Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Иоанн Юркович. Живительная сила святости


Архиепископ Иоанн Юркович,
Апостольский нунций в Украине

Вопрос культуры является одним из главных вопросов существования каждого человека, его творческой и жизненной деятельности. Культура – один из компонентов исторического сознания идентичности любого народа и любой социальной группы.
С самого начала своего существования Церковь должна была постоянно принимать во внимание ценности и культурные предложения, в среде которых она зарождалась. Христос поручил своим ученикам нести евангельское послание даже до края земли (см. Деян. 1, 8), чтобы всем раскрыть правду своей благой вести, независимо от этнической и культурной принадлежности. В истории христианства Церковь всегда с особой ответственностью относилась к этой встрече с новыми культурными окружениями, стремясь неустанно свидетельствовать о послании Христа в самых разнообразных социальных контекстах, оказываясь перед лицом вызовов таких отдельных прочно устоявшихся культурных контекстов, как, например, иудейского и греческого.
Будучи тесно связанной с людьми и их историей, культура подчинена той же динамике, что и время, в котором живет человек. Культуры получают живительную силу от передачи ценностей, их существование и жизненная энергия зависят от способности оставаться открытыми к принятию нового. Как можно охарактеризовать этот процесс? Каждый человек укоренен в культуре, зависит от нее и на нее влияет. Он является одновременно и сыном, и отцом той культуры, в которой живет. В каждом выражении своей жизни он несет с собой что-то, что отличает его среди прочего мироздания, а именно: свою постоянную открытость к тайне и неисчерпаемое желание к познанию. Поэтому можно утверждать, что культура способна принять и Божие откровение.
Способ, которым христиане переживают свою веру, также пронизан культурой окружающей среды и, в свою очередь, влияет на ее формирование. В каждую цивилизацию христиане вносят неизменную правду Бога, которую Он открывает в истории и культуре определенного народа. Таким образом, в течение веков продолжает вновь и вновь воссоздаваться событие, свидетелями которого стали паломники, находившиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Слушая Апостолов, они спрашивали себя: «сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 7-11). В то время как Евангельская весть в разных культурах требует принятия веры, она не препятствует, однако, сохранению собственной культурной идентичности. Она не создает никаких разделений, потому что крещеный народ отличается той универсальностью, которая способна принять любую культуру, благоприятствуя раскрытию во всей полноте имплицитно присутствующих в ней ценностей (см. Иоанн Павел II, Fides et Ratio 71).
Тот, кто входит в Церковь, должен осознать, что он входит и в «новое культурное окружение». В какой-то мере он должен преодолеть свою прошлую жизнь, иначе он не сможет стать христианином. Вера – это не только личный путь к Богу. Вера приобщает нас к Народу Божьему и к его истории. Но сам Бог связал себя с определенным историческим моментом, который стал также Его «личным временем». Христос остается навсегда человеком, Он сохраняет свое тело навсегда. Быть человеком и стать телом – означает также стать частью отдельной истории и культуры. В масштабах человечества, конечно, речь идет не об одной, а о многих культурах, принадлежащих отдельным народам, но в то же время подразумевается и определенное задание для всех: Народ Божий должен искать свою глубокую идентичность во Христе, связывать себя с драмой воплощения Божьего Сына и всю динамику истории понимать через перспективу креста (см. Й. Ратцингер. Соль земли).
Когда мы смотрим на это культурное обогащение, которое принесло нашим странам христианство, становится ясно, что главными деятелями христианской культуры являются святые. Именно жизнь святости образует культурную сущность христианства. На этой почве со временем произрастали и такие более видимые плоды христианской цивилизации, как искусство и литература.
Поэтому на Церковь возлагается задача сохранять эту память о святости, которая проявляется в жизни святых.
Церковь всегда хранила память о святых, о тех, кто отдал свою жизнь за Христа. Эти предания (Аcta martyrum) были особенно ценными, так как ранняя Церковь хорошо осознавала, что «кровь мучеников – семя христианства» (Sanguis martyrum – semen christianorum). А это значит: необходимо всегда помнить и никогда не забывать об этой жертве праведников, о тех, кто сам стал жертвой преследования и ненависти по причине своей верности Евангелию.
Всем нам хорошо известно, как недавняя история нашего континента была обагрена кровью мучеников. ХХ век стал веком христианских мучеников особенно среди славянских народов Восточной Европы. Поэтому все мы призваны обновлять свои мартирологи и открывать это богатство всему человечеству.
Святые наших времен, возможно, по численности превосходят святых первых столетий. Они являются также детьми разных континентов и разных культур, их истории становятся для нас свидетельством жизни Церкви в разных народах. Некоторым образом, можно сказать, что святые создают новый антропологический образ для человечества.
В этом заключается также истинная сила Церкви на сегодняшний день, как для христианского Востока, так и для Запада. Речь идет о людях, которые учения Христа делают правдой своей собственной жизни и свидетельствуют о евангельских ценностях в самых различных социальных контекстах своей жизнью, вдохновленной Святым Духом.
Святые ХХ столетия в большинстве своем являются мучениками. Тоталитарные режимы покрыли наш континент лагерями, в которых свой земной путь закончили многие из числа наиболее ярких примеров христианской жизни и любви к ближнему. Речь идет о неисчерпаемом сокровище святости, которое наше поколение не должно расточить напрасно. Очень часто выносится на обсуждение вопрос о поиске новых предложений для социальной жизни и культурных ориентиров для наших народов и европейской цивилизации. Но, может быть, в первую очередь, нужно было бы вернуться к памяти святых, мучеников наших времен, чтобы найти многие указания для будущего.
Святые, мученики учат нас и каким образом жить ради единства Церкви Христа. В жизни святости не существует разделений. Кто жил святостью, тот осознал, что для того, чтобы стать пред лицом этого «мира», необходимо исповедовать правду креста и правду любви, которые способны преодолевать всякие разделения, порожденные человеческим грехом и эгоизмом, и поднимать общество к новым уровням духовности и истинно человеческого и христианского творчества.