08.08.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В городе почтили память акаденика Дмитрия Яворницкого
«Если бы люди знали, как мне тяжело на свете жить». Эти слова принадлежат выдающемуся украинскому историку, археологу, этнографисту и фольклористу Дмитрию Ивановичу Яворницкому. 68 лет назад, в день празднования «Почаевской» иконы Богородицы, он ушел из жизни. Начал Д. Яворницкий свой научный путь в Харьковском университете, где начал глубоко интересоваться украинской историей, за что получил почетное прозвище «Козацький Батько».
Со временем, уже в Екатеринославе, в начале XX столетия Дмитрий Яворницкий основал исторический музей, который собирал к своей коллекции старобытности казацкого времени. Но с приходом советской власти у него начались трудности. Тогдашний режим подозревал ученого в распространении украинизации, и антисоветской пропаганде. Жизнь ученого превратилась на сплошной ужас, с постоянными допросами и обысками. Такой давки советской машины Д. Яворницкий выдерживать долго не смог…
О Дмитрии Яворницком долгие годы не вспоминали, хотя вряд ли кто-то сделал для сохранения украинской культуры больше, чем он. Труды ученого едва могли бы уместиться в 25 томах, но по сей день изданы лишь отдельные работы, среди которых — трехтомная «История запорожских казаков». Яворницкого называли сепаратистом и изгоняли из Украины задолго до Октябрьской революции, его клеймили как националиста в советские времена, но, рано поседевший и одинокий, он продолжал дело своей жизни. Все, что имел, тратил на создание коллекции национальных ценностей, не оставляя порою даже на хлеб. Дмитрий Яворницкий раскопал в приднепровских степях более тысячи курганов, изучил места всех сечей запорожских казаков и собрал около 80 тысяч(!) реликвий.
Родился Дмитрий Иванович Яворницкий в семье церковного псаломника. Его отец был беден, но благородного происхождения, много знал и сам дал детям начальное образование. В шесть лет Митя впервые услышал о Тарасе Бульбе и заболел казачеством — хотел узнать все, что с ним связано. Но у малоимущих родителей не было средств, чтобы учить сына дальше. Выручил случай: местный помещик посылал своего отпрыска в Харьковское уездное училище, а тот не хотел ехать без друга Мити. Так и отправились они вдвоем за счет богатого родителя. Потом Яворницкий поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, где его учителями стали выдающиеся филологи Александр Потебня и Николай Сумцов. Позже Дмитрий познакомился и с известным историком Николаем Костомаровым, который одобрил его увлечение запорожским казачеством.
Впрочем, писать диссертацию на эту тему Яворницкому запретили, обвинив в украинофильстве и сепаратизме. Попечитель Харьковского университета генерал Максимович сказал: «Пишите о Финляндии, запорожцы нам не нужны!» Хотя молодой исследователь к тому времени собрал уникальные исторические материалы.
Когда Яворницкому не удалось получить звание профессора Харьковского университета, друзья посоветовали ему отправиться в Петербург. Но вслед за украинским историком полетела депеша о неблагонадежности, из-за чего он долго не мог найти работу. Это был самый тяжелый период в жизни Дмитрия Ивановича.
Места преподавателя истории и литературы в Николаевском сиротском институте благородных девиц Яворницкому удалось добиться после того, как, подав документы на конкурс, он заворожил всех лекциями о казачестве. Вскоре его наперебой стали приглашать выступать с ними в других учебных заведениях. Именно Дмитрия Ивановича попросили написать предисловие к юбилейному изданию поэмы «Гайдамаки» Тараса Шевченко, вышедшему в Санкт-Петербурге в 1885 году. А на вечере, посвященном 25-й годовщине со дня смерти поэта, Яворницкий познакомился с художником Ильей Репиным. Их сблизила любовь к истории запорожского казачества. У Репина уже было несколько картин на эту тему, и он лет семь вынашивал идею создания монументального полотна «Ответ кошевого Сирка Махмуду IV». Но дело приходилось откладывать из-за нехватки исторического материала.
Где бы ни жил Яворницкий — в Москве, Петербурге, Ташкенте — каждое лето он возвращался в Приднепровье, чтобы по совету своего учителя, известного историка Николая Костомарова, возрождать духовную культуру украинского народа. Однажды Дмитрий Иванович решил пройти старым путем днепровских лоцманов, которые проводили через пороги казацкие чайки, и с тех пор каждое лето на Хортицу отправлялся только по Днепру.
В 1888 году известный екатеринославский краевед Александр Поль открыл небольшой музей, в котором было около пяти тысяч собранных им экспонатов. Первым поддержал его начинания Дмитрий Яворницкий. Именно он после смерти Поля спас от продажи за рубеж эту коллекцию, оцененную в 200 тысяч рублей, постоянно будоражил губернские власти идеей создания настоящего музея. Поэтому неудивительно, что в 1902 году, когда земство приняло решение и строительство здания началось, Дмитрия Яворницкого пригласили на должность директора.
Недалеко от музея, на высокой круче, 50-летний Яворницкий построил себе дом с мезонином. Возле него Дмитрий Иванович посадил только те деревья и цветы, которые были воспеты в украинских песнях: явор, калину, руту-мяту, любисток, мальвы. Вставая каждый день в пять утра, он работал в саду, а вечером гулял в парке, разбитом вокруг Потемкинского дворца. Там часто играл духовой оркестр. Музыканты знали Яворницкого и исполняли его любимые произведения — 5-ю симфонию Чайковского и гопак. Этот народный танец историк любил и часто танцевал на вечерах, где собирались его многочисленные друзья.
В 1933 году по обвинению в националистической пропаганде ученого уволили из музея и лишили академической пенсии. Чтобы как-то выжить, этот выдающийся человек продавал на рынке личные вещи, а в нетопленном доме они с женой Серафимой Дмитриевной сидели в кожухах.
Пенсию Дмитрию Ивановичу стали выплачивать только в 1936 году, но в музей, которому позже присвоили его имя, ученый уже не вернулся: тяжело заболел и 5 августа 1940 года умер. Похороны были скромными: проститься с опальным ученым пришли только самые близкие друзья. А духовой оркестр, как и просил перед смертью Яворницкий, исполнил его любимый гопак.
Г. Слобожанский
08.08.2008. ОДЕССА. В Свято-Успенском мужском монастыре освящен надвратный храм колокольни
08.08.2008. ХУСТ. В єпархії відбудеться прославлення в лику святих преподобного Іова Угольського