Храм Рождества Богородицы перестроен под рабочие цеха, внутри разделен на три этажа и множество подсобных помещений. От вибрации работающих станков и другой техники храм и другие монастырские здания потихоньку рассыпаются и имеют весьма плачевный вид.
Свято-Харлампиевому собору повезло в том смысле, что в одном из приделов с разрешения администрации колонии оборудован тюремный храм, поэтому он находится в несколько лучшем состоянии, т.к. организованная община, состоящая из заключённых, своими силами поэтапно производит в нем ремонт. Тюремное служение Глуховского духовенства и Гамалеевского Харлампиевого монастыря заслуживает отдельного рассказа. Но следует отметить, что сами заключенные считают, что древнюю обитель необходимо срочно вызволить из тюремного плена. Только кто с их мнением считается?