Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Евгений Чиквин, депутат польского сейма, редактор «Православного обозрения»: «Надо стараться быть живым камнем веры»

Cовременный православный человек должен знать свою веру,в которую веровали его предки. Важно, чтобы он осознал то, что только в Православной Церкви есть все необходимое для спасения.
Евгений Чиквин, депутат польского сейма, редактор «Православного обозрения»: «Надо стараться быть живым камнем веры»

– Евгений, мне показалось, что Острожские торжества для вашей организации особенные…
– Я редактор газеты, которую издает фонд князя Константина Острожского. Двадцать назад я и сотрудники редакции моей газеты решили торжественно отметить 400-летие со дня смерти Константина Острожского. Мы хотели увековечить труды человека, который особо потрудился на благо и в защиту Святой Православной Церкви. Мы тогда же учредили международную награду для защитников нашей веры, и у нас не было сомнения, что именно Константин (Василий) Острожский будет патроном этой награды. Ею отмечено уже более двадцати человек. Почему мы выбрали именно эту личность? В Польше, где православные составляют меньшинство, для нас очень важно передать будущим поколениям нашу православную веру. И эта дата и личность князя действительно для нас важны, так как большинство православных Польши – этнические украинцы, белорусы, россияне. Князь Константин был выдающимся политическим деятелем и ставил вопросы, на которые в то время трудно было дать ответы. Ему нелегко было одновременно защищать Православие и быть лояльным к государственной власти. Именно в его время было принято решение о ликвидации Православной Церкви в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском вообще. Своею жизнью Константин Острожский дал нам пример, как отстаивать и защищать Православие. После вступления Польши в ЕС нам стало трудней сохранять свою религиозную идентичность и наши ценности, не раз сталкивались с противодействиями. С начала девяностых годов и наша редакция, и наше Острожское братство близко сотрудничают с белорусскими православными, особенно с братством в честь Виленских мучеников в Минске. Мы помогали им организовать это братство, так как у нас был опыт подобной работы: наше молодежное православное движение существовало уже в восьмидесятые годы прошлого века. Нам это удалось, потому что в Польше в советское время в этом отношении была довольно либеральная власть.
Члены минского братства также едины с нами в отношении такой личности, как князь Константин (Василий) Острожский, в частности в том, что необходимо напоминать сегодняшнему поколению о его славных деяниях.
По нашей инициативе этот год объявлен в Белоруссии Годом князя Константина Острожского. Совместно с белорусскими братьями соорудили часовню в честь преподобного Федора Острожского в Минске, а потом и сошлись на необходимости почтить торжествами четырехсотлетие со дня преставления Константина Острожского. Они занялись организацией торжеств в Минске, а мы – в Белостоке. Мы стараемся популяризировать подобную информацию среди наших верующих. Так, календарь, который издается каждый год как приложение к нашему журналу, также будет посвящен этой торжественной дате. Надеемся, что и данная конференция будет способствовать той цели, которую мы озвучили перед нашим священноначалием: прославление Константина Острожского как благоверного князя Православных Церквей Украины, Белоруссии и Польши. Он страдал за православие, вся его жизнь была посвящена защите нашей веры. И более того, если бы не труды князя Константина, то, наверное, и Польской Православной Церкви тоже не было. Его заслуги большие и многогранны, это и защита православных, и постройка новых храмов и монастырей, и основание типографий. В его лице сторонники и организаторы Брестской унии получили достойного борца.

– Конференция оригинальная: она проходит в трех странах с посещением памятных Острожских мест.
– Провести такую конференцию – наша совместная идея с белорусскими братьями. Кроме того, очень важно, что ее поддержали не только Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, но и государственная власть. Это очень отрадно, особенно для меня как коренного белоруса, так как в последние десять лет независимости Белоруссии мы наблюдали довольно усилия и тенденции доказать, что православие не является религией белорусского народа. Но ведь само возникновение белорусского государства, его культуры, письменности генетически связано с православием. Подобные попытки отвергнуть тесную зависимость государства и его культуры с Православной Церковью появились не только в Белоруссии, но и в Украине, а образцами для подражания народу предлагают личностей, которые известны борьбой против православного населения Украины и Белоруссии. Поэтому поддержка со стороны власти в проведении Острожских торжеств очень и очень важна. И я хочу выразить благодарность белорусским властям, общественным организациям и прессе за поддержку данной конференции.

– Но ведь Украиной она не заканчивается?
– Мы планируем продолжить работу данной конференции в августе этого года в Белостоке и в Благовещенском Супрасльском мужском монастыре. Празднования четырехсотлетия со дня преставления князя Константина Острожского пройдут в Супрасльском монастыре в день празднования памяти Супрасльской иконы Божьей Матери, когда в обитель приедут все наши польские архиереи и тысячи паломников. В этот день на территории монастыря будет освящен памятник князю Константину.

– Оказывает ли влияние на общественность, в частности на молодежь, проведение подобных конференций?
– Я уверен, что да. Особенно на людей, которые ищут свое место в Церкви, и прежде всего в Польше, где в процессе полонизации они теряют свою идентичность. Для них и личность князя, и то, что он писал против Брестской унии, очень важны. Сегодня Католическая церковь пытается представить унию как благо, хотя для нас это глубокая рана. Если человек прочитает Послание князя Острожского, который написал его как только узнал о том, что архиереи тайно готовят унию, он поймет, насколько наши предки дорожили своей верой. В этом послании князь, не страшась за свое имущество и свою жизнь, призывает людей хранить православное вероисповедание. Поэтому воспитательное значение личности Константина Острожского колоссальное. Вот, например, в своем детстве мы не имели книг, но примером для подражания служила вера наших родителей. Учитывая теперешние возможности, мы просто обязаны хорошо знать и ценить свою веру и культуру, чтобы дать ответ вопрошающим нас. В этом примером для нас как раз может служить личность князя Константина Острожского.
Отрадное явления в Польше – заметное увеличение за последние двадцать лет количества молодых людей, которые постригаются в монашество. Они отказались от бессмысленных благ западного мира и отдали себя на служение Богу. Отрадно и то, что возрождается солидарность православных. Хотя и здесь есть проблемы.

– Имеется в виду Косово?
– Да, к сожалению, постсоветские страны, в том числе Польша и Украина, хотя они и являются славянскими, признали незаконное отделение Косово от Сербии, которое готовилось албанским меньшинством еще в семидесятые годы прошлого века. Наши государства участвовали в этих незаконных действиях. Солидарность среди православных очень важная проблема. В Польше, где нас меньшинство, нам удается собрать небольшую помощь сербским братьям в Косово, мы принимаем участие в отстройке разрушенных храмов и монастырей. И эту миссию берут на себя прежде всего молодые православные люди.

– А каким должен быть современный православный человек?
– Прежде всего он должен знать свою веру, то есть веру, в которую веровали его предки. Важно, чтобы он осознал то, что только в Православной Церкви есть все необходимое для спасения. Сегодня роль Православной Церкви огромная, так как своими божественными установлениями она сохраняет людей, в частности молодежь, от либеральных западных идей. Например, у нас в Польше Католическая Церковь предлагает верующим поститься только два дня, но все мы знаем, что посты, которых придерживается Православная Церковь, освящены многовековой церковной практикой. Православие не дает стать просто биологически живым, но делает человека живым духовно-физическим организмом. Поэтому уважение к наследию прошлого, не только внешнее, должно быть присущее современным православным людям. Человек должен активно жить церковной жизнью, а не просто исполнять религиозные обряды. В Неделю жен-мироносиц я был в одном храме в Белостоке. Так вот этот храм своими руками построили двадцать женщин, которые несколько раз в неделю приезжали на место строительства и созидали эту церковь. Молодые люди должны подражать таким подвижникам и стараться самим быть живым камнем веры.

Беседовал В. Анисимов