14.08.2008. СИМФЕРОПОЛЬ. Митрополит Лазарь: «Человек, совершивший преступление, должен прийти к исправлению»
Слово Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на встрече за «круглым столом» с представителями Департамента исполнения наказаний:
Дорогие отцы, братья и сестры! Вот уже около восьми лет в епархиальном управлении существует Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительным органами.
Одной из важнейших задач Отдела является обеспечение плодотворного взаимодействия со всеми силовыми структурами Украины, пастырской и духовно-просветительской деятельности Церкви среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и лиц, находящихся в местах предварительного заключения и исполнения наказаний. К сфере деятельности Отдела относится координация пастырской деятельности среди осужденных, проведение работы среди заключенных для их нравственного возрождения, профилактика преступлений, заболеваний ВИЧ/СПИДом и туберкулезом.
По благословению Правящего Архиерея за каждой воинской частью и каждым учреждением исполнения наказаний закреплен священнослужитель, который занимается духовным окормлением заключенных и военнослужащих.
Основная задача учреждений исполнения наказаний заключается в том, чтобы человек, совершивший преступление, через определенное наказание пришел к исправлению, и в этом задачи Церкви и государственных органов полностью совпадают, поскольку покаяние обозначает изменение образа жизни и дальнейшее исправление человека, впавшего в то или иное прегрешение. Под покаянием Священное Писание понимает, в том числе, и скорбь от совершенного греха и обращение к Богу. Мало того, сознательное совершение тяжкого греха может сделать покаяние невозможным, так как истинное покаяние включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (Рим 9.18). После Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа покаяние станет невозможным. Именно поэтому в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.18.22) звучит призыв не откладывать обращение и покаяние до порога смерти.
В Основах социальной концепции нашей Церкви в пункте IX.1. говорится «Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления — нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем, понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях».
Главным источником преступления, согласно Священному Писанию является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Для сдерживания проявлений беззакония государство создает правоохранительные органы, целью которых является предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, их совершивших. Однако важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед Церковью.
Церковь видит возможность духовной профилактики преступности прежде всего в воспитании и просвещении, направленных на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества.
Творец, устанавливая наказание преступникам, говорит Израилю: «Истреби зло из среды себя» (Втор. 21. 21). В Притчах Соломоновых читаем: «Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление» (Притч. 19. 25). Ветхозаветная традиция знает несколько видов наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание, денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные цели.
Все виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру.
В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36).
Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь устраивает там храмы и молитвенные комнаты, совершает Таинства и богослужения, проводит пастырские беседы с заключенными, распространят духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного нахождения.
Боль их искалеченных душ является болью всей Матери-Церкви, которая радуется радостью небесной и «об одном грешнике кающемся» (Лк. 15. 10). Возрождение душепопечения о заключенных становится важнейшим направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии.
Самым действенным в преодолении преступности призвано быть пастырское служение Церкви, особенно в Таинстве Покаяния. Любому, кто кается в совершенном правонарушении, в качестве непременного условия разрешения от греха священник должен решительно предложить отказаться пред Лицом Божиим от продолжения преступной деятельности. Только таким образом человек будет побужден оставить путь беззакония и вернуться к добродетельной жизни.
В заключение хочу пожелать нам и всему нашему обществу, чтобы в мире было как можно меньше людей совершивших какое-либо преступление, а тот человек, который все же, по наущению диавольскому, впал в тот или иной грех, совершил то или иное преступление, прибегал к Святой Православной Церкви и ее спасительным Таинствам.
14.08.2008. КИЕВ.Открылась Всеукраинская выставка-ярмарка «Медовый спас»