Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Хиротония епископа Антония

18 мая в Киеве Блаженнейший Митрополит Владимир совершил Божественную литургию во Всехсвятском храме, на территории комплекса кафедрального собора в честь Воскресения Христова. Во время богослужения Предстоятель возвел в сан епископа наместника Одесского Свято-Ильинского мужского монастыря архимандрита Антония (Боровика). На заседании Священного Синода УПЦ от 8 мая нынешнего года было принято решение об образовании Уманской епархии путем выделения ее из состава Черкасской (Журнал №43). Тогда же архимандрит Антоний и был избран епископом Уманским и Звенигородским. Вместе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром участие в его архиерейской хиротонии приняли митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Симферопольский и Крымский Лазарь; архиепископы Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Овручский и Коростенский Виссарион, Белоцерковский и Богуславский Митрофан, а также епископы Бориспольский Антоний, Нежинский и Прилуцкий Ириней, Шепетовский и Славутский Владимир, Сумской и Ахтырский Иларий, Кременчугский и Лубенский Евлогий, Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, Яготинский Серафим, Новокаховский и Бериславский Иоасаф, Переяслав-Хмельницкий Александр. По традиции, перед совершением Таинства хиротонии кандидат в архиереи прочитал «Исповедание веры», а по окончании богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир обратился к епископу Уманскому и Звенигородскому Антонию с пастырским словом. Затем Первосвятитель вручил епископу Антонию архиерейский жезл, после чего владыка преподал присутствующим благословение.
Наречение архимандрита Антония (Боровика) во епископа «богоспасаемого града Умани» состоялось в субботу, 17 мая, в предстоятельской резиденции Блаженнейшего Митрополита Владимира (в Киево-Печерской Лавре).

Слово Блаженнейшего Митрополита Владимира при вручении жезла
Преосвященный епископ Антоний!
Христос Воскресе!
В эти светлые пасхальные дни Господь озаряет твое сердце особой радостью, призывая на новое поприще церковного послушания. Ничто в этой жизни не может сравниться с великим счастьем служения Богу и людям. Однако, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «желающий служить добру должен быть готов терпеть зло». По опыту пастырской службы ты знаешь, как труден этот путь. Теперь, когда Господь призвал тебя к высшему церковному служению в сане епископа, тебе надлежит явить в себе образ «Первосвященника Великого, прошедшего Небеса» (Евр. 4, 14), сугубо служить Ему «в правде и преподобии истины» (Еф. 4, 24), быть образцом добрых дел, трезвения, воздержания, целомудрия, благочестия, правды, веры и терпения.
Сегодня тебя облекли в святительские одежды и знаки архиерейского достоинства. Пусть слова Спасителя о том, что желающий быть большим да будет всем слугой (Мф. 23, 11), станут не только девизом твоего нового служения, но и несокрушимой стеной, о которую разобьются многие мирские соблазны, высокомерие и честолюбие.
Велико архиерейское служение, велика и ответственность: «От всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). От епископа требуется светлость души, чтобы он был «светом миру» (Мф. 5, 14); непорочность сердца, чтобы он был образом стаду своему «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12); высокая самоотверженность, чтобы в случае необходимости «положить жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11); неустанное бодрствование, чтобы вверенное ему стадо не расхитили волки» (Ин. 10, 12).
Казалось бы, не по человеческим силам это высокое призвание. И сам ты понимаешь, какой высокий долг возлагает на тебя твое новое послушание и что естественными силами немощный греховный человек не может с успехом исполнить этот долг без содействия благодати Господней. Но мы верим, что всесильная благодать Божья «немощная врачует и оскудевающая восполняет». По слову апостола Павла, сила Божья «совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Господь управляет учрежденной Им Церковью, промышляет о тех людях, которых избирает и дарует им от Своих великих щедрот необходимые благодатные дары.
Поэтому в мире и радости вступи в этот новый, указуемый тебе промыслом Божьим путь, с верой во всесильную помощь Божью приступи к порученному тебе служению и «старайся представить себя Богу достойным, делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).
До сего дня ты ревностно исполнял послушание наместника Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря, приложил много трудов к процветанию обители, которая является одной из ценнейших жемчужин Южной Пальмиры. Ты проявил незаурядные способности по благоукрашению святых Божьих церквей, золотил купола и обустраивал монастырский быт. В будущем тебе, возлюбленный собрат, предстоит решить немало других задач, у тебя будет много забот по благоустроению новообразованной епархии. По слову святителя Иоанна Златоуста, ты всегда должен будешь жить не для себя одного, а для множества людей. Тебе пригодятся твои прежние навыки и умение собирать вокруг себя добрых людей, радеющих о Славе Божьей. Но напомню тебе, что Божье Домостроительство невозможно осуществлять одним нашим несовершенным разумом и слабыми человеческими силами. Только при помощи Божьей, при стяжании благодатных даров Святого Духа мы можем получить способность стать добрыми домостроителями Божьими. Поэтому необходимо постоянно «возгревать в себе дарования, данные через рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Лишь при этом условии сегодняшнее Таинство станет для тебя источником ведения, мудрости и силы. В противном случае благодать отходит от нас, и мы, оскудевая духом, остаемся лишь при одних вещественных знаках своего сана. Постоянная молитва и духовная работа над собой помогут тебе стать подлинным светочем христианской веры. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16).
Всегда нам нужно помнить, что епископ есть Ангел Церкви, хранитель чистоты учения церковного, образ беспорочного жития, живой пример для пастырей и вверенной ему паствы. Паси стадо твое с кротостью и любовью, дабы видели в тебе твои пасомые благодатные черты истинного пастыря. Ты исповедал перед нами святые догматы веры, священные правила Церкви и обещал соблюдать их неизменно. Бог тебе в помощь!
Прими сей жезл в знамение силы и крепости, даруемых тебе от Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа. С любовью о Воскресшем Господе с миром отправляю тебя на твое новое служение.

Слово архимандрита Антония при наречении
Ваше Блаженство, высокочтимый и дорогой наш Первосвятитель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир!
Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой!
В «сей нареченный и святый день» я испытываю священный трепет и глубокое переживание при мысли о том, что Предстоятель нашей Святой Церкви вместе с сонмом архиереев определил мне быть епископом и приобщиться к благодати апостольского преемства, берущей свое начало от Христа через святых апостолов.
Мысль свою устремляю ныне к горнему и со смирением возношу свою молитву ко Господу: «Оскверненна грехи многими, да не презриши мене, Владыко Господи Боже мой, се бо приступих к Божественному сему и пренебесному Твоему Таинству, не яко сый достоин, но взирая на Твою благостыню» (Литургия святого апостола Иакова). Страшит меня высота епископского служения и связанных с ней обязанностей и строгая ответственность за неисполнение их, с одной стороны, а с другой ― скудость и слабость моих сил.
Святительское служение ― дело священное, возвышенное и весьма ответственное. Оно сопряжено со многими трудностями и требует от носителя епископского сана напряжения всех его духовных и физических сил. Епископ Церкви Христовой должен обладать большими дарованиями, располагать только добрыми и светлыми качествами сердца и души, он обязан быть «Божиим домостроителем» (Тит. 1, 7), мужем мудрости, подвижником благочестия, верным руководителем пасомых на пути к Царству Божию, дабы со дерзновением сказать в день Страшного Суда Божия: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8, 18).
Наряду с этим, как христианин, монах и пастырь, упование и надежду свою возлагаю на «Господа сил», Который, верю, укрепит и поможет мне на новом церковном поприще. Осознаю также, что страх служения, к которому ныне призываюсь, дан от Бога не для отчаяния, но чтобы страхом спасать себя и других. В это столь волнительное для меня время невольно вспоминаются ободряющие слова апостола Павла, обращенные к Фессалоникийской Церкви: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18).
В эти священные минуты считаю своим долгом выразить сердечную признательность и благодарность Первосвятителю нашему, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, за его высокое доверие ко мне, за личный пример жертвенного служения Господу и Церкви Божией. Выражаю Вам, Ваше Блаженство, сыновнюю любовь и прошу в дальнейшем не оставлять меня в своих святых молитвах и отеческом попечении.
Промыслу Божьему было угодно, чтобы мое становление проходило под руководством опытного святителя земли одесской, митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, от рук которого я воспринял благодатный дар священства и который поручал мне различные церковные послушания и управлял моей жизнью. Радуюсь, что в праздник моей Пятидесятницы десница одесского архипастыря будет возложена на мою главу для низведения высшего иерархического дара. От всей души благодарю Вас, дорогой владыка, за Вашу неустанную заботу о моем недостоинстве.
Смиренно припадаю к сему святому собору архиереев Божьих: своими святыми молитвами покройте мои немощи и благословите мне неосужденно стать на поприще нового, ответственного и высокого служения Господу и народу Божию, чтобы служение мое было безукоризненным, чтобы прославляло Отца нашего небесного, «Иже есть на небесех».

Биография епископа Антония
Епископ Уманский и Звенигородский Антоний (в миру ― Боровик Александр Анатольевич), украинец, родился 30 марта 1968 года в г. Лубны Полтавской области в семье рабочих. С 1981 года проживает в Одессе.
Здесь после окончания в 1983 году средней школы № 24 поступил в местное СПТУ-25. Среднее техническое образование получил в 1986 году. В 1986-1988 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1989 году поступил в Одесскую духовную семинарию. 15 октября 1990 года был причислен к братии Свято-Успенской обители (г. Одесса).
10 декабря 1990 года рукоположен в сан диакона. 24 декабря 1990 года был пострижен в монашество.
По окончании Одесской духовной семинарии поступил на заочный сектор Киевской духовной академии. 29 августа 1993 года рукоположен в сан иеромонаха. 31 октября 1995 года назначен благочинным Одесского Свято-Пантелеимоновского мужского монастыря, возведен в сан игумена. 23 апреля 1998 года награжден крестом с украшениями. 7 января 2000 года возведен в сан архимандрита. В 2001 году окончил Киевскую духовную академию. 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви утвердил наместником Свято-Ильинского мужского монастыря в г. Одесса.
17 мая 2004 года защитил кандидатскую диссертацию.
Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 года (Журнал № 43) назначен епископом Уманским и Звенигородским.